Я уже однажды писала статью на близкую тему, сегодня же хочу больше проиллюстрировать и некоторые другие феномены реальными примерами, которые я, как психолог, наблюдаю постоянно.
В моей работе нередко случаются моменты, когда реальность будто подыгрывает терапевтическому процессу, когда внешний мир странным образом резонирует с внутренними процессами клиентов. Эти явления выходят за рамки случайностей – они слишком точны, слишком «в тему» и «в точку», чтобы быть просто совпадениями.
Например, клиент рассказывает о сне с маяком – и в этот момент в окно ударяет луч солнца. В другой раз клиент вспоминает давно забытого школьного учителя – и через час случайно сталкивается с ним в парке, о чем с удивлением рассказывает мне на очередной встрече. Или клиент говорит о сложных отношениях с матерью и о сепарации с ней, и родительница тут же начинает звонить, нарушая терапевтический процесс.
Подобные совпадения кажутся мистикой, однако есть психологические теории, которые объясняют эти феномены – это теория систем, теория поля и теория синхронистичности. Есть и другие, но остановимся только на этих трех.
Начнем с теории систем
Человек – это сложная, многосоставная конструкция, живущая в постоянном взаимодействии с окружающей средой. Наша личность складывается из множества уровней: биологического, психологического, культурного, социального. Каждый элемент этой конструкции находится в тесной взаимосвязи с остальными элементами, влияющими друг на друга. Так, даже мельчайшие изменения на одном уровне неминуемо отзываются на другом.
Возвращаясь к моим примерам – если рассматривать случаи терапевтических совпадений сквозь призму теории систем, встреча с учителем в парке перестает выглядеть чистой случайностью. Скорее, это следствие активности глубоких структурных связей внутри самой личности. Воспоминания детства активировали внутренние механизмы, повлиявшие на восприятие пространства, увеличив вероятность встречи. Реальность буквально откликнулась на внутреннее событие. Однако, вполне вероятно, что учитель и раньше находился в одном пространстве с клиентом, но так как последний о нем не вспоминал и не думал, то мог его просто не замечать.
Главные тезисы теории:
- целое больше суммы частей. Семья, например, не просто набор индивидов, а новая качественная реальность. Как вода, например, обладает свойствами, которых нет у водорода и кислорода по отдельности;
- поведение каждого члена системы и положение любого элемента этой системы, одновременно вызовет реакцию в других элементах и станет стимулом для их изменений. Например, детские симптомы часто стабилизируют брак родителей;
- системы стремятся к равновесию, даже болезненному. Классический пример: когда алкоголик бросает пить, семья нередко распадается – система теряет привычную точку напряжения.
И на моем примере с матерью клиента, которая бессознательно мешала терапевтическому процессу, все эти тезисы наглядно проиллюстрированы.
Теперь перейдем к теории поля Курта Левина
Курт Левин, пионер социальной психологии, представлял психику не как изолированную систему, а как элемент динамического поля, где каждая мысль и эмоция изменяет конфигурацию всего взаимосвязанного пространства. В его понимании, человек – не наблюдатель реальности, а ее активный со-творец.
Левин считал, что любое поведение обусловлено особым полем сил, создающимся вокруг конкретного момента времени и пространства (у Юнга, например, это коллективное бессознательное). Поле включает не только объективные элементы окружения, но и субъективные состояния человека. Поэтому наша активность зависит одновременно от двух условий: характеристик самого человека («чего хочет») и обстоятельств среды («что доступно»).
Пример, молодая женщина пришла в терапию с жалобой на «замороженность» в карьере. Во время сессии она впервые осмелилась сказать: - «Я боюсь собственного успеха». В тот же вечер ей позвонил бывший коллега, с предложением интересной работы. С точки зрения теории поля, ее искреннее признание изменило внутреннюю конфигурацию – и, грубо говоря, «поле возможностей» мгновенно отреагировало.
А теперь поговорим о наиболее интригующей концепции – теории синхронистичности Карла Густава Юнга
Юнг назвал термином «синхроничность» явление, когда два несвязанные внешне события происходят одновременно и несут определенный смысл для наблюдателя. Такой феномен отличается от простой случайности, ибо несет эмоциональную нагрузку и символизирует нечто большее, чем простое совпадение.
Например, картинки на тетрадях, которые я выбираю случайным образом для ведения записей по каждому отдельному клиенту, в большинстве случаев оказываются синхронны с их реальными историями, их ключевыми образами и событиями, или даже нередко с сюжетами их повторяющихся снов.
Синхронистичность – это не просто случайные совпадения, а смысловые пересечения внутреннего и внешнего мира. В терапии такие моменты часто становятся ключами к глубинным процессам психики, могут подсвечивать какие-то важные моменты, которые происходят внутри клиента, и т.п.
Еще пример, работали с клиентом над темой отцовского отвержения и пренебрежения. Клиент очень злился на отца, но подавлял гнев. Когда он уже приблизился к тому, чтобы прикоснуться к своему аффекту, войти с ним в контакт, который его пугал, произошел любопытный случай. После сессии он пошел в книжный магазин и, случайно задев полку, ему на голову упала книга «Отцы и дети» Тургенева. Рассказывая это на очередной сессии, он недоумевал, почему именно такое совпадение произошло, т.к. отец всегда обесценивал его любовь к литературе и высмеивал его желание стать писателем.
Итак, возвращаясь к началу текста, можно сделать вывод, что таинственность встреч и знаков вовсе не свидетельствует о вмешательстве потусторонних сил. За этими странными происшествиями стоят непостижимые законы природы, раскрывающие богатство нашего внутреннего мира и единство человека с пространством-временем, которые пока мы не можем в полной мере научно объяснить, а можем только наблюдать эти феномены.
Эта статья призвана показать, насколько удивительно устроена наша жизнь. Может показаться, что я пытаюсь снять покров мистики с чудес, но цель моя гораздо шире – убедить читателя в том, что магия реальности доступна каждому, кто открыт для жизни, готов внимательно наблюдать и исследовать собственный внутренний мир. И это не эзотерика и не магическое мышление, это наша жизнь и она сильно больше того, что может систематизировать, осознать и объяснить наш мозг.