Найти в Дзене
Этобаза

Каково было быть ребенком в средневековье? 10 ужасающих фактов о детстве в средние века

Оглавление

В наши дни беззаботное детство - это защищенная законом и семьей счастливая пора игр, веселья и учебы в школе. Но как это было - оказаться ребенком высокого средневековья?

Давайте-ка совершим путешествие в прошлое - в средневековую Европу. И опробуем понять все от лица нашего героя - маленького мальчика Жана семи лет, родившегося в начале XIV-го столетия в северофранцузском городе Кале.

До семи лет еще нужно дожить

-2

Жану крайне повезло еще при рождении - его оставили в семье. Хотя, случись голодный год, запросто могли б кинуть у дороги или в лесу. Сам он не умер в младенчестве: статистика детских смертей в средневековье просто зашкаливала. Четверть всех новорожденных не доживала даже до своего первого дня рождения.

  • Кстати, дело тут даже не в разгуле болячек и примитивной медицине. Но и в халатном отношении самих взрослых к своим многочисленным потомкам. Например, малыш запросто мог выпасть из-за люльки, что слишком высоко повесили к потолку - чтоб матери легче качать было.

Ребенка запросто могли покусать или затоптать, боднуть, домашние животные - даже в городах люди, свиньи, козы и коровы вместе жили в одной комнате. Малыша легко могла собственная грузная мамка, в конце концов ночью задавить, - на убогих лежанках тогда вместе спали по 5-6 человек.

  • Чего беспокоиться-то, - смеялись средневековые родители, - этот пацан кони двинет, еще троих новых наделаем... Может, меньше жрать будут, да больше работать!

Дети - бесплатная рабсила

-3

Итак, ранее утро. Юного Жана будит не будильник, а звон церковных колоколов. И идти парнишке предстоит вовсе не в первый класс - а на работу.

  • Ох, снова эти монахи противные разбудили, - хнычет мальчик, вылезая не из мягкой постели, а из-под грубого набитого соломой тяжелого одеяла на деревянной лавке. - Мама, можно я не пойду сегодня за водой?
  • А кто за тебя пойдет-то, святой Януарий?, - в гневе кидает оплеуху пацану маман. - Ну-ка просыпайся да ступай, лежебока.

Да-да, в свои семь лет наш Жан уже полноценный работник, маленький взрослый, которого можно и за дровами послать, и по воду. Детства у него по сути и нет: так, краткий миг меж пеленками и увесистым батиным ремнем. Для родителей Жан - лишь еще одна бесплатная рабсила, что свой кусок хлеба точно задарма не получит.

Суровые игры - у кого остается око?

-4

Впрочем, поиграть у Жана все равно время найдется. Дети всегда дети, даже в средние века. Однако детские игры в средневековье чрезвычайно суровы. Это вам не у планшета сидеть, ребята.

Например, мальчишки на улицах Кале играют в игру “У кого останется око". Проще говоря, кидают друг в друга камнями, стараясь попасть промеж глаз. Но даже если не попадут, то синяки да ссадины, разбитые колени друг друже надолго обеспечат.

Вместе ТВ - публичные казни

-5

У Жана нет телевизора, планшета или смартфона. Потому он бегает смотреть на публичные казни, что по королевскому указу каждую пятницу вершатся на центральной площади Кале. Родители вовсе не против, даже разрешают: пускай-ка поглядит, что с разбойниками творят. Авось сам таким не вырастет.

Кстати, в 11-12 лет Жан уже сам будет считаться подлежащим смертной казни, если вдруг накосячит серьезно. Например, украдет что-то ценное у зажиточного фламандского купца на ближайшем рынке.

Суровое воспитание

-6

Впрочем, родители средневековые тоже не отстают в суровости воспитания чадушек. За любое непослушание, любый детский протест, нашему бедолаге Жану полагается от папаши-кузнеца крепкая затрещина, после которой можно уже и не встать... Побои в воспитании главное, проявление любви лишнее - именно так считали средневековые родители.

Кстати, нашего Жана вполне могут отправить на воспитание в чужую семью. Чтоб точно безо всяких телячьих нежностей вырос, настоящим мужиком.

Еда - корки да вода

-7

Маленькому Жану редко удается поесть вдоволь. Голод - вечный спутник средневекового человека в любом возрасте. Иногда его меню вообще очень скудно и почти не меняется. Как говорит мама:

  • Изменения есть. Вчера были корки хлеба да вода, сегодня вода да корки хлеба.

Одежда - обноски

-8

Одежда у нашего Жана - словно половик на церковной паперти: вся штопана-перештопана.

  • Мама, а рыцари тоже с такими латками ходят, - вопрошает Жан. - Я же рыцарем стать хочу!
  • Если рыцари с нашей улицы, то да, - спокойно отвечает родительница.

Регулярные болезни

-9

Родители Жана не знают, будет ли их мальчик жив через неделю, месяц, год. Ибо кругом свирепствуют самые разные опасные заразные болезни. Вон, недавно сестренку Жана малышку Антуаннету лихорадка забрала - знахарка не помогла, а к лекарям не обращались, потому что таких бедняки не знают в Кале.

  • Выживет сильный. Ну а слабый с ангелами в раю встретится, - грустно шутит местный католический священник-патер.

Взрослая жизнь нагрянет неожиданно

-10

Но если Жан все же выживет и далее, полноценная взрослая жизнь настигнет его уже к двенадцати годам. Он будет таскать тяжести и помогать отцу ковать гвозди, молить бога о Спасении и прощении. И глядя в свое отражение в мутной уличной луже однажды прошепчет:

  • Эх, чего я не родился в будущем, когда дети будут лишь играть да смеяться, а не пахать или милостыню просить...
-11

***

В общем, средневековое детство это кошмар, что точно и не снился нынешним подросткам. Однако именно тогда, вопреки всем тяготам, вырастали сильные личности. Но, повторюсь, дети всегда дети, независимо от тяжести эпохи. И улицы средневековых городов тоже оглашал заливистый ребячий смех...

Да и в конце концов, задумайтесь, дорогие друзья, а не покажется ли кошмарным современное детство тем, кто будет жить лет эдак через 500-600?