нельзя с людьми так. Нель-зя. А особливо с учащейся молодежью, которая читает книги, разбирается в политике, проявляет живой интерес к судьбе страны. Мы или образовываемся, строим высокотехнологичное производство, торгуем с иностранцами, растим умную патриотичную молодежь (со всеми вытекающими подробностями, связанными с грамотностью) или "все носом в землю! "не смей дышать, подлец, при мне!" (с)
***
На столе стоит комод
На комоде - бегемот
На бегемоте шапка,
На шапке - крест.
Кто угадает, того под арест (с) из юморных стихов про Александра третьего
Привет, Дзен!
Ну, что сказать? Готовил ли отец Александр II сына к правлению государством? Вроде - да. И военное дело, и политика и экономика. Все преподавалось.
Александр III сам по себе, по характеру, не отличался гибкостью ума, широтой мышления и теплым отношением к подданным. Да и воспитывал его, в основном махровый консерватор - Константин Победоносцев. В последствии именно этот человек был доверенным лицом императора Александра III и главным идеологом всех его проектов.
Это сейчас мы понимаем, что далеко не всегда после значит вследствие (кошка бросила котят - это кто-то виноват). А этот император воспринимал именно так.
Александр II - "освободитель" отменил крепостное право, реорганизовал армию, создал в России современную судебную систему, расширил автономию Университетов (Мы же про студенчество начали наш рассказ) и, в итоге, теRRориSтический акт, жуткая гибель... ничего хорошего.
Вот она - черная неблагодарность!
Значит - что?
Значит идем назад. Сворачиваем все проекты папы Александра II, "льем бетон", "крутим гайки", ставим везде жандармов.
Годы правления Александра III (1881-1994 гг) вошли в историю, как Эпоха Контрреформ.
Итак, контрреформы Александра III:
1. Высочайший манифест 29 апреля 1881 года о Незыблемости самодержавия
"В Бозе почивший Родитель Наш... (Александр II)... не
столько строгими велениями власти, сколько благостью ея и
кротостью совершил Он величайшее дело Своего Царствования –
освобождение крепостных крестьян, успев привлечь к содействию в
том и дворян-владельцев, всегда послушных гласу добра и чести;
утвердил в Царстве Суд и подданных Своих, коих всех без различия
соделал навсегда свободными, призвал к распоряжению делами
местнаго управления и общественнаго хозяйства.
Низкое и злодейское убийство Русского Государя... омрачило всю землю нашу скорбию и ужасом.
Но посреди великой Нашей скорби Глас Божий повелевает Нам
стать бодро на дело Правления в уповании на Божественный
Промысел, с верою в силу и истину Самодержавной Власти, которую
Мы призваны утверждать и охранять для блага народного от всяких
на нее поползновений.
Посвящая Себя великому Нашему служению, Мы призываем всех
верных подданных Наших служить Нам и Государству верой и правдой
к искоренению гнусной крамолы, позорящей землю Русскую, – к
утверждению веры и нравственности, – к доброму воспитанию детей,
– к истреблению неправды и хищения, – к водворению порядка и
правды в действии учреждений, дарованных России Благодетелем ея,
Возлюбленным Нашим Родителем" - отрывок из Манифеста.
2. 1882 года - отказ от плана Земского собора. Здесь - не очень понятно, если честно. Земские Соборы существовали задолго до Александра III, в 16-17 веках. Последний собор, посвященный миру с Речью Посполитой, был вообще в 1684 году. Существовали в 19 веке земские учреждения, но они не являлись соборами в традиционном смысле. Они ничего толком не решали. Так, что можно это в контрреформы записать или нет - не знаю. Пусть будет.
3. - Усиление цензуры печати - это точно контрреформа 1882 года
4. 1883 год - Прекращение временно обязанного состояния крестьян.
Тут опять будем использовать систему "было - стало"
Александр II:
Манифест «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» от 19 февраля 1861 года.
- Крестьянам - личную свободу и право распоряжаться "своим" имуществом. Земля все еще у помещиков, но они обязаны предоставить крестьянам в пользование «усадьбы оседлости» и полевой надел.
- Крестьяне "свободны", но за пользование земельными наделами должны отрабатывать "барщину" и платить оброк.
- Полевой надел и размер оброка прописывается в уставной грамоте, которую составляет сам помещик на каждое имение.
Это называлось - "временно обязанность".
- Крестьяне имеют право на выкуп усадьбы и, по согласованию с помещиком, полевого надела. Пока не выкупил - находишься в статусе временно обязанного.
- Появление органов крестьянского общественного управления, сельские и волостные суды.
Александр III:
- 1. Отмена временнообязанности. Все бывшие помещичьи крестьяне переводились на обязательный выкуп. Снижаются выкупные платежи.
- 2. Отмена подушной подати.
- 3. Появление Крестьянского поземельного банка, который предоставлял кредиты на покупку земли.
- 4. Указ о сохранении целостности земельных наделов. Решение о разделе земель принималось общинным сходом
- 5. Укрепление власти помещиков.
По положению о губернских и уездных земских учреждениях, для дворян снижался имущественный ценз. Что это значит: имущественный ценз - это ограничение, при котором у человека есть право голоса на выборах в земство при наличии определенного количества имущества в собственности. При снижении ценза - право голоса получили дворяне из "беднейших" слоев. Таким образом увеличивается влияние дворян (их просто стало больше - тех, кто мог иметь влияние) на на местное самоуправление. Укрепляется сословность общества. Увеличивается эксплуатация крестьян. Помещикам не выгодно продавать им земельные наделы и отпускать совсем. Они искусственно создают условия, при которых все положительные для крестьян реформы умножаются на ноль. Положение крестьян не улучшается.
5. 1884 год: Черта оседлости для евреев.
6. Отмена Университетского самоуправления, 1884 год.
📌Вот это то, что нам здесь, по теме статьи, интересно. Подошли, наконец.
23 августа (по старому стилю) 1884 года Александром III утвержден новый Университетский Устав. Самых первых он коснулся - Санкт-Петербургского., Московского, Харьковского, Казанского, Новороссийского университетов, университета Св. Владимира в Киеве, некоторых университетов в Одессе.
Контрреформы Александра III по университетам
Не стало никакой автономии. Ни с ограничениями, ни с элементами государственного контроля... Вообще.
Теперь университеты находятся в полном подчинении попечителей учебных округов и Министерства народного просвещения. Университетские советы утратили свои прежние компетенции. Их работа теперь ограничивалась решением учебных и научных вопросов. А с точки зрения хозяйственных и административных дел университета они присутствовали просто "для формы". Там университетские коллегии ничего уже не рашали.
Министерство народного просвещения теперь само назначало профессоров, ректоров, деканов. Контроль над студентами приобрела государственная инспекция. Для усиления надзора в стенах университета в 1883 году был увеличен штат «служителей инспекции».
Новый Университетский Устав 1884 года требовал теперь от поступающих не только характеристику из гимназии, а, еще и свидетельство "о безукоризненном поведении" от полиции.
Студентам запрещено вообще все. Какая-бы то ни была молодежная жизнь не имеет право быть. Студенческие читальни, концерты, балы, чайные - нельзя.
А вдруг вы там что-то против "их, Божьей милостью, императора..." замышляете!
Нарушителей ожидало следующее:
- выговор;
- арест в карцере от 24 часов до 4 недель;
- временному увольнению;
- исключению.
В 1885 году снова стала обязательной форменная одежда для студентов. Студентам запрещается вступать в брак все время пребывания их в университете.
7. Циркуляр о кухаркиных детях - 1887 год
Здесь - понятно, да? Детей из низших сословий ни в коем случае в гимназии не принимать.
Собственно, этот "людоедский" устав и стал причиной тех самых волнений среди студентов, в которые вовлекся юный Володя Ульянов.
Потому, что нельзя с людьми так. Нель-зя. А особливо с учащейся молодежью, которая читает книги, разбирается в политике, проявляет живой интерес к судьбе страны. Мы или образовываемся, строим высокотехнологичное производство, торгуем с иностранцами, растим умную патриотичную молодежь (со всеми вытекающими подробностями, связанными с грамотностью) или "все носом в землю! "не смей дышать, подлец, при мне!"
А Александр "Бульдожка" III, видимо, в своем благодушествующем идеализме считал, что это может так работать - технологии и развитие, требующее массовой грамотности и при этом люди - скот, который надо гонять палкой.
Ладно. Наша история. Сумасшедшая, но она моя наша.
В следующем выпуске расскажу дальше, уже про Ленина. Как дальше развивались у него события.
Первые статьи линейки (обязательно читаем):
Люблю-обняла-увидимся!