Найти в Дзене
Tallis

Студенчество Российской Империи

Студенческие волнения, студенческие волнения... А когда молодежь не бунтовала-то? Когда молодежь не давала мощные протестные реакции на перегибы в действующей системе власти? Это нормально во все времена. Именно молодежь является ярчайшей лакмусовой бумажкой эпохи. Примечание от автора. Показала бегло дом-музей В.И. Ленина в прошлом выпуске. Хотела рассказать, в чем, собственно весь сыр-бор со студенческими волнениями в Казанском университете, в которые юный В.И. Ульянов почти сразу активно включился, но тут поняла, что без погружения в студенческую атмосферу разных срезов истории Российской Империи ничего не понять. Как говорил наш преподаватель по анатомии, как вы поймете, что есть патология, если не будете знать, как в норме? Короче - смотреть надо в формате "было - стало". Давайте попробуем. Вообще университеты возникли в Российской Империи в 1755 году. Для основной этики университетской жизни была характерна внутренняя автономность. Университет был отдельным небольшим "государс

Студенческие волнения, студенческие волнения... А когда молодежь не бунтовала-то? Когда молодежь не давала мощные протестные реакции на перегибы в действующей системе власти? Это нормально во все времена. Именно молодежь является ярчайшей лакмусовой бумажкой эпохи. Примечание от автора.

Показала бегло дом-музей В.И. Ленина в прошлом выпуске. Хотела рассказать, в чем, собственно весь сыр-бор со студенческими волнениями в Казанском университете, в которые юный В.И. Ульянов почти сразу активно включился, но тут поняла, что без погружения в студенческую атмосферу разных срезов истории Российской Империи ничего не понять.

Как говорил наш преподаватель по анатомии,

как вы поймете, что есть патология, если не будете знать, как в норме?

Короче - смотреть надо в формате "было - стало".

Давайте попробуем.

Вообще университеты возникли в Российской Империи в 1755 году.

Для основной этики университетской жизни была характерна внутренняя автономность. Университет был отдельным небольшим "государством в государстве" и внутренняя администрация сама устанавливала правила, уставы, запреты и даже суды над провинившимися. В каждое время был свой студенческий устав.

Вот и давайте посмотрим по временным срезам,

что из себя представлял студенческий университетский быт

Не знаю, правда, как мы через это все к Ленину подберемся... Ну, была-не была, поехали.

В самом начале, начиная с 1755 года, студенты обязывались соблюдать благочестие, прилежать к наукам, вести благородное поведение и избегать оскорблений достоинства университета. Не могу сказать, можно ли считать это уставом в полном смысле, но... лиха беда - начало.

Эти правила, дополненные и изданные печатным текстом, выдавались студентам, которые обещали их исполнять, подавая правую руку вместо присяги. Выпускникам университета присваивался обер-офицерский чин, а время обучения зачитывалось в действительную службу.

В отношении оплаты за обучение студенты могли быть двух категорий: те, кто оплачивал обучение самостоятельно (своекоштные), и те, кто получал финансирование от государства (казеннокоштные).

С 1780-го года уже появился первый студенческий «устав». В данном документе проговаривались две вещи:

  1. Условия для поступления в университет
  2. Обязанности студента:
  • соблюдать «истинное благочестие»
  • «прилежать к наукам»
  • соблюдать «благородное поведение»
  • избегать всего, что могло бы оскорбить достоинство университета

Получая устав, каждый студент подписывал формальное обещание в качестве христианина (это важно) и честного человека

во всем поступать по силе данного ему устава.

За проступки предусматривались наказания, такие как:

  • Изъятие шпаги (шпага, почти, как у военных, только поминиатюрнее, шла тогда в комплекте к форменному мундиру)
  • Ограничение в еде (грубо говоря, сажали на хлеб и воду)
  • Облачение в крестьянский костюм на трои дня
  • Лишение жалования (своекоштные студенты были на самостоятельном обеспечении, а казеннокоштные получали пособие, что-то около 200 рублей в год, плюс стипендии разного рода)
  • На деньги, которые назначались на пособие для наказанного покупалась библия, чтобы тот читал и думал над своим поведением

Изначально форма студента университета представляла из себя зеленый суконный мундир с красным воротником, обшлагами и внутренним подкладом.

Плюс шпага. На голову - треуголка. К 1800 году был законодательно утвержден

кафтан темно-зеленого сукна, с воротником и обшлагами малинового цвета и белыми пуговицами, в одной половине которых был герб Империи, а в другой — «атрибуты учености».

В сознании людей XVIII века дворянское звание оставалось высшим и единственным мерилом заслуг. Поэтому шпага стала символом благородства «просвещённых» людей. Ведь наличие шпаги означало защиту чести — дворянской или человеческого достоинства в целом.

Кадр из фильма "Пушкин". Тут темно-синие кафтаны, но, сдается мне, что в разных университетах они были со своими особенностями.
Кадр из фильма "Пушкин". Тут темно-синие кафтаны, но, сдается мне, что в разных университетах они были со своими особенностями.

Общий для всех Императорских университетов устав 1804 года:

В принципе там все было плюс-минус похоже.

Чтобы поступить в университет без экзаменов нужно было окончить гимназию и иметь хорошую характеристику от директора. Все остальные должны были держать экзамены по иностранным языкам и основам базовых наук. Экзамены проводились в специальном комитете, назначенном ректором университета.

Главным "страшным судом" для студентов был сам университет.

В сфере гражданских споров университет выступал в роли главного арбитра для студентов. Он рассматривал все иски и тяжбы, за исключением вопросов, связанных с недвижимостью. В уголовных делах университет проводил расследование и назначал специального представителя для участия в судебном процессе.

В случаях нарушения университетских правил университетское руководство выступало в качестве единственного судьи. Виновные могли быть подвергнуты заключению в карцере на срок от трёх до четырнадцати дней.

Непосредственною властью над студентами был облечен инспектор, избиравшийся из ординарных профессоров и обязанный быть

блюстителем порядка и благочиния, посещать покои воспитанников, нерадивых увещаниями привлекать к должности и стараться возбудить прилежание к учению.

У него были помощники, типа старост (выбирались из числа студентов), которые наблюдали за поведением студентов и за их занятиями и незамедлительно доносили инспектору «о дерзостях и соблазнительных поступках».

Цельная история, но ключевое здесь одно - автономность университетов. Мини-государство в государстве.

С 1804 года вво­ди­лось уни­вер­си­тет­ское са­мо­управ­ле­ние (ав­то­но­мия). Это бы со­вет, со­сто­яв­ший из про­фес­со­ров. Совет из­би­рал рек­то­ра и но­вых про­фес­со­ров, оп­ре­де­лял по­ря­док учеб­ной жизни университета, кон­тро­ли­ро­вал работу хо­зяйственных уч­ре­ж­де­ний и прочее. Совет был выс­шей ин­стан­ци­ей уни­вер­си­тет­ско­го су­да, а так­же учё­ным со­ве­том.

Ка­ж­дый университет ста­но­вил­ся цен­тром учеб­но­го ок­ру­га и выс­шим на­учным и административным ор­га­ном для всех учеб­ных за­ве­де­ний ок­ру­га, отдельно осу­ще­ст­в­лял цен­зу­ру. Эти преобразования соответствуют времени правления Александра Первого и охватывают, к 1824 году, всю систему университетов Империи.

В разное время вносились новые изменения, новые запреты...

Попечитель Казанского учебного округа внес преобразование в 1819 году, согласно которому за студентами буквально по пятам ходили "надзиратели", сопровождая их из помещения в помещение, осматривали их волосы, одежду и постели.

Вне стен университетского здания полиция и университетское начальство постоянно следили за тем, что было противно нравственности и христианской религии

Как раз, в 1824 году опубликованы новые правила для студентов всех вообще университетов:

  • чтобы они почитали университетское начальство и всякое государственное с должным повиновением,
  • вели жизнь богобоязненную, по правилам вероисповедания, не причиняя никому обиды, и за причиненные им искали удовлетворения законным порядком;
  • рачительно посещали и слушали лекции профессоров;
  • ни в какие тайные связи и общества не входили;
  • театры, и прочие собрания и увеселения посещали только с письменного разрешения университетского начальства, "а равно без оного не отлучались за город даже для ботанических гербаризаций";
  • книг, противных христианству и существующим системам правительств, в особенности же Российского государства, и других соблазнительных отнюдь не читали и т. д.

Совершенно казарменные порядки. Каким молодым людям это понравится? Даже обычная прогулка в неучебный день - целая проблема. Не забываем также, что "своекоштные" студенты (которые не зависят от государственного жалования), в принципе, в гробу видели правила и, конечно же, нарушали их.

При Николае Первом, к 1835 году, начали немного "крутить гайки".

Николай первый. Фото из открытых источников
Николай первый. Фото из открытых источников

В студенты начали принимать всех только по вступительному экзамену. Гимназистов с характеристиками тоже. Вольнослушателем попасть на лекции стало сложнее. Из университетского совета были изъяты компетенции полиции, суда и хозяйственной администрации. Теперь эти компетенции были у инспектора, которого выберет попечитель округа, в основном из военных или гражданских чиновников. Поднималась плата за обучение. Из­бра­ние со­ве­том рек­то­ра утверждал сам им­пе­ра­то­р. Назначение профессоров было в компетенции министра народного просвещения. Он же имел право самостоятельно определять кандидатуры на вакантные должности.

Казанский кот и автор канала
Казанский кот и автор канала

С вашего позволения, мы продолжим путь до истории с Лениным и Казанским университетом в следующем выпуске. Спасибо, что были со мной.

Подписывайтесь на мой канал, ставьте "сердечки".

Пока материалы готовятся, можно почитать про дом -музей Ленина в Казани и
музей гражданской войны в Свияжске, кто не читал и не смотрел.

Воть:

Увидимся.