Студенческие волнения, студенческие волнения... А когда молодежь не бунтовала-то? Когда молодежь не давала мощные протестные реакции на перегибы в действующей системе власти? Это нормально во все времена. Именно молодежь является ярчайшей лакмусовой бумажкой эпохи. Примечание от автора.
Показала бегло дом-музей В.И. Ленина в прошлом выпуске. Хотела рассказать, в чем, собственно весь сыр-бор со студенческими волнениями в Казанском университете, в которые юный В.И. Ульянов почти сразу активно включился, но тут поняла, что без погружения в студенческую атмосферу разных срезов истории Российской Империи ничего не понять.
Как говорил наш преподаватель по анатомии,
как вы поймете, что есть патология, если не будете знать, как в норме?
Короче - смотреть надо в формате "было - стало".
Давайте попробуем.
Вообще университеты возникли в Российской Империи в 1755 году.
Для основной этики университетской жизни была характерна внутренняя автономность. Университет был отдельным небольшим "государством в государстве" и внутренняя администрация сама устанавливала правила, уставы, запреты и даже суды над провинившимися. В каждое время был свой студенческий устав.
Вот и давайте посмотрим по временным срезам,
что из себя представлял студенческий университетский быт
Не знаю, правда, как мы через это все к Ленину подберемся... Ну, была-не была, поехали.
В самом начале, начиная с 1755 года, студенты обязывались соблюдать благочестие, прилежать к наукам, вести благородное поведение и избегать оскорблений достоинства университета. Не могу сказать, можно ли считать это уставом в полном смысле, но... лиха беда - начало.
Эти правила, дополненные и изданные печатным текстом, выдавались студентам, которые обещали их исполнять, подавая правую руку вместо присяги. Выпускникам университета присваивался обер-офицерский чин, а время обучения зачитывалось в действительную службу.
В отношении оплаты за обучение студенты могли быть двух категорий: те, кто оплачивал обучение самостоятельно (своекоштные), и те, кто получал финансирование от государства (казеннокоштные).
С 1780-го года уже появился первый студенческий «устав». В данном документе проговаривались две вещи:
- Условия для поступления в университет
- Обязанности студента:
- соблюдать «истинное благочестие»
- «прилежать к наукам»
- соблюдать «благородное поведение»
- избегать всего, что могло бы оскорбить достоинство университета
Получая устав, каждый студент подписывал формальное обещание в качестве христианина (это важно) и честного человека
во всем поступать по силе данного ему устава.
За проступки предусматривались наказания, такие как:
- Изъятие шпаги (шпага, почти, как у военных, только поминиатюрнее, шла тогда в комплекте к форменному мундиру)
- Ограничение в еде (грубо говоря, сажали на хлеб и воду)
- Облачение в крестьянский костюм на трои дня
- Лишение жалования (своекоштные студенты были на самостоятельном обеспечении, а казеннокоштные получали пособие, что-то около 200 рублей в год, плюс стипендии разного рода)
- На деньги, которые назначались на пособие для наказанного покупалась библия, чтобы тот читал и думал над своим поведением
Изначально форма студента университета представляла из себя зеленый суконный мундир с красным воротником, обшлагами и внутренним подкладом.
Плюс шпага. На голову - треуголка. К 1800 году был законодательно утвержден
кафтан темно-зеленого сукна, с воротником и обшлагами малинового цвета и белыми пуговицами, в одной половине которых был герб Империи, а в другой — «атрибуты учености».
В сознании людей XVIII века дворянское звание оставалось высшим и единственным мерилом заслуг. Поэтому шпага стала символом благородства «просвещённых» людей. Ведь наличие шпаги означало защиту чести — дворянской или человеческого достоинства в целом.
Общий для всех Императорских университетов устав 1804 года:
В принципе там все было плюс-минус похоже.
Чтобы поступить в университет без экзаменов нужно было окончить гимназию и иметь хорошую характеристику от директора. Все остальные должны были держать экзамены по иностранным языкам и основам базовых наук. Экзамены проводились в специальном комитете, назначенном ректором университета.
Главным "страшным судом" для студентов был сам университет.
В сфере гражданских споров университет выступал в роли главного арбитра для студентов. Он рассматривал все иски и тяжбы, за исключением вопросов, связанных с недвижимостью. В уголовных делах университет проводил расследование и назначал специального представителя для участия в судебном процессе.
В случаях нарушения университетских правил университетское руководство выступало в качестве единственного судьи. Виновные могли быть подвергнуты заключению в карцере на срок от трёх до четырнадцати дней.
Непосредственною властью над студентами был облечен инспектор, избиравшийся из ординарных профессоров и обязанный быть
блюстителем порядка и благочиния, посещать покои воспитанников, нерадивых увещаниями привлекать к должности и стараться возбудить прилежание к учению.
У него были помощники, типа старост (выбирались из числа студентов), которые наблюдали за поведением студентов и за их занятиями и незамедлительно доносили инспектору «о дерзостях и соблазнительных поступках».
Цельная история, но ключевое здесь одно - автономность университетов. Мини-государство в государстве.
С 1804 года вводилось университетское самоуправление (автономия). Это бы совет, состоявший из профессоров. Совет избирал ректора и новых профессоров, определял порядок учебной жизни университета, контролировал работу хозяйственных учреждений и прочее. Совет был высшей инстанцией университетского суда, а также учёным советом.
Каждый университет становился центром учебного округа и высшим научным и административным органом для всех учебных заведений округа, отдельно осуществлял цензуру. Эти преобразования соответствуют времени правления Александра Первого и охватывают, к 1824 году, всю систему университетов Империи.
В разное время вносились новые изменения, новые запреты...
Попечитель Казанского учебного округа внес преобразование в 1819 году, согласно которому за студентами буквально по пятам ходили "надзиратели", сопровождая их из помещения в помещение, осматривали их волосы, одежду и постели.
Вне стен университетского здания полиция и университетское начальство постоянно следили за тем, что было противно нравственности и христианской религии
Как раз, в 1824 году опубликованы новые правила для студентов всех вообще университетов:
- чтобы они почитали университетское начальство и всякое государственное с должным повиновением,
- вели жизнь богобоязненную, по правилам вероисповедания, не причиняя никому обиды, и за причиненные им искали удовлетворения законным порядком;
- рачительно посещали и слушали лекции профессоров;
- ни в какие тайные связи и общества не входили;
- театры, и прочие собрания и увеселения посещали только с письменного разрешения университетского начальства, "а равно без оного не отлучались за город даже для ботанических гербаризаций";
- книг, противных христианству и существующим системам правительств, в особенности же Российского государства, и других соблазнительных отнюдь не читали и т. д.
Совершенно казарменные порядки. Каким молодым людям это понравится? Даже обычная прогулка в неучебный день - целая проблема. Не забываем также, что "своекоштные" студенты (которые не зависят от государственного жалования), в принципе, в гробу видели правила и, конечно же, нарушали их.
При Николае Первом, к 1835 году, начали немного "крутить гайки".
В студенты начали принимать всех только по вступительному экзамену. Гимназистов с характеристиками тоже. Вольнослушателем попасть на лекции стало сложнее. Из университетского совета были изъяты компетенции полиции, суда и хозяйственной администрации. Теперь эти компетенции были у инспектора, которого выберет попечитель округа, в основном из военных или гражданских чиновников. Поднималась плата за обучение. Избрание советом ректора утверждал сам император. Назначение профессоров было в компетенции министра народного просвещения. Он же имел право самостоятельно определять кандидатуры на вакантные должности.
С вашего позволения, мы продолжим путь до истории с Лениным и Казанским университетом в следующем выпуске. Спасибо, что были со мной.
Подписывайтесь на мой канал, ставьте "сердечки".
Пока материалы готовятся, можно почитать про дом -музей Ленина в Казани и
музей гражданской войны в Свияжске, кто не читал и не смотрел.
Воть:
Увидимся.