Найти в Дзене
Dimentrium

Большая восьмерка. Одиночный поход по Кавказу. Часть 1: Большой Сахрай

Горные походы возвращаются! В этом году я прыгнула выше головы и сходила одним махом на два разных маршрута: Большой Тхач (Адыгея) и Маршрут №8 Кавказского заповедника (Краснодарский край). Увидела на карте, что эти два маршрута замечательно стыкуются друг с другом, и, т.к. добираться до каждого из них из Москвы почти двое суток, я решила попытать удачу и пройти оба маршрута за один автономный десятидневный поход длиной в 107 км. Поход вышел достаточно колоритным, особенно первая его половина. Маршрут через Большой Тхач я взяла с карты Waymarked hiking trails. Он там имеет название "Никитино–Бамбаки–Большой Тхач–Новопрохладное". Я шла в обратном направлении, чтобы потом, в районе поселка Никитино, стартовать на Восьмой маршрут. Для краткости эти два слившихся маршрута буду называть Большой восьмеркой. На данный момент это мой второй горный поход (в прошлом году ходила еще по Тридцатому маршруту). Учитывая, что я собиралась 10 дней одна шастать по горам, то к этому походу я готовилась т
Оглавление

Горные походы возвращаются! В этом году я прыгнула выше головы и сходила одним махом на два разных маршрута: Большой Тхач (Адыгея) и Маршрут №8 Кавказского заповедника (Краснодарский край). Увидела на карте, что эти два маршрута замечательно стыкуются друг с другом, и, т.к. добираться до каждого из них из Москвы почти двое суток, я решила попытать удачу и пройти оба маршрута за один автономный десятидневный поход длиной в 107 км. Поход вышел достаточно колоритным, особенно первая его половина.

Маршрут Никитино — Бамбаки — Большой Тхач — Новопрохладное и Маршрут №8
Маршрут Никитино — Бамбаки — Большой Тхач — Новопрохладное и Маршрут №8

Маршрут через Большой Тхач я взяла с карты Waymarked hiking trails. Он там имеет название "Никитино–Бамбаки–Большой Тхач–Новопрохладное". Я шла в обратном направлении, чтобы потом, в районе поселка Никитино, стартовать на Восьмой маршрут. Для краткости эти два слившихся маршрута буду называть Большой восьмеркой.

На данный момент это мой второй горный поход (в прошлом году ходила еще по Тридцатому маршруту). Учитывая, что я собиралась 10 дней одна шастать по горам, то к этому походу я готовилась тщательнее, чем обычно. Прикупила нового снаряжения и протестировала его в полевых условиях. Долго подбирала еду для похода, чтобы не загнуться еще в самом начале пути от веса своего рюкзака. Итого перед стартом мой рюкзак весил примерно 18 кг вместе с едой и почти двумя литрами воды. Не так много, как могло бы быть, но все равно чуть больше, чем хотелось. Это был самый тяжелый рюкзак за весь мой походный опыт.

Заброска

Заброска из Москвы в Новопрохладное абсолютно идентична заброске на 30-й маршрут со стартом на КПП Лаго-Наки. Сначала из Москвы в Краснодар ехала 33 часа на поезде в плацкартном вагоне на боковой верхней полке. Как бы заранее я не мониторила билеты, нижнюю полку выкупить нереально.

Краснодар, ж/д вокзал на рассвете
Краснодар, ж/д вокзал на рассвете

В Краснодаре села на автобус до автовокзала Майкопа. В Майкопе на городском автобусе доехала до другого автовокзала, где села на ещё один автобус до Каменномостского (Хаджох).

Майкоп. На автостанции. Не очень понятно где туалет
Майкоп. На автостанции. Не очень понятно где туалет

В Каменномостском вызвала Яндекс.Такси до Новопрохладного. На такси ехать порядка 25 км, половина из которых по грунтовой дороге. Знаю, что таксисты изначально не видят адреса заказов (во всяком случае так было в прошлом году), и добровольно согласиться на грунтовую дорогу они не могут. Странно, что проезд до Новопрохладного обошёлся мне в 850 р, а до Лаго-Наки в прошлом году в 1200 р, хотя там был один асфальт.

Надумала оставить чаевых водителю через приложение (оно предлагало 170 р). Наслушавшись ударов камней о днище автомобиля, в конце поездки дала ещё три сотни наличными. Водитель за 13 км грунтовки и слова не сказал, хотя, когда я попадала в такие ситуации ранее, таксисты материли всех и вся.

День 1. Новопрохладное – Армянский склад

Дистанция: 13 км, набор высоты: 545 м, сброс: 168 м.

День 1
День 1

Я стартовала на маршруте 2 июля в 10:30. Дошла до первой речки Безымянка и первым делом наклеила себе на колени тейп ленту. Вот так я обнаружила себя в 28 лет у адегейской реки без штанов, клеящую себе на ноги какую-то непонятную фигню. Как я докатилась до жизни такой? Я очень переживала, выдержат ли мои несчастные колени такой поход, т.к. пять дней хождения по нижегородским холмам показали, что колени — это мое очень уязвимое место. Пару недель пила БАДы для суставов и нашла в интернете упражнения для коленей. Планировала делать их в походе каждое утро и вечер.

Изначально я думала первый переход сделать совсем коротким и заночевать на поляне Тайвань, до которой идет суровая автомобильная горная дорога. Многие туристы и вообще все организованные группы заказывают себе автомобильную заброску как минимум до Тайваня, а иногда и дальше. Это весьма дорогое и не самое безопасное удовольствие для одиночного туриста, да и к тому же в начале похода меня радует абсолютно всё, поэтому мне было не сложно пройти несколько километров пешком по не самой живописной дороге с возможными бродами через реку Сахрай.

Мост через р. Безымянка
Мост через р. Безымянка

Перешла по мосту р. Безымянку и вышла на ту самую дорогу, по которой мне предстояло топать весь первый день. Почти сразу же начался плавный подъем, за которым пошел спуск. В начале дорога как будто издевается над туристами — потейте, набирайте высоту, чтобы потом её сбросить. Через пару километров дошла до реки Сахрай. Первые два брода через реку дублируются подвесными пешеходными мостами.

Дорога их Новопрохладного к поляне Тайвань
Дорога их Новопрохладного к поляне Тайвань

Вода в Сахрае очень мутная, использовать ее в походных целях не получится.

Автомобильный брод через р. Сахрай
Автомобильный брод через р. Сахрай

Первый подвесной мост начинается высоко на скале, так что сначала придется как-то вскарабкаться на эту скалу.

Первый подвесной мост
Первый подвесной мост

Мостик очень древний, несколько досок на нем уже отсутствует. Когда проходила по нему, вброд выехала машина с туристами. Тут я как раз подумала, что, если бы ехала на машине, не смогла бы пройтись по этому мостику, а я такие мостики очень люблю. Правда конкретно этот покалечил мне рюкзак — я зацепилась сетчатым боковым карманом за торчащий болт.

Первый подвесной мост
Первый подвесной мост

По другую сторону реки есть небольшая стоянка и стол с навесом. Да и в целом на протяжении всей этой дороги иногда встречаются такие места отдыха, где при желании можно и палатку поставить.

Через пятьсот метров дорога снова уходит вброд, который также можно обойти по подвесному мосту.

Второй подвесной мост
Второй подвесной мост

Встретила там у стола с навесом мужчину, который занимается заброской туристов. Правда на тот момент он направлялся в Новопрохладное, сделал остановку, чтобы туристы сходили посмотреть на водопад Манькин шум (так он называется на картах, местные его как-то по-другому называют, я не запомнила). Оставила рюкзак на лавочке и пошла посмотреть на водопад и каньон на реке Сахрай.

Водопад Манькин шум и каньон на р. Сахрай
Водопад Манькин шум и каньон на р. Сахрай

Когда вернулась к рюкзаку, тот мужчина всеми силами пытался меня отговорить от затеи идти пешком до поляны Тайвань. Пугал меня тем, что мне предстоит пройти 7-8 бродов (такого количества я не ожидала), сказал, что придется идти по болотам с лягушками. Посоветовал попробовать поймать следующую машину с туристами и попроситься к ним. Но я как-то настроилась идти пешком, и даже такое количество бродов меня не напугало.

Я попрощалась с мужчиной и пошла дальше по дороге. Еще через пятьсот метров меня ждал самый настоящий брод, который обойти уже не получится. Я сняла кроссовки и надела шлёпки. Вода в реке была приятно холодная, воды примерно по середину голени. Течение не сносило, перейти реку оказалось легко, мне даже понравилось.

Брод через р. Сахрай
Брод через р. Сахрай

Почти сразу же пошел второй брод. А потом еще и еще. Т.к. броды шли часто, то от брода к броду я шла в шлёпках.

Да и в кроссовках там было уже не пройти. Видимо начались те самые «болота с лягушками»: на дороге стали появляться лужи и грязь, которые обойти по сухому почти нереально.

Дорога между бродами
Дорога между бродами

Так что иногда я шла чуть ли не по щиколотку в грязи.

Дорога на поляну Тайвань. Грязевые ванны
Дорога на поляну Тайвань. Грязевые ванны

Так, чередуя грязь с бродами я прошла в тапочках порядка двух километров.

Дальше до поляны Тайвань бродов больше не должно было быть, поэтому я снова переобулась в кроссовки.

Дорога на поляну Тайвань
Дорога на поляну Тайвань

В урочище Брилево также есть стол с навесом, там я посидела, отдохнула, перевела немного дух.

Дорога и правда оказалась такая себе — после водопада, никакой красоты вокруг больше и не было. Только где-то с седьмого брода был виден маленький кусочек Большого Тхача.

Вдали виднеется Большой Тхач
Вдали виднеется Большой Тхач

До поляны Тайвань смогла добраться в кроссовках, хотя лужи местами были бесконечными.

Поляна Тайвань – это что-то вроде перекрестка дорог (здесь находится развилка на различные маршруты на Большой Тхач), на котором располагается большой стол с навесом и несколько ровных площадок под палатки. Чуть в отдалении через брод был еще один стол с навесом. Вокруг ни души. Что-то это место стоянки мне совсем не понравилось, да и как-то хотелось посмотреть на что-то красивое.

Тайвань находится у места слияния Малого и Большого Сахрая в одну реку Сахрай. После поляны дорога снова уходит вброд сначала по реке Сахрай, а потом по реке Большой Сахрай. Решила идти дальше. Переобулась снова в шлепки и перебродила реки. В Большом Сахрае вода оказалась намного чище и холоднее. Тут на встречу мне вышла пара туристов. Уточнила у них по поводу дальнейших бродов и стоянок. Сказали, что впереди мне предстоит пройти еще столько же бродов, и порекомендовали мне разбить лагерь у последнего брода, где заканчивается дорога и начинается тропа на Большой Тхач. Как позже я узнала, то место называется Армянский склад и туда тоже заказывают заброски.

Слияние Малого и Большого Сахрая
Слияние Малого и Большого Сахрая

Солнце было еще высоко, да и ноги у меня почти не устали — холодная вода как-то очень хорошо на них повлияла. Хотелось уже пройти в первый день все броды, чтобы на следующий день спокойно идти по тропе без всяких переобуваний. К тому же на второй день мне предстоял сложный подъем на Тхачский перевал.

Дорога после поляны Тайвань вдоль р. Большой Сахрай
Дорога после поляны Тайвань вдоль р. Большой Сахрай

Как оказалось, красота начинается как раз после поляны Тайвань. Дальше дорога идет вдоль реки Большой Сахрай, а она весьма живописна.

Дорога после поляны Тайвань вдоль р. Большой Сахрай
Дорога после поляны Тайвань вдоль р. Большой Сахрай

Почти на всем протяжении реки Большой Сахрай можно наблюдать сказочные камушки, красивые водоскаты и небольшие водопадики.

А еще здесь появляются метки моего маршрута, причем совсем новенькие, во всяком случае в районе Большого Тхача.

Дорога вдоль р. Большой Сахрай
Дорога вдоль р. Большой Сахрай

На первом отрезке реки я шла в кроссовках, потом снова друг за другом пошли броды и дальше я шла исключительно в шлёпках. Вода в этой реке ледяная, по бродам я чуть ли не бежала, т.к. ноги замерзали очень быстро.

Брод через р. Большой Сахрай
Брод через р. Большой Сахрай

Хорошо эта река не такая глубокая, почти все броды были не глубже уровня щиколотки.

Брод через р. Большой Сахрай
Брод через р. Большой Сахрай

Вдоль реки у дороги встречалось довольно много мест для стоянок, некоторые из них были оборудованы столами с навесом, на некоторых были только кострища. В районе последнего брода на Армянском складе располагается граница Природного парка Большой Тхач. Согласно потрепанному стенду в парке запрещено разведение костров вне установленных мест (какие из них установлены — не очень ясно, на всем маршруте кострищ довольно много) и запрещено движение механизированных транспортных средств (хотя позже я видела следы от мотоциклов).

Стенд у начала природного парка Большой Тхач
Стенд у начала природного парка Большой Тхач

Я перешла последний брод и переобулась в кроссовки.

Последний брод через р. Большой Сахрай. Армянский склад
Последний брод через р. Большой Сахрай. Армянский склад

Дальше наконец-то начиналась тропа — долгий подъем к скале Колокольня и далее на Тхачский перевал.

Тропа к скале Колокольня. Начало подъема на Тхачский перевал
Тропа к скале Колокольня. Начало подъема на Тхачский перевал

Увидела в начале тропы на пригорке небольшое место для стоянки (как раз его мне рекомендовали). Оно мне прям понравилось. Правда ровно там можно установить только одну палатку.

Стоянка у Армянского склада. Ночь 1
Стоянка у Армянского склада. Ночь 1

Я разбила лагерь и стала готовить ужин. В лесу была тишина. После той пары туристов я видела еще одного одиночного туриста, возвращающегося в поселок, потом людей я больше не встречала и вечером перед сном тоже.

Стоянка у Армянского склада. Ночь 1
Стоянка у Армянского склада. Ночь 1

Ночевала я одна, хотя изначально думала, что буду ночевать на поляне Тайвань в толпе туристов, но как оказалось, эти стоянки не очень востребованы у походников. К одиночной ночевке я не была морально готова, поэтому спала не очень хорошо. Но ночью меня ничто не тревожило, спать было тепло (в палатке было 10 градусов).

Стоянка у Армянского склада. Ночь 1
Стоянка у Армянского склада. Ночь 1

Итого в первый день я прошла порядка 15 бродов. На самом деле не было ничего особо сложного, только неприятны были грязевые отрезки на дорогах. Если бы передо мной в дальнейшем стоял выбор в заброске, я бы проехалась на машине только до поляны Тайвань, а дальше пешком, т.к. река Большой Сахрай очень красивая, да и броды добавляют изюминку в поход.

р. Большой Сахрай у места стоянки
р. Большой Сахрай у места стоянки

Продолжение похода: часть 2.

FAQ (часто задаваемые вопросы):
— Что, правда одна?
— Да, прям одна.
— И не страшно?
— Страшно.
— А как же медведи?
— Им тоже страшно.