Я совместила маршрут "Никитино—Бамбаки—Большой Тхач—Новопрохладное" и маршрут №8 "Через перевал Аишха к Черному морю" в один большой десятидневный поход. Подробный рассказ о походе в десяти частях есть на Дзене, здесь будет краткая информация по объединенному маршруту с кодовым названием «Большая Восьмерка».
Даты прохождения маршрута: 2 — 11 июля 2025 г.
Общее расстояние: 107 км, набор высоты: 5220 м, сброс: 4190 м.
Ссылка на маршрут: тык.
Заброска
🟧 Вариант 1 (самый удобный): поезд/самолет до Краснодара, автобус до Майкопа, смена автовокзала, автобус до Каменномостского, Яндекс.Такси до Новопрохладного.
Также из Краснодара в Каменномостский есть прямой автобус в 6:50 утра (единственный).
🟧 Вариант 2: самолет до Ставрополя, автобус до Майкопа (в пути порядка 5 часов), смена автовокзала, автобус до Каменномостского, Яндекс.Такси до Новопрохладного.
🟧 Вариант 3: самолет до Сочи, электричка/автобус до Туапсе, ласточка Туапсе — Майкоп в 19:53 (единственная), ночевка в Майкопе, автобус до Каменномостского, Яндекс.Такси до Новопрохладного.
Также есть вариант добраться из Москвы до Майкопа на прямом автобусе.
❗На счет такси от Каменномостского до Новопрохладного. Ожидание такси было меньше 5 минут, ехать около 26 км, половина из которых по грунтовой дороге. Яндекс.Такси рассчитало стоимость в 850 р, я дала водителю еще сверху чаевых, т.к. отрезок с грунтовой дорогой длинный, а водители изначально не знают адресов заказов и состояние дороги.
Разбивка маршрута по дням
В скобках указаны общий набор и сброс высоты в метрах.
🟢 День 1: 13.1 км (545, 168)
Новопрохладное — поляна Тайвань — Армянский склад.
Переход по автомобильной дороге с плавным набором высоты. В первый день придется пройти порядка 15 простых бродов: сначала через реку Сахрай, затем через Большой Сахрай. Дно — камни, глубина — по голень или по щиколотку. Между бродами дорога местами очень сырая и грязная. Как вариант можно проходить эти места в шлёпках.
❗Возможна заброска на машине до поляны Тайвань или до Армянского склада.
🟢 День 2: 7.1 км (1037, 83)
Армянский склад — скала Колокольня — балаган Ветренный — перевал Тхачский
Начало тропы. Сложный переход с достаточно крутым подъемом по хорошей тропе. Местами скорость передвижения падает до 1 км/ч. Подъем на саму скалу Колокольня опасный, по сыпухе. Со скалы открываются примерно такие же виды как и с тропы подъема на Тхачский перевал, поэтому на скалу подниматься не обязательно.
🟢 День 3: 4 км (378, 378) радиальный выход на Большой Тхач
День отдыха (днёвка). Подъем на Большой Тхач короткий и несложный (в одну сторону идти 2 км). Из-за мышей перешла на другое место стоянки.
В этот день была встреча со взрослым медвежонком на подъеме на г. Большой Тхач.
🟢 День 4: 9.2 км (586, 572)
Перевал Тхачский — г. Малый Тхач — перевал Осетинский — перевал Кондитерский — перевал Чёртовы ворота
Начало перехода — достаточно крутой подъем на г. Малый Тхач, однако тропа там хорошая. Спуск с горы по тропе в высокой траве. Далее все тропы хорошие. С Кондитерского перевала обязательно нужно сходить в радиалку на Асбестную гору. Подъем на гору короткий и несложный. Данный переход самый живописный из всех.
🟢 День 5: 17.4 км (791, 1111)
Перевал Чёртовы ворота — перевал Кудакова — перевал Чёртово окно — перевал Чёртова калитка — Чай-гора — Бамбаки
Самый «медвежий» переход. После перевала Кудакова и до перевала Чёртово окно тропа надолго уходит вниз в высокую траву. Здесь я увидела больше всего медвежьих следов. Альтернативный вариант: после перевала Кудакова есть возможность уйти вверх на Восточный Ачешбок и далее пройти верхами по хребту Агиге к Чертовому окну (только в ясную погоду).
После Чертового окна тропа еще раз ненадолго уходит в высокую траву. Далее все тропы очень хорошие, а после горы Сундуки начинается хорошая автомобильная дорога. Все спуски на переходе плавные, идти вниз несложно, подъемы на перевалы достаточно короткие и не слишком крутые.
В этот день была встреча со взрослым медведем на перевале Чёртово окно.
🟢 День 6: 17.3 км (391, 1137)
Бамбаки — река Кутан — п. Кировский — кордон Черноречье — кордон Третья рота — стоянка У пьяной ели
Спуск с первого маршрута и выход на маршрут №8 Кавказского заповедника. Сначала плавный спуск по дороге "подъем на Бамбаки", затем лучше пройти по заросшей полевой дороге вниз к реке Кутан (отметила на треке). Я к реке спускалась дальше по очень крутой и неявной лесной тропе, так идти не советую. Вдоль реки Кутан идет хорошая тропа вниз в поселок Кировский, но спуск очень долгий и не самый приятный.
❗Альтернативный вариант: спускаться через реку Капустинка в поселок Никитино, затем идти по грунтовой дороге в поселок Кировский, будет на 4 км длиннее, но это более популярный у туристов маршрут.
В поселке Кировский пройти до Кордона Черноречье, предоставив там заранее приобретенный пропуск в заповедник. После пройти по пологой дороге вдоль реки Малая Лаба до первой стоянки.
🟢 День 7: 12 км (361, 217)
Стоянка У пьяной ели — кордон Умпырь — стоянка Умпырь
Начало тропы. Переход по почти пологой лесной тропе по берегу реки Малая Лаба.
🟢 День 8: 9.8 км (231, 123)
Стоянка Умпырь — стоянка Тридцатый километр
Переход по почти пологой лесной тропе по берегу реки Малая Лаба.
🟢 День 9: 10 км (563, 40)
Стоянка Тридцатый километр — стоянка На Чистой
Переход по лесной тропе по берегу реки Малая Лаба с небольшим набором высоты.
🟢День 10: км 11.1 (716, 747)
Стоянка На Чистой — перевал Аишха — шлагбаум
Переход по лесной тропе по берегу реки Малая Лаба с небольшим набором высоты, далее выход в зону альпики и крутой подъем на перевал Аишха по хорошей тропе и последующий крутой спуск с перевала по тропе с небольшой сыпухой, а затем — по автомобильной дороге до первого шлагбаума. На переходе есть два брода: первый — на тропе перед перевалом через бурный ручей, глубина ниже колена, второй — на дороге ближе к шлагбауму, глубина по щиколотку.
❗Альтернативный вариант: дойти дальше до кордона Пслух, переночевать на кордоне, а на следующий день выйти в Красную поляну — это еще порядка 12 км спуска по автомобильной дороге. Нужно будет приобрести пропуск в Сочинский национальный парк.
Выброска
В процессе прохождения восьмого маршрута по счастливой случайности меня взяла под крыло тургруппа, у которой заранее была заказана машина. Меня подвезли за 1200 р до Красной поляны. Такой спонтанный вариант выброски через договоренность с большой группой может подойти одиночным походникам, либо тем, кто ходит в паре. Также есть некоторая вероятность, что на последнем Кордоне Пслух туристы сбиваются в группы и оплачивают машину все вместе, как это происходит на Тридцатом маршруте в приюте Бабук-Аул (однако точно это утверждать не могу). Также можно договориться о выброске заранее по интернету, но индивидуальная машина обойдется в копеечку.
Самый дешевый способ — дойти до Красной поляны на своих двоих. Правда идти придется по автомобильной дороге, все время вниз. Возможно, кто-то сжалится и подберет вас по пути. На кордоне Пслух официально стоянки нет, но егери пускают туда туристов переночевать.
Вода
Все места моих стоянок были с водой, где-то лучшего, где-то чуть худшего качества.
В реке Сахрай вода очень грязная, для питья совсем не годится. В реке Большой Сахрай вода чистая, но лучше ее фильтровать или кипятить. Далее по картам на маршруте присутствует множество родников, но летом многие из них пересыхают. Я на треке отметила родники, которые были живы в мой поход. В районе Большого Тхача в родниках вода мутная, ее тоже нужно фильтровать или кипятить. Более-менее чистая вода в роднике «Есть надежда» у Кондитерского перевала, но струйка там совсем тонюсенькая. За перевалом Чертовы ворота воду можно набрать в чашах в Балке Игорева (они находятся по другую стороны от тропы), но вода там стоячая. Лучше набирать чуть дальше в роднике на тропе (тоже тонюсенькая струйка, но вода чистая). Самый лучший родник за Чай-горой, ближе к хребту Бамбаки. У мест стоянок на Бамбаках тоже есть неплохой родник. Во время похода лучше интересоваться у встречных групп о состоянии родников на данный момент. Минимум литр воды с собой всегда должен быть.
На Восьмом маршруте вся вода в реках и ручьях питьевая, там проблем с водой вообще нет. Можно носить с собой только пол-литра воды.
Стоянки
☑️ Ночь 1: Маленькая стоянка на берегу реки Большой Сахрай у Армянского склада. Ровно можно поставить только одну небольшую палатку, криво поместятся две палатки. Я ночевала на этой стоянке одна. Также несколько площадок под палатки есть чуть раньше до последнего брода через Большой Сахрай.
☑️ Ночь 2: Небольшая ровная стоянка перед Тхачским перевалом. Поместится 3-4 палатки. Рядом есть родник с немного мутной водой. Выше на холме вдоль родника есть еще места для палаток.
☑️ Ночь 3: Палаточный городок на склоне Большого Тхача под небольшими березками. Самая популярная стоянка. Недалеко есть родник с чуть более лучшей водой, стекающей по скале.
☑️ Ночь 4: Лошадиная (и еще медвежья) стоянка за Чертовыми воротами. Большая хорошая стоянка в перелеске. На ней часто стоят с лошадьми. На стоянке было достаточно много следов медведя. До моей ночевки, там стояла группа, к палаткам которой ночью вышел медведь. Я ночевала на этой стоянке одна.
Ближайший источник воды — Балка Игорева со стоячей водой в чашах. Еще чуть дальше на тропе есть родник с тонкой струйкой. Так же есть стоянка на перевале Кудакова, чуть дальше родника.
☑️ Ночь 5: очень красивая стоянка со скальным выступом над обрывом хребта Бамбаки. Недалеко есть неплохой родник. Мимо стоянки ходят стада коров. Рядом есть стоянка поменьше, но зато оборудованная.
☑️ Ночь 6: у Пьяной ели — хорошая оборудованная стоянка, есть мешки для мусора.
☑️ Ночь 7: Умпырь — хорошая оборудованная стоянка. Рядом стоит кордон Умпырь, где есть баня, в которой можно попариться за денюжку (1500 р, только наличные) и по предварительной записи в очередь.
☑️ Ночь 8: Тридцатый километр — хорошая оборудованная стоянка. Говорят, там ночью иногда воруют еду еноты.
☑️ Ночь 9: На Чистой — оборудованная стоянка, но не такая удобная как предыдущие. Когда много народу, палатки приходится ставить на камни и корни деревьев.
На всех стоянках Восьмого маршрута есть крытые столовые и 2-4 туалета. Мусорные мешки есть только у Пьяной ели. Все стоянки стоят у рек, где можно набрать питьевую воду. Все стоянки под деревьями в тени.
В природном парке Большой Тхач количество мест стоянок неограниченно, поэтому на маршруте можно выбрать любую стоянку, которая будет вам по душе. Например, могу рекомендовать стоянки: у Кондитерского перевала, у перевала Кудакова — эти стоянки тоже будут с водой. У Большого Тхача есть много различных маршрутов, многие туристы ходят через Княжескую поляну, говорят, что там красиво. Есть возможность провести маршрут через вершину Большого Тхача и не ходить на него в радиалку.
Медведи
В районе Большого Тхача медведей довольно много, и почти все туристы, которых я встречала в походе, говорили, что видели медведя. Я встретила двух медведей, но обе встречи прошли довольно спокойно, т.к. кавказские медведи в основном боятся людей. Главное предупреждать медведей о том, что вы идете по тропе. Медвежьи следы были на всем отрезке от Армянского склада до п. Кировский. Если ходить и постоянно покрикивать медведей, то встречи с медведем вы избежите, но надо помнить, что горный рельеф сильно приглушает звуки, поэтому кричать нужно часто и громко, особенно в условиях ограниченной видимости (из-за деревьев, рельефа, тумана). Оба раза, когда я видела медведей, я стояла в тишине. В первый раз я залипла в интернете, во второй раз фотографировала пейзаж.
На Восьмом маршруте вероятность встретить медведя невысока, но все же имеется, особенно на отрезке от Тридцатого километра до Пслуха.
Мыши
Мыши в моем походе оказались куда страшнее медведей. Рядом с Большим Тхачем их очень много. Они мне там прогрызли палатку из-за того, что я не убрала из нее банку шоколадной пасты.
Мои рекомендации по спасению от мышей: если на стоянке мало людей, а мышей наоборот очень много (как в мою вторую и четвертую ночи), то всю еду и мусор лучше плотно упаковать в чистые пакеты/гермомешки и повесить на дерево в паре метров от земли, убедиться, что под пакетами нет кустов, веток или камней, от которых мышь может оттолкнуться, чтобы запрыгнуть в ваши мешки. Они прыгают очень высоко, где-то до метра. Если же на стоянке много людей, то достаточно все плотно запаковать, убрать в рюкзак, а рюкзак в палатку. На Восьмом маршруте мыши тоже есть, но на одного человека их концентрация не так велика.
Также в районе Большого Тхача нередко можно встретить серн (горных козликов).
Контроль туристов на Маршруте №8
Для прохода по Восьмому маршруту нужен пропуск в Кавказский заповедник. Его нужно купить заранее на сайте заповедника и распечатать. Стоимость: 500 рублей за первые сутки, далее 300 рублей в сутки.
❗Отмечаться нужно: на кордонах Черноречье, Третья рота, Умпырь, на стоянке На Чистой, на кордоне Пслух (если пешком).
Если планируете выходить с маршрута пешком, то нужно будет еще купить на последний день пропуск в Сочинский Национальный парк. Я выезжала на машине и никакие пропуски у нас не проверяли.
❗Все радиальные маршруты на Маршруте №8 сейчас закрыты. Ходить можно только по основной тропе.
Восьмой маршрут сезонный, он открыт с начала лета до середины осени. Даты открытия и закрытия зависят от погодных условий.
Связь
У меня был оператор Теле2. На первом маршруте связь есть довольно часто: в посёлке Новопрохладное, на скале Колокольня, на тропе к Тхачскому перевалу после скалы, в палаточном городке у Тхачского перевала, на г. Большой Тхач, на г. Асбестная, на тропе после перевала Чертова калитка, на г. Сундуки. Возможно еще на каких-то возвышенностях, я проверяла не везде. Далее связи нет совсем, в том числе и в поселке Кировский. В следующий раз связь была только в конце похода на перевале Аишха (на спуске со стороны Красной поляны).
МЧС
Перед походом нужно зарегистрироваться в МЧС. Это отдельная мозготрепка. Я заполнила онлайн-анкету на сайте, потратила на это около трех часов. Особенно много времени ушло на маршрут: их встроенная карта это что-то с чем-то. Провозившись с ней больше часа, я забила на точный маршрут и проставила только точки, в которых я предположительно должна была ночевать, а их соединила ломаной. После заполнения анкеты от туриста требуется сообщить, когда он начнет маршрут, потом связаться с МЧС в процессе похода, а затем по завершении. Но как показала практика, одной анкеты достаточно, чтобы считаться зарегистрированным. В этот раз меня определили к Псебайскому отряду Кубань-спас. Они мне позвонили только в конце похода, уточнили, вышла ли я с маршрута. В течении похода они со мной никак не связывались и вообще я думала, что меня не зарегистрировали.
На сайте Кавказского заповедника сказано, что регистрация в МЧС обязательна, но у меня в этот поход (как и по тридцатому маршруту) не спросили про МЧС, но у другого одиночного туриста, с которым я шла последние дни, спрашивали.
Температура ночью
На первом маршруте ночью в палатке было 8-11 градусов, самые холодные ночи были у Тхачского перевала. На Восьмом маршруте ночью было 11-15 градусов, самая холодная ночь была на реке Чистая. Соответственно на улице было примерно на 2 градуса меньше, чем в палатке.
Общие впечатления о походе
Маршрут мне очень понравился, особенно первая его часть. За весь поход я прошла порядка 17 бродов и 8 перевалов, однако звучит это сложнее, чем есть на самом деле. Все перевалы простые, броды неглубокие. Первый маршрут промаркирован от поляны Тайвань до Тхачского перевала, далее маркировка уже устарела, ее почти не видно. Второй маршрут полностью промаркирован.
Без походного опыта на маршрут по Большому Тхачу лучше не соваться (во всяком случае без гида), а вот Восьмой маршрут мне показался довольно простым для новичков. Возможно даже проще, чем Тридцатый маршрут.
В общем, идея совместить два маршрута, оказалась весьма удачной. Очень даже рекомендую так пройтись тем, кто хотел бы побывать на обоих маршрутах.