В одной из своих статей я рассказал о кусте винограда, произрастающем на территории Москвы, который оказался мутацией известного французского сорта Маршал Фош. Не стану повторяться, можно посмотреть здесь
В той статье не было документов, подтверждающих данные генетической экспертизы. И за это я подвергся критике со стороны скептически настроенных коллег. Как только меня они не называли - и сказочником, и фантазером, и даже аферистом, который намерен подсунуть виноградарям неизвестно что.
Коллег можно понять. Очень трудно поверить, что московском регионе может произрастать сорт, который насыщен полифенолами не меньше Саперави, выдерживает на шпалере морозы до -30 градусов, набирает сахаров 23-26% за 120 дней и при кислотности 7 г/л – таких сортов для красного вина, на севере, ещё известно не было.
Пришлось мне запросить официальный протокол экспертизы ДНК. Недавно его получил и выложу его здесь, ниже. Лаборатория сортоизучения и селекции винограда, ФГБНУ «Северо-Кавказский научный центр садоводства, виноградарства и виноделия» работает по договору с ООО «АГРОИННОВАЦИЯ». Сотрудники лаборатории одни из лучших специалистов в своей области. Но, для начала, хочу кратко напомнить - что такое мутация, как её определяют, может ли клон, где обнаружена мутациям, считаться сортом.
Не буду ничего придумывать. Определения дам из диссертации доктора сельскохозяйственных наук – В.В.Лиховского «МЕТОДОЛОГИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГЕНЕТИЧЕСКОГО РАЗНООБРАЗИЯ И СОРТИМЕНТА ВИНОГРАДА»:
«В основе клоновой селекции винограда лежит универсальное свойство всех форм жизни, от вирусов и микроорганизмов до высших растений, животных и человека, способность мутировать, то есть изменяться под влиянием условий внешней среды. Причем мутируют самые различные морфологические, физиологические биохимические признаки и свойства. Виноградная лоза обладает самым большим количеством этих признаков и свойств и каждый из них подвержен изменению [249]. Среди различных типов изменчивости наиболее важными являются модификационная и мутационная. Стр.58
Международной организацией винограда и вина (OIV) дано следующее определение: "Клон - это вегетативное потомство одного куста, абсолютно идентичное по сортовой фенотипичности и санитарному состоянию". В международном номенклатурном кодексе сказано, что клон - это генетически однородная совокупность особей (которые могут быть по своей природе химерами), первоначально полученных от единичной особи посредством вегетативного размножения. Особи, полученные путем размножения почковой мутации, образуют сорт, отличный от родительского растения. Стр.59 ».
Из этого следует, что новый клон может считаться сортом. Он размножен. И сорт имеет право на имя, которое ему может дать тот, кто обнаружил мутацию. Было дано имя – «Черный бархат». За то, что даёт чёрные бархатистые вина. Прошу не путать с одноименной формой столового винограда, полученной на Украине, но не вошедшей в реестр сортов.
Для определения отличий в мутировавшем растении, генетики не проводят скрининг всего генома, это и долго, и дорого. Смотрят лишь, так называемые, локусы (конкретные места нахождения в ДНК) отдельных генов, которые являются наиболее информативными для данного сорта. Таких локусов, обычно, смотря девять. У каждого свое имя, состоящее из латинских букв и цифр. Бывает, что клон явно отличается от материнского растения, а отличий в генах, по девяти локусам, не обнаружено. Тогда смотрят больше – 12-ть или даже 24 локуса.
В лаборатории трижды проделали необходимые анализы, чтобы исключить ошибку. И все три раза результат показал, что в локусе VVMD32 размерность микросателлитов (белков от родительских сортов - их ещё называют аллелями), из которых состоит ген – 250:272. . Что отличает его от сорта Маршал Фош, где размер в этом же локусе 272:272. Экспертиза делает заключение: «Можно предположить, что образец «Черный бархат» может являться клоном сорта винограда Marechal Foch (Маршал Фош).
Возможно, кого-то смутит в заключении «может являться», а не «является». Это потому, что всегда существует какая-то, пусть крайне малая вероятность, что исследуемый образец может быть и клоном другого неизвестного сорта, которого нет в банке данных. Хоть там их учтено много тысяч. Генетики всегда пишут «может являться». Для нас это неважно. Можно сказать – новый сорт появился. Ещё можно сказать, что Черный бархат, как и Маршал Фош, имеет родственные связи с благородным сортом Пино нуар. У них, в некоторых локусах есть одинаковые микросателлиты.
А теперь можно ознакомиться с протоколом экспертизы.
Осенью 2024 года, мне удалось сделать небольшое количество вина из Черного бархата. А в марте 2025 года я выставил его на дегустацию вин московских виноградарей. В вине чувствовались тона чернослива, корицы, шоколада. В категории красных сухих вин, оно получило оценку 78,5 балла. Что очень неплохо для столового вина, но далеко до вина высокого.
В приватной беседе, специалист сказал мне, что у вина хороший потенциал к выдержке, раскроется через год. И указал на мою ошибку – дал слишком много контакта с воздухом и вино несколько окислилось. Так и было, я много раз заглядывал в емкость, все пытался понять как идет процесс. И, кроме указаний на мои ошибки, сделал и собственные выводы. Сусло настолько насыщено фенолами, что они буквально ощущаются во рту физически. Немалая часть их выпадает в осадок, покрывая емкость черным бархатистым налётом. И все равно, органолептически чувствуется их избыток. Раньше мне такие вина нравились. Теперь хочется более легких. Коллега, который не знал сорт, но делал из этого клона вино и не раз, подсказал делать ферментацию на мезге не дольше суток-двух. А потом сливать сусло с мезги и дображивать его. Или делать вино розовое, технологией по-белому, то есть с брожением одного сока, без мезги.
Кроме того, я придумал конструкцию универсальной емкости, которая позволит исключить контакт вина, при переливах. О емкости расскажу и покажу фото в другой раз. Подписывайтесь.
Ваш Евгений Родимин e-mail:rodimin@mail.ru