Лето 1975 года изменило кино навсегда. Разморенные калифорнийским солнцем зрители зашли в душный зал кинотеатров и с тех пор ландшафт киноискусства никогда больше не был прежним. Молодой талантливый режиссер Стивен Спилберг проснулся знаменитым, мир охватила массовая истерия и боязнь акул, а голливудские студии почуяли запах огромных денег словно глубоководные хищники кровь. Спустя пятьдесят лет определенно стоит вспомнить почему картина с довольно простым синопсисом не просто взорвала бокс офис, но и стала предвестником грядущего бума на масштабные, дорогие и захватывающие дух фильмы. Сегодня мы поговорим о фильме «Челюсти».
Шериф Мартин Броуди просыпается летним жарким утром и идет на работу на курортном острове Эмити. По пути он узнает о пропавшей накануне молодой девушке, потом о ее найденных останках и еще позже о том, что ее смерть не была несчастным случаем на воде. Ее почти целиком обглодала огромная белая акула, решившая, что уютный закуток полный туристов – это ее охотничьи угодья. Теперь шерифу предстоит справиться с массовой паникой, с сопротивлением местных властей и мэра, а также с самой акулой, которая и не думает уплывать куда-то еще от уютной гавани полной туристов.
Казалось бы, проще затравки придумать сложно. Очередной фильм об огромном хищнике, красочно поедающем несчастных второстепенных персонажей и бравых героях, выслеживающих хищника с целью убийства во благо человечества. Все это смешано с очевидными оммажами в сторону Мелвилла и Хэмингуэя и приправлено парой сочных кровавых подробностей. На бумаге все так и есть, но на самом деле за простеньким сетапом скрывается изумительный образец выверенной, зрелищной и эмоциональной кинематографии. Молодой Спилберг, по началу не хотевший снимать картину из-за сходства с его собственным теледебютом, создал произведение, которое по-настоящему неподвластно времени. Этот расхожий штамп довольно часто используется, но «Челюстям» он подходит идеально. Такого темпового, интересного и задорного кино среди летних блокбастеров найти практически невозможно. Сделать легковесный, но в то же время напряженный и жутковатый фильм про акулу-убийцу, да еще и не превратить происходящее в фарс, уже само по себе крайне непросто испытание. Спилберг пошел дальше. Как и любой большой талантливый художник, он превратил понятную историю в захватывающее приключение, которое не забывает уделять довольно много времени своим героям.
Первая половина фильма происходит на суше и посвящена началу сюжетных линий, нескольким локальным конфликтам и раскрытию действующих лиц. И если в чем и есть большой гений режиссера, так это в очень естественной и живой демонстрации жизни героев. Они все очень выпуклые, но при этом понятные и трогательные. У каждой мало-мальски значимой фигуры есть хотя бы одна яркая черта характера или деталь в реквизите, чтобы мгновенно выделить ее среди остальных. Броуди панически боится воды, хоть и живет на острове. Океанолог Хупер – классический восторженный исследователь без настоящего опыта, а охотник на акул Квинт внезапно оказывается одним из тех, кто перевозил атомную бомбу для Хиросимы. Все их истории обогащены контекстом, а самые трогательные сцены картины связаны с Броуди и его семьей. Для Спилберга всегда крайне важны были отношения внутри непростых семей. Собственный опыт он годами переносил на экран, иногда проецируя поведение своих родителей на персонажей фильмов. Часть этого подхода видна и в «Челюстях»: маленькие камерные сцены между родителями и детьми занимают совсем немного времени, но именно благодаря им мы переживаем за героя как никогда. Ему правда есть что терять и ради кого отправлять на опасную охоту в синие воды океана.
Первая половина фильма происходит на суше и посвящена началу сюжетных линий, нескольким локальным конфликтам и раскрытию действующих лиц. И если в чем и есть большой гений режиссера, так это в очень естественной и живой демонстрации жизни героев. Они все очень выпуклые, но при этом понятные и трогательные. У каждой мало-мальски значимой фигуры есть хотя бы одна яркая черта характера или деталь в реквизите, чтобы мгновенно выделить ее среди остальных. Броуди панически боится воды, хоть и живет на острове. Океанолог Хупер – классический восторженный исследователь без настоящего опыта, а охотник на акул Квинт внезапно оказывается одним из тех, кто перевозил атомную бомбу для Хиросимы. Все их истории обогащены контекстом, а самые трогательные сцены картины связаны с Броуди и его семьей. Для Спилберга всегда крайне важны были отношения внутри непростых семей. Собственный опыт он годами переносил на экран, иногда проецируя поведение своих родителей на персонажей фильмов. Часть этого подхода видна и в «Челюстях»: маленькие камерные сцены между родителями и детьми занимают совсем немного времени, но именно благодаря им мы переживаем за героя как никогда. Ему правда есть что терять и ради кого отправлять на опасную охоту в синие воды океана.
Умелое управление вниманием и настроением зрителя– залог большого успеха в коммерческом кино. «Челлюсти» с радостью качают своего зрителя на эмоциональных качелях от сцены к сцене. В картине, в которой есть брутальная сцена смерти ребенка, хватает удивительно легковесных и воодушевляющих моментов. Великая музыкальная тема безусловно заставила не одно поколение содрогаться от ужаса, но весь остальной саундтрек выполнен в очень уютной и скорее таинственной манере. Игривые темы переливаются и словно приглашают зрителя заглянуть за борт раскачивающейся на волнах лодки и лично увидеть, что же скрывает непроглядная толща воды. Вкупе с выверенной постановкой музыка работает не просто как удачное дополнение к картине, а полноценный инструмент, на котором лежит едва ли не половина всего впечатления от картины. Первый Оскар Джона Уильямса не только подтвердил его безукоризненный талант к написанию киномузыки, но и дал старт его феноменально успешной карьере. Помимо почти всех фильмов Спилберга ему еще предстоит написать саундтрек к «Звездным Войнам» и навсегда внести свое имя в историю благодаря самым запоминающимся и искренним мелодиям в кино.
«Челюсти» не только стали безумным коммерческим успехом, но и походя убили такое явление как «Новый Голливуд». Совершенно удивительный период, когда студии давали уникальным авторам баснословные деньги на их мегаломанские мечты. Коппола, Скорсезе, тот же Спилберг и Пекинпа творили такое, от чего у современной индустрии волосы бы встали дыбом. Жесткие, бескомпромиссные и оголтело синефильские работы наполняли кинотеатры, и что самое удивительное, приносили деньги. Зрители толпами валили смотреть «Крестного отца» или «Дикую банду», но с выходом «Челюстей» все изменилось. Людям показали аттракцион. И с тех пор ничего прибыльнее блокбастерных аттракционов история кино не знала. Можно ли винить в этом лично Спилберга? Конечно, нет. Все что он сделал – снял фильм и сделал это слишком уж хорошо. Кроме того, Новый Голливуд по-настоящему умрет после тотального провала «Врат рая» Майкла Чимино, но предвестником тотальных изменений стали именно «Челюсти».
Спустя пятьдесят лет после выхода очередным невыносимо жарким летом пересматривать картину все так же приятно. Это практически идеальный пример коммерческого кино для всех, умело играющее настроением смотрящего и регулярно подкидывающего неожиданные сюрпризы каждые несколько минут. Напряженный триллер про акулу оказывается чем-то гораздо большим, в нем есть эмоция и настоящая страсть, делающая произведение вневременным, а филигранная режиссура и умелая кинематография подначивают снова и снова включать «Челюсти», когда хочется пощекотать себе нервы и получить от этого массу удовольствия.