Найти в Дзене
Автовод со стажем

Насколько качественный (или нет) бензин в России? Разобрался в вопросе - рассказываю

Оглавление

Качество топлива в России всегда было предметом активных споров. Тем не менее, даже исходя из собственного опыта, можно сказать, что бензин в России не столько некачественный, сколько разный. С одинаковым успехом можно заправить бак настоящим АИ-95 и ездить себе в удовольствие, а можно залить АИ-98 и потом сливать — испытывать трудности.

Многие водители говорят, что три-четыре года назад к качеству бензина вообще не было претензий. Естественно, старались заправляться на одной и той же заправке, чтобы попасть в число постоянных клиентов, которым некачественного бензина не зальют. На российском бензине без проблем ездили и старые «Волги», и современные «Порше».

Проблемы с качеством топлива

Сейчас качество топлива непостоянное, иногда попадается АИ-92, явно с добавленным конденсатом. В жаркое летнее время подделку можно отличить только по неприятному запаху.

Неприятный запах из заправочного «пистолета» — это, кстати, хороший повод не заправляться на этой станции вообще. Ну или, если нет другого выхода, то лучше заправиться в металлическую канистру, а затем уж решать — лить в бак или нет.

На заправке
На заправке

Но в холодную погоду конденсат в бензин добавляют довольно редко, и чаще всего всё это происходит на заправках, расположенных недалеко от газоперекачивающих станций и газовых трубопроводов.

Прежде чем добавить в бензин, конденсат очищают перегонкой на самодельном аппарате, после чего соединения серы, фосфора и металлы отсеиваются, остаётся чистый как слеза продукт.

Правда, запах всё же остаётся. Добавка очищенного конденсата практически не изнашивает двигатель, но октановое число падает очень сильно. Тяги нет, двигатель греется даже без большой нагрузки.

Ароматические добавки

Кстати, если бензин пахнет приятно, это тоже повод для беспокойства. Запах топлива не должен иметь никаких спиртовых, нитратных или резких химических оттенков. Приятный химический аромат почти всегда означает, что в бензине содержится большое количество ароматических соединений по типу бензола или толуола.

Старый Мерседес
Старый Мерседес

Оба вещества крайне токсичные и вредные, но пахнут приятно. Октановое число очищенного бензола больше 100 единиц, поэтому его массово используют как высокооктановую присадку в топливо. Достаточно добавить в АИ-92 до 15% жидкости, и бензин можно продавать как АИ-98.

Действующие российские ГОСТы ограничивают содержание ароматики, в том числе бензола, буквально несколькими процентами. Проблема в том, что ароматические углеводороды в бензине не только часто засоряют топливную рампу и форсунки, забрасывают свечи нагаром — от бензола прогорают клапаны и поршни, часто деформируется головка.

А ещё бензол полностью повреждает катализатор и все резиновые прокладки, имеющиеся в топливной системе.

Это, пожалуй, самый опасный случай некачественного бензина. Правда, его практически не продают на современных заправках в городах и на оживлённых трассах, а вот где-нибудь в глубинке «поймать» ароматизированный бензин вполне возможно.

Что делать с некачественным топливом

Если не повезло и всё-таки в бак попал некачественный бензин, то лучше всего немедленно слить его через топливный насос и сразу же промыть топливом нормального качества. На то чтобы бензол растворил мембрану насоса, нужно не менее 3-4 часов, так что шанс спасти топливную систему машины есть.

Ещё на заправках встречается так называемый мутный бензин — это топливо, разбавленное бутанолом. Сам по себе бутанол никакого вредного действия на двигатель не оказывает. Мало того, это один из компонентов так называемого биотоплива.

-3

Еще его используют в смеси с изопропанолом или этанолом. Единственный минус бутанола заключается в сильном поглощении влаги из воздуха. В результате бензин мутнеет при низких температурах. Октановое число всего 92-93 единицы, но смесь спиртов — это хорошее средство избавиться от нагара.

Добавки

Официально для повышения октанового числа бензина можно использовать метилтретбутиловый эфир (МТБЭ) или этилтретбутиловый эфир (ЭТБЭ) с октановым числом примерно 100-110 единиц. Они практически безвредны, не вызывают коррозии и не взаимодействуют с металлом двигателя.

Но стоит такая добавка очень дорого — от 350 долларов за тонну. Поэтому на высокооктановых добавках активно экономят, заменяя часто более лёгкими углеводородами.

Бензины с МТБЭ или ЭТБЭ, а также разбавленные пентаном или насыщенные изобутаном, можно продавать только в холодное время — зимой или поздней осенью. Летом все эти добавки активно испаряются из бака.

То есть, залив утром 10 л качественного А-95, через пару дней останется 8-9 л тяжёлого бензина с октановым числом около 80-85 единиц. И это тоже проблема, решение которой так и не нашли.