Найти в Дзене
Азербайджан - страна огней

Как на самом деле Сулейман относился к Махидевран после встречи с Хюррем?

В сериале «Великолепный век» преподносится, что Сулейман влюбился в Хюррем практически с первого взгляда. После этого он перестает думать о других женщинах, и встречается с ними только под давлением османских придворных традиций и по многочисленным просьбам своей матери.

Махидевран была не первой женщиной, родившая ему сына, но матерью единственного живого на тот момент наследника. Несмотря на это, она мгновенно выходит из фавора, и никакие усилия и горькие слезы не смогли вернуть ей расположение государя.

Благодаря фильму многие зрители уверены, что и в истории все было именно так. На деле же, отношения в тройке Сулейман – Хюррем – Махидевран развивались гораздо сложнее.

Как же султан относился к черкесской наложнице после знакомства с Хюррем?

Махидевран попала в гарем к Сулейману еще в то время, когда тот являлся царевичем, и его право на трон могли оспорить другие сыновья султана Селима I. К тому времени у молодого царевича уже были другие женщины – например, всем известная Гюльфем родила ему сына. Может статься, он был не единственным, хотя это не точно.

Тем не менее, черкесская одалиска не просто родила своему господину наследника – это оказался вполне здоровый ребенок, способный дожить до зрелого возраста. Поэтому к моменту прихода Хюррем именно Махидевран была наложницей № 1.

-2

Это означало не только то, что султан ее любил больше всех и встречался с ней чаще. Помимо всего прочего, статус матери наследника давай ей определенные политические и финансовые права. И менее статусные наложницы были обязаны оказывать ей всяческое уважение.

Но незадолго до коронации (или в первый год после нее) в гарем Сулеймана попала Хюррем. Сначала хозяин просто полюбил ее, а затем рыжая русинка родила ему детей. То есть, согласно османской придворной логике, положение двух женщин сравнялось. Тем не менее, Махидевран была все-такие несколько выше, ведь ее сын был старше.

Но вскоре после рождения шехзаде Мехмеда султан присвоил своей любимой звание хасеки, т.е. «любимой жены». Это произошло в 1521-м году, и тогда же Сулейман по сведениям турецких историков отказался от всех одалисок, за исключением тех, которые на тот момент уже разделили с ним ложе. Т.е., при нем остались Хюррем, Махидевран, Гюльфем, и, вероятно, еще несколько женщин. Кстати, не такая уж редкая ситуация – многие османские падишахи поступали таким же образом.

-3

Махидевран жила во дворце, пользуясь всем возможным почетом. Несмотря на то, что султан полюбил другую, он не мог переступить через традиции, лишить ее высокого положения и отправить прочь. Для всего гарема это была болезненная ситуация, но валиде Хафса была строгая и авторитетная женщина, и умело разруливала все возникающие конфликты.

Но потом она состарилась, и стала болеть. И за год до ее ухода из жизни между бывшей и нынешней фаворитками Сулеймана произошла драка. Это вполне реальный исторический случай, про него говаривали в Стамбуле, слухи дошли даже до венецианцев.

То ли государь действительно осерчал на нее, поскольку черкешенка была нападающей стороной, то ли воспользовался этим в качестве повода, так или иначе Махидевран и Мустафа сразу после этого были отправлены в санджак. Хотя, царевичу тогда было всего восемнадцать, и обычно они покидали дворец на пару лет позже.

Наконец-то никто не мог помешать любви Хюррем и Сулеймана. Но Махидевран и ее сын все равно оставались серьезной угрозой. Султан, вероятно, иногда встречался со своей бывшей одновременно с посещением сына. Но каких-либо отношений они не поддерживали.

-4

В конце концов, одна из дворцовых партий начала большую интригу с целью избавиться от соперников и зарезервировать право на трон за своей стороной. По итогам этого эпичного противостояния победили Хюррем и ее сыновья. Мустафа был отправлен отцом на небо, а Махидевран государь сослал в провинцию и лишил ее денежного содержания.

После этого несчастная женщина провела в большой бедности много лет, постепенно продавая свои драгоценности. Лишь Селим Блондин, когда он сел на трон, обеспечил ее будущее тем, что предоставил пенсию.