Если вы, как и я, когда-нибудь крутились в сфере IT-стартапов или хотя бы просто понимаете, что любая идея, в которую вовремя вложились ("Яндекс", "Купер", "Ozon", "T-банк"), может принести миллиарды рублей, тогда вы тоже заметили, что мир писателей очень похож на мир IT-стартапов.
8 из 10 новых авторов, в которых вкладывается издательство, не отбивают затраты на производство книги. И даже эти два автора — не факт, что "выстрелят" и соберут огромную кассу. Они просто будут норм. Но бывают книги, которые отбивают затраты на всех "неудачников" (так сказать, "За себя и за Сашку..." Маринку, Наташку, Алёнку...). Не миллиарды, но на хлеб с икрой издательствам хватает.
Точно так же работает сфера рисковых ("венчурных") инвестиций в IT-стартапы. Инвесторы дают деньги двадцати стартапам, и только один из них оказывается Google, доход от которого покрывает прочие инвестиции
Это я всё к чему? Учитывая, что мир IT-стартапов — это мир огромных денег, уже давно написано и сказано очень много слов о том, что стартап должен делать и как себя позиционировать, чтобы получить деньги от инвесторов. Моя любимая книга — "Стартап" Гая Кавасаки.
Предлагаю сегодня взять его идеи и переложить их на писателей.
Но сначала пара слов о том, что такое стартап
Стартап — это IT-компания, которая создаёт новый продукт — приложение, сервис, платформу. Сервис записи к врачу, приложение для писхологических консультаций, услугу доставки цветов и подарков — что угодно.
Стартап — тот этап существования компании, когда продукт, который они придумали, может найти аудиторию и выстрелить, а может провалиться. Яндекс, Рокет-банк, Самокат — все проходили через этот этап, когда в компании работали 3 энтузиаста в дешёвом офисе где-то в подвале, ели лапшу быстрого приготовления и мечтали изменить мир. Потом пришли большие инвесторы, дали миллионы для масштабирования, и маленькие стартапы превратились в гигантов.
В широком смысле стартапом можно назвать любой бизнес, который только начинает свою деятельность. Допустим, вы открыли своё первое кафе — вы не знаете, станет ли оно популярным. Проходите с ним через огонь, воду и медные трубы. Потом оказывается, что к вам ходит на бизнес-ланч местный миллиардер, ему очень нравится ваша еда, поэтому решает вложить в ваше кафе деньги и вот уже у вас сеть кафе по всей России. Это называется масштабированием.
Так вот любой писатель, который начинает путь и мечтает зарабатывать деньги на своём творчестве, — точно такой же стартап. Имя писателя — имя его стартапа. Продукт, который производит писатель, — его книги. Издательство — это инвестор, который может помочь писателю-стартапу масштабировать его имя.
Так что же там советует Гай Кавасаки всем, кто хочет построить успешный стартап?
1. Создавайте смысл, а не просто текст
Главный принцип Кавасаки звучит так: "Основа великих компаний — создание смысла, а не денег". Лучшие компании создавались не просто ради денег, а чтобы помогать людям.
Смысл нужно упаковать в мантру — короткую фразу, которая объясняет суть вашего проекта. У Кавасаки есть любимый пример: что звучит лучше — мантра Nike "Всё для настоящего спорта" или миссия Starbucks "Мы созданы для того, чтобы быть мировым лидером по производству и продаже самого лучшего кофе"? Первое запоминается, второе — нет. Поэтому для Starbucks он придумал их мантру: "Ценен каждый миг". Ведь именно ради этого люди приходят в coffe-to-go кофейни по всему миру: зарядиться энергией и не потерять лишней минутки.
Как это работает с писателями?
Как НЕ надо: "Я пишу детектив (боярку, фанфики, ФЛР, СЛР и т.п.), потому что детективы хорошо продаются"
Как НАДО: "Я показываю, что справедливость возможна даже в самых безнадёжных ситуациях" (этот принцип можно сократить до 3-4 слов мантры)
Детектив, боярка, ФЛР — это лишь форма, в которую вы вкладываете свой смысл.
Вспомните Дарью Донцову. Все думают, что это писатель-пулемёт, которая просто писала (пишет?) детективы для домохозяек. На самом же деле мантра, которую можно увидеть за её персонажами, — "обычная женщина может стать героиней". Она создала целую вселенную, где домохозяйка решает любые проблемы. Это Смысл. А "ироничный детектив" — лишь форма.
Может быть, поэтому в данной форме больше никто так не преуспел — все пытались лишь повторить форму, не понимая, что стоит за содержанием.
Практическое упражнение:
- Закончите фразу "Моя книга меняет мир тем, что..."
- Сократите до 3-5 слов — это ваша мантра
- Если не можете — у вас проблемы с позиционированием
Как я отвечаю на эти вопросы:
1. "Мои книги меняют мир тем, что заставляют задуматься об автоматизме и бездумности зла" (Не знаю, понятна ли эта формулировка широкому кругу читателей, но для меня лично предельно понятно — я понимаю, что вкладывают в эти слова. Так же и для вас — главное, чтобы вам было понятно, чем ваша книга хороша).
2. Мантра: "Включай голову во имя добра" (да, неидеальная мантра, но во мне откликается)
2. Действуйте, а не ждите совершенства
Кавасаки говорит: "Don't worry, be crappy" — не бойтесь несовершенства. Первая версия продукта всегда плохая, главное — начать.
Напишите рассказ, новеллу или хотя бы отвратительную, клишированную, с кучей грамматических ошибок первую главу романа. Стивен Кинг не сразу написал "Сияние" и "Противостояние" — он начинал со школьной газеты, в которой писал издевательские зарисовки о своих учителях, затем писал рассказы и так далее.
Как НЕ надо: Пять лет писать "великий роман века", вычёркивая каждую неудачную фразу из последнего написанного предложения. Такую книгу никогда и никто не прочитает.
Как НАДО: Написать рассказ за неделю, показать читателям, получить обратную связь. Написать первую главу, выложить на AT и тоже получить обратную связь. Написать 30 "грязных" первых глав для 30 разных книг, выложив их под разными именами на АТ, чтобы понять, какой тип историй больше интересен аудитории.
Диккенс выпускал романы сериями отрывков, печатавшихся в литературных журналах. Точно так же, как современные авторы на онлайн-площадках, он продолжал писать, зная о читательском отклике на его предыдущие главы — это классический подход стартапов.
Практическое упражнение: У вас есть идея романа? Превратите её в рассказ на 10 страниц. Прямо сейчас.
Мой пример: первую законченную книгу большого объёма, которую я сумел дописать, я писал в 3 этапа:
1. рассказ-черновик написан за 1 вечер,
2. затем я стал выкладывать главы в своей группе ВК, расписывая идею рассказа в полноценную повесть — выкладывал по 1 главе объёмом 2000 знаков раз в неделю (параллельно читая все комментарии от друзей и коллег, которые читали),
3. когда история была дописана, оставалось её отредактировать и опубликовать.
3. Напишите книгу, которую сами хотели бы прочитать
"Создавайте продукт, который вы сами хотели бы использовать" — золотое правило Кавасаки. Он присоединился к Canva (знаете этот мощнейший сервис для лёгкого создания иллюстраций?) именно потому, что сам был их пользователем.
В литературе это работает безотказно. Джоан Роулинг писала "Гарри Поттера", потому что сама обожала истории о волшебстве. Лукьяненко создал "Дозоры", потому что хотел читать современное фэнтези про Москву.
Как НЕ надо: "Сейчас популярны вампиры, напишу про вампиров"
Как НАДО: "Я всю жизнь мечтал прочитать книгу про [ваша тема], но такой нет"
Вопрос-проверка: Если бы вы увидели свою книгу (или книгу, которую собираетесь написать ради денег) в магазине, купили бы её? Ответьте честно.
Я бы лично не смог писать книгу просто ради популярности. Разве что как наёмный автор.
4. Собирайте вокруг себя команду страстных, а не "идеальных"
Кавасаки советует нанимать страстных людей, а не людей с "идеальным резюме". В книжном деле ваша команда — это редактор, корректор, дизайнер обложки, иллюстратор.
Плохая команда: Известный редактор, который работает с вами за деньги, но не верит в проект.
Хорошая команда: Молодой редактор, который в восторге от вашей идеи и готов за неё бороться.
Примеры из жизни: Максвелл Перкинс был никому не извесетен, пока не стал редактором Хемингуэя и Фицджеральда. Он верил в их талант больше, чем они сами.
Практическое упражнение: Найдите одного человека, который искренне в восторге от ваших идей. Пусть он станет вашим бета-ридером, дизайнером, корректором или просто первым преданным фанатом, который всем будет рассказывать о том, как вы круто пишете. Да, знаю, что в современном мире искренность — штучный товар, но если в своих книгах оставлять контактную информацию, искренний человек вам точно напишет.
5. Будьте уникальными И ценными одновременно
"Если вы не уникальны, вы конкурируете по цене. Если уникальны, но не ценны — у вас нет рынка" — мудрость Кавасаки.
Для писателей самое важное — найти баланс между оригинальностью и читабельностью. Пелевин уникален, но его читают миллионы — он ценен. Есть авторы уникальные, но непонятные — их не читают. Есть понятные, но неуникальные — их имён никто не помнит (хоть они и зарабатывают деньги).
Как НЕ надо: "Моя книга как у всех, только лучше написана" или "Моя книга написана в форме бреда сумасшедшего... смысл? так в том-то и смысл, что сумашедшие не умеют создавать смыслы"
Как НАДО: "Моя книга — единственная в этом жанре, где [ваша уникальная фишка], и это [ решает проблему конкретной аудитории / заставляет открыто говорить о такой-то проблеме / это откликается у тысяч людей с похожей травмой...]" Что-то вроде: "Моя книга в жанре технофэнтези сочетает реализм современного мира с футуристичными технологиями и магией, что вызовет интерес у любителей тёмного фэнтези с аллюзиями на действительность".
Формула проверки: Можете ли вы объяснить уникальность книги в одном предложении? Если нет — работайте над позиционированием.
Главная сложность этого пункта — нужно знать, что является НЕуникальным. Иногда кажется, что ты изобрёл что-то новое, а это уже заезженный троп историй о попаданцах.
На чём сконцентрироваться: понять, в чём именно вы пытаетесь быть (или являетесь) новатором, а в чём точно попадаете в сердечко многих людей.
6. Пробуйте, получайте обратную связь и снова пробуйте
"Развивайтесь быстро на основе обратной связи" — мантра Кремниевой долины. В книжном деле это бета-ридеры, тестовые главы, онлайн-публикации.
Что можно делать:
- Опубликуйте главу в блоге / соцсетях / специализированной площадке
- Соберите обратную связь
- Скорректируйте
- Повторите
Как НЕ надо: Писать в стол два года, потом показать "шедевр"
Как НАДО: Показывать каждую главу, учиться на ошибках
7. Бутстрэппинг — начинайте без издательства
Кавасаки — фанат бутстрэппинга: это когда стартап сам себя финансирует (ну, то есть функционирует как нормальный бизнес). В литературе это самиздат и прямые продажи.
Успех Энди Вейра с "Марсианином" — классический пример бутстрэппинга. Он публиковал главы бесплатно в блоге, собрал аудиторию, выпустил книгу за $0.99 на Amazon. Потом уже пришли большие издательства с миллионными контрактами.
Преимущества литературного бутстрэппинга:
- Прямая связь с читателями
- Полный контроль над продуктом
- Максимальный роялти
- Быстрое тестирование идей
Как НЕ надо: Написать одну книгу в надежде, что какое-то издательство его издаст.
Как НАДО: Нарабатывать аудиторию читателей через соцсети — пишите посты, рассказы, участвуйте в сообществах, заведите сайт в конце концов. Когда вы напишете свою первую книгу, у вас пойдут первые продажи. Диктовать условия издательству (инвестору) будет гораздо проще.
Мой сайт, кстати (недоделанный, но всё же):
Ну что, готовы стать стартапом?
Да, есть миллион разных способов стать писателем и начать зарабатывать на этом. Отправить рукопись в издательство и надеяться на чудо — один из них. Но если вы знаете о "чёрных лебедях", то понимаете, что чудеса случаются редко. Так что это не похоже на стратегию.
Взять всё в свои руки, транслировать в мир смыслы, которые вам важны — путь достаточно реалистичный, на мой взгляд.
Ваша книга — продукт. Ваше имя — бренд. Ваши читатели — пользователи. Издательство — всего лишь один из способов масштабирования, причём не самый эффективный.
Советы Кавасаки работали для тысяч стартапов, которые за последние пятнадцать лет получали инвестиции, для десятков стартапов, которые уже стали "единорогами", т.е. их акции стали стоить миллиард долларов.
Так почему бы этим советам не сработать и для вашей книги?
И главное: в мире стартапов неудача — это не провал, это pivot. Книга не выстрелила? Отлично, теперь вы знаете, что не работает. Таким образом у вас есть данные для следующей итерации.
PS.
На самом деле в книге Кавасаки принципов чуть больше — они включают ещё принципы презентации своего продукта, способы продвижения через партнёрство... но это уже очень узконаправленные темы, которые лучше раскрывать в отдельных статьях. Да и экспертизы моей тут не хватит, чтобы подобрать правильные примеры. Вообще крайне рекомендую книгу Гая Кавасаки "Стартап", даже если вы не планируете создавать свой бизнес и предлагать его инвесторам.
PPS.
Вот ради таких статей, если честно, я и веду свой канал. Вряд ли эта статья наберёт много просмотров, зато мне самому нравится находить инсайты, перекладывая выводы из одной сферы жизни на другую. Самое классное здесь в том, что эти выводы, как минимум, не лишены логики. А если чуть задуматься, то и работают :)
---
Автор: Макс Ридд. Пишу о писателях и писательском ремесле.
❤️🔥 Понравилась статья? Лайк и подписка с вас!
А ещё можно → ПОДДЕ₽₽₽ЖАТЬ