2 сентября 2025 года исполнилось бы 99 лет со дня рождения Евгения Леонова — одного из самых любимых и поистине народных артистов советского и российского кино и театра. Его называли человеком с большим сердцем и талантом, способным одним своим присутствием исцелять душевные раны. За свою 67-летнюю жизнь он создал галерею незабываемых образов: от трогательного Винни-Пуха и опасного Доцента до мудрого Тевье-молочника и трагичного Якова Шибалка.
Для миллионов зрителей он остался символом доброты, человечности и непревзойденного актерского мастерства. Вспоминаем жизненный и творческий путь великого артиста.
От заводского станка до театральной сцены
Евгений Леонов родился в Москве в 1926 году в простой семье: отец был инженером на авиазаводе, а мать — домохозяйкой. Семья, в которой подрастал еще старший брат Николай, жила скромно, в двух комнатах коммунальной квартиры. Артист с теплотой вспоминал о матери и атмосфере в доме:
"У меня в семье не было никого, связанного с искусством. Никого. У нас мама была необыкновенно добрая женщина. Не очень образованная, но она все сердце отдала детям… У мамы было нечто такое, что меня, мальчишку, удивляло: мама умела рассказывать так, что все смеялись, в квартиру набивалось много-много людей. У нас вечно кто-то жил, ночевал, стелили на полу в наших маленьких двух комнатках…"
С началом Великой Отечественной войны юный Леонов, оставив школу, пошел работать учеником токаря на авиационный завод, где уже трудилась вся его семья. Позже он поступил в авиационный техникум, но мечта о сцене не отпускала. Выступая в художественной самодеятельности, он на третьем курсе принял решение, изменившее его жизнь, — и отправился поступать в театральную студию. На вступительных экзаменах его природная стеснительность и нестандартная внешность сослужили ему добрую службу.
"Я попросил у брата пиджак и решил, что готов к экзамену. Я безумно нервничал… Прочитал все, что с таким успехом читал в техникуме: Чехова, Зощенко. У меня спросили: "Еще что-нибудь есть?" Я сказал: "Есть, но это еще хуже". Почему-то все стали просить, чтобы я почитал еще. Я прочитал Блока "В ресторане". Я любил это стихотворение… Была тишина, я был белого цвета. Я читал серьезно, мне сказали спасибо. И это стихотворение Блока спасло меня, примирило и с моим пиджаком, и с моей курносой физиономией, и с недостатком культуры", — рассказывал Леонов.
Театральный путь: от массовки до Тевье-молочника
После учебы Леонов попал в труппу Московского театра Дзержинского района, а через год перешел в Театр имени Станиславского. Долгое время ему доверяли лишь роли в массовке. Писатель Федор Раззаков объяснял это так:
"Костяк коллектива состоял из учеников К.С. Станиславского... и поэтому пришлая молодежь была у них, что называется, "на подхвате".
Прорыв случился в 1954 году, когда главный режиссер Михаил Яншин доверил Леонову роль Лариосика в культовом спектакле "Дни Турбиных". Леонов не просто повторил рисунок роли своего наставника, но и наполнил образ душевной чистотой и непосредственностью. Сам Яншин был скуп на похвалу, но случай раскрыл его истинное отношение.
"Яншин ко мне относился беспощадно, иронично… Он меня никогда не хвалил, а за Лариосика всегда ругал… Однажды на "Днях Турбиных"... Яншин приходит и говорит: "Вы что из Лариосика оперетту сделали". А как-то шли по фойе... Яншин спрашивает у [Павла Маркова]: "Ну что, Паша, Леонов? Как он?" А Марков отвечает: "Миша, он уже лучше тебя играет". И вижу, Яншин, довольный, улыбается, а мне свое: "И не подумай, что правда"…
За этой ролью последовали другие яркие работы: Робинзон в "Бесприданнице", Креонт в "Антигоне". В 1968 году Леонов перешел в Театр имени Маяковского, но в начале 70-х покинул его после конфликта с режиссером Андреем Гончаровым, которому не понравилась съемка актера в рекламе рыбы.
"На телеэкране появилась реклама рыбы нототении... Я взорвался... Скинемся, что ли, шапку по кругу, чтобы артист не пробавлялся нототенией. Конечно, Женя этого не простил. Мы расстались, и он ушел в Театр имени Ленинского комсомола к Марку Захарову", — вспоминал Гончаров.
В "Ленкоме" талант Леонова раскрылся с новой силой. Он сыграл Ламме Гудзака в "Тиле", Иванова в одноименной пьесе Чехова, но вершиной его театральной карьеры стала роль Тевье-молочника в спектакле "Поминальная молитва" — роль, ставшая его лебединой песней.
Всенародная любовь: незабываемые роли в кино
Хотя Леонов снимался в эпизодах с конца 40-х, настоящая слава пришла к нему в 1961 году с выходом комедии "Полосатый рейс". Роль скромного буфетчика Шулейкина, притворяющегося укротителем тигров, сделала его звездой первой величины. Знаменитая сцена в ванной, где нагой Леонов убегает от тигра, вошла в фильм благодаря чистой случайности: актер не знал, что защитное стекло убрали, и его испуг был абсолютно реальным.
Режиссер Владимир Фетин увидел в Леонове не только комедийный, но и трагический дар, пригласив его на главную роль в "Донскую повесть" (1964). Леонов сомневался ("Как я с этим своим лицом буду такое играть?"), но блестяще справился, доказав свой универсальный талант.
После этого предложения посыпались одно за другим. Он создал незабываемые образы в фильмах Георгия Данелии ("Не горюй!", "Афоня", "Кин-дза-дза"), Эльдара Рязанова ("Зигзаг удачи"), но особняком стоит "Белорусский вокзал" (1970). Его слесарь Иван Приходько стал одним из самых пронзительных портретов поколения, прошедшего войну.
В 1972 году на экраны вышли "Джентльмены удачи", где Леонов виртуозно сыграл две роли — добродушного заведующего детсадом Трошкина и жестокого рецидивиста Доцента. Чтобы вжиться в образ бандита, актер наблюдал за заключенными в Бутырской тюрьме. Фильм мгновенно разошелся на цитаты.
Даже в ролях второго плана, как Король в "Обыкновенном чуде" или сосед Харитонов в "Осеннем марафоне" (1979), Леонов был настолько ярок, что порой затмевал главных героев. За роль в "Марафоне" он получил Государственную премию.
Личная жизнь и "эффект Леонова"
За кадром Евгений Леонов был таким же, каким его полюбили зрители, — добрым, мудрым и отзывчивым. Режиссер Георгий Данелия вспоминал случай, вошедший в историю как "эффект Леонова". Посетив больницу, актер своим присутствием, шутками и разговорами настолько поднял дух пациентов, что им физически становилось лучше. Врачи были поражены, а Леонов обошел все палаты, даря людям надежду и силы.
Свою единственную любовь, жену Ванду Стойлову, он встретил на гастролях в Свердловске в 1957 году и в том же году женился. В 1959-м у них родился сын Андрей. Леонов обожал свою семью.
"Есть ли в твоей жизни человек, перед которым ты не боишься быть маленьким, глупым, безоружным, во всей наготе своего откровения? Этот человек и есть твоя защита", — писал он позже сыну.
Для него таким человеком была Ванда. Он безмерно ее любил, ждал у окна и баловал подарками. Их брак продлился 37 лет, до самого конца его жизни.
Последняя роль и вечная память
Летом 1988 года во время гастролей в Гамбурге Евгений Леонов пережил клиническую смерть. После обширного инфаркта и сложнейшей операции, длившейся четыре с половиной часа, немецкие врачи буквально вернули его с того света. Очнувшись, актер пошутил:
"Я на несколько минут заглянул Туда. Надеялся увидеть Раневскую, но не разглядел"…
Врачи подарили ему еще пять лет жизни. Он вернулся на сцену, чтобы сыграть свою главную роль — Тевье в "Поминальной молитве". Именно на этот спектакль он собирался 29 января 1994 года, когда его сердце остановилось навсегда.
В тот вечер в "Ленкоме" зрителям объявили, что спектакль отменен из-за смерти артиста. Ни один человек не сдал билет в кассу. Люди молча стояли у театра со свечами, провожая своего любимого актера в последний путь.