Какой камень у вас ассоциируется со столицей Урала? Малахит?
Когда-то — да. Но его месторождения давно исчерпаны, и в продаже сегодня почти всегда встречается привозной, в основном конголезский.
Современный Екатеринбург — это змеевик, или, по-научному, серпентинит. Побывать в этом городе и не увезти с собой сувенир из змеевика — это нужно постараться. Фигурки, шкатулки, подставки, пепельницы и другие поделки из этой декоративной чёрно-зелёной породы продаются буквально на каждом углу. Сырьё поступает с Баженовского месторождения хризотил-асбеста, и змеевик давно стал узнаваемым уральским брендом.
При входе на выставку «Минерал-шоу» первое, за что цепляется взор - столы, уставленные изделиями из этого выразительного поделочного камня: часы, подсвечники, шкатулки, брелки, стопки — на любой вкус.
В насыщенной программе поездки на Урал у меня был запланирован визит в камнерезную мастерскую, где такие сувениры изготавливаются. Мы отправились туда в составе экскурсионной группы, побывав перед этим на Баженовском месторождении и в музее истории Асбеста.
Предполагалось не просто познакомиться с процессом, а пройти настоящий мастер-класс: каждый участник мог своими руками сделать сувенир из найденного неподалёку от карьера образца серпентинита. Классический вариант — подставка с золотистой ящеркой (made in China) и россыпью цветной каменной крошки. Подобного надругательства над своим образцом благородного серпентинита я, конечно же, не допустила.
Но обо всем по порядку.
Ещё на подходе к мастерской защемило сердце... Тонны необработанных глыб, груды полированных обрезков серпентинита — всё это лежало прямо под открытым небом, как обычный строительный щебень. Это настолько поразительная для меня картина, что она до сих пор стоит у меня перед глазами, как одно из ярких впечатлений от поездки на Урал.
В мастерской нам показали камнерезный станок, который с рёвом, пылью и водяными брызгами разрезает породу, превращая обычный невзрачный булыжник в две половинки яркого поделочного камня.
Резчик работает без средств защиты. Тут бы не мешало кофточкой нос прикрыть 😁😉, но реакция была обратная: все стояли, в изумлении раскрыв рты и переживая за пальцы (и лёгкие) человека, который с ловкостью управляется с опасным инструментом.
Каждому экскурсанту разрезали найденный им образец — и мы перешли к следующему этапу.
Дальше началась настоящая работа: шлифовка, затем полировка. Шлифуют, чтобы убрать неровности, следы распила, царапины. Полируют с помощью паст с микроскопическими абразивами — они придают камню гладкость и блеск, подчёркивают текстуру и скрытые узоры.
Оба этапа я проделала сама — под руководством сотрудника мастерской по имени Олег. Вот он, сосредоточенный, за работой — я успела его сфотографировать.
Процесс, скажу я вам, очень увлекательный и созидательный. Теперь я мечтаю о таких станках и собственной мини-мастерской, чтобы распиливать, полировать, заглядывать внутрь породы...
У меня было два образца — серпентинит и родингит. Змеевик обрабатывается легко: его твёрдость — от 2,5 до 4 по шкале Мооса. Родингит твёрже — 5,5–6,5, но тоже отлично поддаётся полировке. На фото можно увидеть результат моих усилий.
Следующим этапом мастер-класса было декорирование поделки: на полированную подложку участники приклеивали фигурки ящерок и каменную крошку. Я вежливо отказалась. Зато с разрешения авторов сфотографировала две особенно удачные работы.
На выходе из мастерской нас встретила стена ливня и глубокие лужи в отсыпанной местным гранитом дороге. Местами отсыпки не хватило или она ушла под землю и глинистую почву мгновенно развезло. Путь до автобуса превратился в квест с препятствиями. Пару раз я поскользнулась, удержав равновесие, но промочила обувь и одежда тоже вымокла. А мой плащ с капюшоном мирно лежал в кресле автобуса, не зная, как бы пригодился.
Но всё это — мелочи. Ведь в рюкзаке лежали мои собственноручно отполированные кусочки уральских пород — тот самый сувенир из змеевика, без которого, как я уже писала в начале, невозможно уехать из Екатеринбурга.