До своего приезда в Псков я ни в одном городе не слышала ни одной местной легенды. Как-то не доводилось. А вот легенды Пскова у местных жителей необыкновенно популярны. И о кладах-то, и о подземных ходах.
А тут недавно услышала: “Легенды – это прошедшие проверку временем слухи.” Учитывая возраст города, в это можно поверить )))
Легенда 1. Перевозчица из Выбут – великая княгиня
Одной из прекрасных легенд Пскова служит чудесная история о псковской девушке, ставшей великой русской княгиней, крестившейся в Константинополе, а потом и канонизированной православной церковью.
Было это давным-давно, более тысячи лет назад. В деревне Выбуты (Лыбуты), что в двенадцати верстах от Пскова вверх по течению реки Великой, жила дивной красоты девушка по имени Ольга.
Происходила она из бедной крестьянской семьи. Чтобы скопить себе на приданое, занималась перевозом на лодке через реку путников, купцов с разными товарами.
Река возле деревни Выбуты была бурной. Бежала она по многочисленным подводным камням и, разбиваясь о них, шумела и пенилась. Но это не пугало Ольгу. От своих подруг она отличалась мужеством, силой. Ловко и уверенно вела девушка ладью через бурные пороги и ничуть не уставала, работая веслами и шестом.
Однажды подошел к реке молодой красивый витязь и любезно попросил Ольгу перевезти его на другой берег. Он взял в руки весла, помог девушке бороться с бурной рекой. Весь путь витязь не отводил взора от смущенной красавицы. А выйдя из лодки на берег, ласково спросил ее:
— Как звать-то тебя, милая девица, чья ты, откуда родом?
Ольга ответила. Витязь снял со своей руки кольцо с ярким самоцветом и протянул его девушке. Прощаясь, сказал, что они еще встретятся.
Долго глядела Ольга вслед молодому путнику, пока тот не скрылся в густом лесу… А был то Игорь, сын новгородского князя.
Когда Игорю настало время выбирать себе в жены девушку, он вспомнил об Ольге и по русскому обычаю послал к ее родителям сватов. Простая и скромная псковитянка стала женою князя Игоря.
Эта легенда – один из вариантов, записанный в начале XX века Иваном Николаевичем Ларионовым, почетным гражданином Пскова.
Легенда 2. О трех солнечных лучах
Иван Николаевич так рассказал легенду о связи великой княгини с городом Псковом:
«Плыла однажды Ольга в нарядной ладье вниз по реке Великой, мимо того места, где теперь возвышается псковский Кремль. Оглядывая широкие берега, залюбовалась она высокой скалой, вершину которой украшал величественный бор.Очень понравилось молодой княгине это красивое место, возвышающееся над двумя реками. Указала Ольга своим спутникам на скалу и сказала:— Быть здесь городу великому и славному!После того, как появились на скалистом берегу первые постройки, стало это место в народе называться «Ольгиным городом».
А вот в народе уверенно бытует вариант с тремя солнечными лучами.
Поэтому осмелюсь предложить его в своей редакции:
Сначала было
Режут воду стругов груди. Озираясь по безлюдью, Ищут крИвичи приют. Если ищут, то найдут )))
А река как на ладони На себе несет стружки. В голубой воде не тонут Все в зелёном бережки.
В междуречье мыс крутой. Сразу видно: нежилой. Речка малая играет И в великую* впадает.
Так Великой и назвали. Обустраиваться стали. Среди леса и болот Поселение растет.
Есть кострища, есть домишки. Ловят рыбу и на мишку С рогатИной летом ходят, Раков в ПлесковЕ находят.
(Так назвали малую Реченьку удалую.)
Три луча
Княгиня вдоль реки держала путь. И по совету ближних в свите Остановилась отдохнуть, Перекусить и помолиться.
Напротив мыс крутой стоял. Как раз на месте междуречья. Там тын средь зелени мелькал Под ветром, бьющим из-за речки.
Вдруг гром послышался сначала. И как в истории былинной Три ярких солнечных луча На мыс упали возле тына.
И Ольга поняла сердечно: Под шум обычного норд-веста Святая Троица навечно Благословила это место.
Деревья гнул норд-вест упрямо, Но Ольга твердо повелела: Да быть на этом месте Храму Святаи Троицы! За дело!
Он встал. Он в дереве готов. Потом уж в камне. И, конечно, Дом Троицы Святой – наш Псков, Хранимый Небом, будет вечным.
*великая – так называли большую.
Легенда 3. Одна из тайн Гремячей башни
Сначала можно уточнить: башне, о которой пойдет речь, в этом году исполняется ровно 500 лет.
Упоминание о её постройке встречается в летописи 16 века:
«В лето 7033 (1525 год) повеле князь великий Василий Иванович своему дьяку Мисюрю Мунехину поставити стрельницу каменную на Гремячей горе, над Псковою рекой на кручи, и того лета сделаша тайник».
Строил итальянский зодчий Бон Фрязин, по-русски – Иван)))
И назвали её сначала Козьмодемьянской по ближайшей церкви: в псковской летописи под 1383 годом есть упоминание о строительстве на Гремячей горе церкви Козьмы и Дамиана.
То есть гора тогда уже была Гремячей. Почему так названа – до сих пор специалисты гадают. И Гремячая башня была на Гремячих воротах да уже разрушилась ко времени постройки Козьмодемьянской. А название на новую перешло!
Так вот, одна из псковских легенд объясняет название Гремячая бряцанием оков, в которые заковали тевтоны храброго псковского князя, раненного ими в жестокой битве и заточенного в эту, специально построенную башню.
Тевтоны взяли тогда город предательством. Измученный князь дотягивался до бойницы и звоном цепей призывал сограждан к восстанию. За это тайно его и убили. Псковичи гневно поднялись на захватчиков.
Когда же тевтоны взяли верх, вдруг в свете ослепительной молнии на вершине башни показалась огромная тень убитого князя.
Воодушевленные горожане с новыми силами бросились на врага. И рыцари в панике отступили. Спасенные псковичи кинулись в башню, но не нашли тела спасителя. На каменном полу остались только его оковы.
Легенда говорит и о том, что долгое время потом каждый раз с приближением опасности к Пскову тень князя в доспехах появлялась над башней и город оставался неприступным.
Легенда 4. О красавице, заточенной в тайном подземелье Гремячей башни, от Пушкина и Гоголя
Похоже, Арина Родионовна рассказывала Александру Сергеевичу легенды Пскова, так любимые псковичами. Особенно о таинственной Гремячей башне.
Например, в одной из его необыкновенно душевных сказок мы читаем:
«Постой, —Отвечает ветер буйный, — Там за речкой тихоструйной Есть высокая гора, В ней глубокая нора; В той норе, во тьме печальной, Гроб качается хрустальный На цепях между столбов. Не видать ничьих следов Вкруг того пустого места; В том гробу твоя невеста».
Так над невеликой реченькой ПсковОй как раз и стоит высокая гора с замечательной древней башней, навеявшей простодушному населению страшные сказки о гремящих цепях и нечистой силе над бочками с золотом. Но какое же отношение имеет к этой таинственной башне Николай Васильевич Гоголь?
А вот послушайте… .
Кто бряцание цепей слышит, проходя в неурочную пору мимо башни, а кто и звон золота. Потому что веками в народе слух идет, что лежит в подземелье этой башни девица невиданной красы. Толи осерчавшая мать, толи позавидовавшая красоте мачеха, толи обманутый отец виною, что она, вдруг надолго уснувшая, оказалась за страшными стенами, окруженная сундуками с золотом.
Провидение, видимо, сжалилось над невинной красавицей и пообещало, что оживет несчастная, если найдется с чистым сердцем смельчак, прочитавший возле неё псалтырь в течение семи ночей. Тогда и невеста, и золотой клад будут ему наградой. Многие пытались, да видно, не так чисты были их помыслы: за наживой шли.
Решился попытать счастья и один добрый молодец. Только начал читать в первую ночь, так засвистела вокруг, завыла, заухала нечисть, заходили стены вокруг, задрожал пол каменный. Не смотрел он по сторонам. Только псалтырь читал.
Следующей ночью – еще страшнее. Шесть ночей держался. На седьмую чуть задремал – взвыла от радости нечисть и выбросила поседевшего и потерявшего сознание молодца из башни. Ничего он не смог никому рассказать, два дня только и прожил. .
А легенда по Пскову не один век в народе ходит. Пробовал ли кто еще, неведомо. А нечисть играется золотом, подвывая в темные ненастные ночи. Говорят, слышали кто…
Легенды 5 и 6. «Откуда богатство и такая фамилия?»
Вот так выглядят сейчас палаты купца XVII века Сергея Ивановича Поганкина, героя еще некоторых из легенд Пскова.
Сколько пишу, и о Поганкине тоже, но не делилась с читателями их содержанием. Всегда почему-то внутренне заступалась за него. Легенды и сейчас почти обо всех миллиардерах сочиняются. Это нормально. Правда, было у нас недавно время, когда самые крутые разбогатели действительно легендарно.
Так вот. Приведу сейчас немного из «Археологической записки о Поганкиных» К. Г. Евлентьева
Вот так палаты тогда выглядели:
Заступлюсь и сейчас ))
Иван Грозный пришел ко Пскову в 1570 году, а палаты эти построены столетием позже. И купца такого в роду Поганкина не было: начинал Сергей Иванович дело свое огородником: до 1653 года он именуется «посадский человек огородник», далее «посадский человек», а с 1663-его – «посадский торговый человек», так что и о неправедном скоропалительном обогащении речи быть не может.
Легенда 7. Палаты Марины Мнишек
Да, и такая коротенькая легенда есть в славном городе Пскове.
По брачному договору Лжедмитрий I обязался дать Марине Мнишек
«два государства великие, Великий Новгород и Псков со всеми уездами, и с думскими людьми, с дворянами и с детьми боярскими, с попами и со всеми приходами, с пригородами, с местами и сёлами, со всем владением…».
Хоть легенда и настаивала когда-то, что на три дня так называемая императрица останавливалась в этом доме, народная молва ошибалась. В подаренном ей Пскове Марина Мнишек не побывала вообще.
Но поскольку Псков в свое время был связан с лжедмитриевщиной, память о ней трансформировалась вот в такую историю. И потом, здание, о котором идет речь, в те времена ещё не было построено. Юрий Павлович Спегальский относил его постройку к 60-м годам XVII века.
В современных путеводителях разрушающееся здание называется третьими палатами Меньшиковых. И псковичи прекрасно понимают несостоятельность этой легенды.
А вот вариант насчет Гремячей башни несколько неожиданный:
И сидит она в высоком тереме за Псковой-рекой (по мотивам легенд)
Она живет на самом берегу. Просторно, высоко и уютно. Внизу речка журчит. Недалеко церковь. Немноголюдно.
Дом с изысками. Где-то даже легендарный. И отсвет легенд на неё падает. Но ей не мешает. Выходить в люди не любит. В так называемых магазинах нет необходимости: скатерть-самобранка раскрывается утром, днём и вечером. Меню? А что в голову придёт. И принарядиться всегда найдётся что-нибудь новенькое. И зубная щётка, и гребешок импортный.
Иногда сонливость на неё нападает. Дремлет, а то слышит, ходит вокруг дома кто-то. То камни, вроде бы, осыпаются, постукивают, то цепь загремит. Последние времена, бывает, внизу что-то мимо прошуршит. Собака где-то залает.
Сны часто снятся. Самые разные. Бывает, забавные. И предчувствие. Придёт необыкновенный суженый, поцелует её в уста сахарные.
Есть здесь один молодой человек. На другом этаже живёт. Они и не встречаются. Он как-то и раньше на неё внимание совсем не обращал. Не до этого ему было. По ночам на крышу выходил. Приложит ладонь ко лбу. Вроде козырька. И поворачивается во все стороны. Обозревает окрестности. Прислушивается. Присматривается.
Как услышит битву какую где, соскакивает с крыши. Конь боевой внизу подскачет. И, наверное, помогает богатырь в той битве. Утихает она. Возвращается витязь, похрапит на своём этаже богатырским сном три дня и три ночи. И опять на караул.
Последнее время редко показывается. Расслабился, наверное: давненько не слышно боевых рожков и лязганья доспехов.
И почудилось ей однажды, будто разговаривают за стеной. О том, что лежит кто-то в стеклянном саркофаге. Мол, пробовал кто-то уже псалтырь читать.
Шесть ночей получилось, а ещё шесть не успел: задремал, так нечистая сила его и выкинула наружу. Дня два прожил и отдал Богу душу. А второй голос так настойчиво: а что там читать, хватай золото за пазуху, да беги, пока нечисть не спохватилась. Ну-ну, ответил ему голос кого-то умудрённого жизнью.
Какого золота? Она его и в глаза не видывала. Когда батюшка, рассердившись, отправил её в этот терем за то, что носик совала в его дела секретные, только скатёрку эту ей вслед и бросил: мол, всё, что понадобится, получишь.
Да, вспомнила, спрашивал как-то сосед насчёт секретов: с кем батюшка заговоры плёл против стольного града Пскова Великого. Да ни к чему ей были тогда подробности. Так, собеседник батюшкин симпатичный был. И всего-то.
Вот зима подойдёт. Заметёт дороги. Окутает терем снежным одеялом. И заснёт до весны княжна-красавица, как и бывает это уже каждый год из полутысячи.
Вот таким она представляет свой терем:
Вот такой он на самом деле:
И это только часть местного эпоса. Легенды Пскова напоминают о себе, где бы ты ни оказался в пределах стен Окольного города: и привидение в Поганкиных палатах, и протрезвевший мастеровой на вершине Гремячей башни, и подземные ходы под городом, и крокодил в реке Великой.
P.S. Развернутое примечание к вопросу о крокодилах:
В частности, интересно, на мой взгляд, ещё о некоторых легендах в материале:
Всем всего доброго.
Можно подписаться на канал.