Почему неправильно называть княгиню Ольгу основательницей Пскова,
как это делают некоторые популярные издания, объяснил Валерий Пилявец (краевед, экскурсовод, автор и режиссер краеведческих фильмов) и напомнил, что даже Нестор-летописец утверждал: во время женитьбы князя Игоря на Ольге Псков уже существовал.
Что на самом деле означает название «Псков»
краевед рассказал с опорой на точку зрения профессора Российской академии живописи, ваяния и зодчества Геннадия Мокеева. Он тоже считает, что слово «Плесков» происходит от слова «плещевание». Раньше это слово означало «ритуальные пляски язычников». В древнем Плескове, по утверждению докладчика, наверняка было капище славянского бога Триглава, на месте которого происходили эти «плещевания», а впоследствии возник первый на Руси храм Святой Троицы.
Принадлежность меча, на котором выгравировано «Чести моей не отдам никому»
псковскому князю Всеволоду-Гавриилу Валерий Пилявец опровергает. По словам краеведа, это невозможно, так как Всеволод-Гавриил жил в XII веке, а меч, который ему приписывают, изготовлен в XV веке.
Судя по девизу, это холодное оружие принадлежало немецкому рыцарю из рода Витгенштейнов, который участвовал в походе на Псков. По иронии судьбы, это были предки того самого генерала Витгенштейна, под командованием которого русские войска в 1812 году дали мощный отпор Наполеону. Согласно преданию, он побывал в Пскове и с удивлением узнал меч своих предков возле раки с мощами древнего князя.
Что же касается меча Довмонта-Тимофея, то этот клинок, напомнил Валерий Пилявец, достался псковскому князю от убитого им князя Миндовга, который отнял у него жену. Валерий Пилявец утверждает, что самому Миндовгу названный меч подарили рыцари-госпитальеры, когда принимали того в католичество.
Загадка Довмонтова города
расшифровывается исследователем более подробно. Он считает. что многие псковские историки и экскурсоводы неправильно объясняют возникновение такого скопления православных храмов возле стен псковского Крома якобы стремлением древних псковичей обезопасить их перед военной угрозой.
Краевед вслед за профессором Мокеевым убежден, что древний псковские зодчие Кирилл и Еремей в XIV веке строили эти храмы по «Откровению» Иоанна Богослова, чтобы создать вокруг храма Святой Троицы 24 описанных там престола. Построенный псковичами два столетия позже храм Василия Блаженного, утверждает Валерий Пилявец, изначально воплощал тот же замысел.
О судьбе храмов Довмонтова города говорил Ю. П. Спегальский:
За тяжелые годы конца XVI — начала XVII века Довмонтов город пришел в упадок. Многие постройки его разрушились. В конце XVII века в нем оставалось только одиннадцать храмов. Жизнь здесь уже не кипела, как прежде. Но в какой-то мере и в XVII веке Довмонтов город сохранял значение общегородского центра. Кроме церквей, в нем тогда располагались здания административного назначения: Съезжая, Приказная и Дьячья избы, Дворцовый приказ и другие казенные строения.
Конец XVII века внес в застройку Довмонтова города новую черту: на его южном краю, на месте обветшавшей уже крепостной стены выросли большие каменные здания и среди них крупное лаконично решенное здание Приказных палат, как бы перекликавшееся с новым Троицким собором.
В 1701 году земляное укрепление, присыпанное к восточной стене Довмонтова города, скрыло под собой четыре храма. Остальные постройки, оказавшиеся в XVIII—XIX веках ненужными, ветшали и сносились. Ко второй половине XIX века здесь остались лишь Приказные палаты.
Негодование знатока вызывают те историки и краеведы, которые называют Довмонтов город «псковскими помпеями». Он уточнил, что настоящие Помпеи – это был «город красных фонарей», наподобие современного Лас-Вегаса, и возможно, именно Помпеи послужили прототипом библейских Содома и Гоморры. «Ни в коем случае нельзя сравнивать псковский центр духовной защиты с этим центром разврата», - считает краевед.
Разоблачение легенд о Гремячей башне
докладчик начал с того, что опроверг само ее название. Ведь настоящая Гремячая башня не сохранилась, а та, которую мы так называем, когда-то звалась Козьмодемьянской.
Больше всего исследователя забавляет легенда, согласно которой спящая в подземелье под Гремячей башней принцесса на самом деле является дочкой индийского раджи, которая была перенесена на псковскую землю в результате сеанса черной магии.
Откуда взялась легенда
про то, как настоятель Псково-Печерского монастыря Корнилий нес в руках собственную, отрубленную Иваном Грозным голову? Валерий Пилявец рассказал про писателя-этнографа Павла Якушкина, который путешествовал по псковской земле во второй половине XIX века и собирал всякие побасенки, а потом издал их сборник.
«Псковские полицейские в свое время приняли этого этнографа за разбойника и на две недели упрятали в кутузку. Вот, что бывает с такими неразборчивыми краеведами», – подытожил Пилявец.
А что на самом деле?
Из какого же тогда источника берёт свое начало широко известная нам ныне версия об убийстве Преподобного Корнилия? Автором это клеветы является (как уже многие сами догадались)… князь-"правозащитник", борец "за счастье Русской Земли" – иудушка Курбский.
И совершилось это по Курбскому в 1577 году в Псково-Печерском монастыре.
Согласно третьей Псковской летописи Корнилий в 1570 году во главе псковского духовенства встретил Ивана Грозного во время его приезда в Псков и служил молебен в Троицком соборе.
После этого, встречая царя уже в своём монастыре, он, якобы, был убит.
Но Иван после Пскова поехал сразу в Москву. Не заезжая в монастырь.
И потом, Корнилий почил 20 февраля 1570 года – это дата высечена на его гробнице. Причем, что очень важно, надпись на гробнице – оригинальная, а потому, совершенно невозможно предположить её ошибочность. У Курбского же совсем другая дата – 1577 год.
Но уже мой вопрос: а почему все-таки практически сразу после Пскова?
И потом: мощи его перекладывались в новую раку, но как там с головой, никто не свидетельствовал))) Не нашла.
Последние сведения отсюда.
Основной источник – https://pln-pskov.ru/psk/society/411441.html
Если покажется интересным, отметьте, поделитесь с друзьями ). Можно подписаться на канал. И подскажите, если что окажется не так или о чём еще надо будет написать. Спасибо.