Найти в Дзене

Агиттекстиль- формирование нового сознания для человека будущего.

"А Надя: «И мне с эмблемами платья. Без серпа и молота не покажешься в свете! В чем сегодня буду фигурять я на балу в Реввоенсовете?!» (В. В. Маяковский. "О дряни". 1920—1921г).  Советский агитационный текстиль — любопытная страница истории дизайна XXв. В нем соединились выразительность плаката, искусство авангарда и утилитарность. После победы Великой Октябрьской революции в новом государстве возникла потребность в новом искусстве, потребовался новый иллюстрационный ряд, не вызывающий ассоциаций с бытом дореволюционной России, агитирующий и пропогандирующий новую идеологию, нацеленный на трудовые будни и подвиги. Искусство требовало другие способы выражения, художники искали выразительные элементы воздействия на зрителей. Таким новым словом стал агитационный текстиль (агиттексти́ль): ткани с рисунками на злободневную тематику, выпускавшиеся во второй половине 20-х — начале 30-х годов XXв советской лёгкой промышленностью . Самые первые раппорты ткани нового государства были с го

В. Хвостенко «Шагающие пионеры», 1929—1932 гг
В. Хвостенко «Шагающие пионеры», 1929—1932 гг

"А Надя:

«И мне с эмблемами платья.

Без серпа и молота не покажешься в свете!

В чем

сегодня

буду фигурять я

на балу в Реввоенсовете?!»

(В. В. Маяковский. "О дряни". 1920—1921г).

 Советский агитационный текстиль — любопытная страница истории дизайна XXв. В нем соединились выразительность плаката, искусство авангарда и утилитарность.

Д. Н. Преображенская «Пятилетку в четыре года», 1930 г.
Д. Н. Преображенская «Пятилетку в четыре года», 1930 г.

После победы Великой Октябрьской революции в новом государстве возникла потребность в новом искусстве, потребовался новый иллюстрационный ряд, не вызывающий ассоциаций с бытом дореволюционной России, агитирующий и пропогандирующий новую идеологию, нацеленный на трудовые будни и подвиги.

Художник неизвестен «Паровозы», 1930 г.
Художник неизвестен «Паровозы», 1930 г.

Искусство требовало другие способы выражения, художники искали выразительные элементы воздействия на зрителей.

Таким новым словом стал агитационный текстиль (агиттексти́ль): ткани с рисунками на злободневную тематику, выпускавшиеся во второй половине 20-х — начале 30-х годов XXв советской лёгкой промышленностью .

П. Г. Леонов «Звездочки», 1930 г.
П. Г. Леонов «Звездочки», 1930 г.

Самые первые раппорты ткани нового государства были с государственной символикой- звездами, серпами и молотом.

С. П. Бурылин «Серп и молот», 1924 г.
С. П. Бурылин «Серп и молот», 1924 г.

В 1925г на "Всемирной выставке декоративного искусства и промышленности" в Париже ситец «Серп и молот» фабрики "Большая Иваново-Вознесенская мануфактура" был награжден Золотой медалью.

С. П. Бурылин «Серп и молот», 1925 г.
С. П. Бурылин «Серп и молот», 1925 г.

В композиции раппорта автор использовал символы советской России: пятиконечную звезду, серп, молот и пшеничные колосья.

Л. Н. Силич «Жницы», 1929 г.
Л. Н. Силич «Жницы», 1929 г.

Агитационный текстиль способствовал внедрению в общественное сознание советской идеологии посредством введения в быт тканей и ношения одежды с новаторскими раппортами: серпом, молотом, колосьями, тракторами, комбайнами, самолётами, теплоходами, пятиконечными звёздами и шестерёнками, стройками, фабриками, иллюстрирующие революционные общественно-политические процессы, происходившие в стране (индустриализацию, электрификацию, коллективизацию).

Неизвестный художник. Образец ткани с геометрическими композициями на синем фоне, конец 20-x-началo 1930-х. ХХв
Неизвестный художник. Образец ткани с геометрическими композициями на синем фоне, конец 20-x-началo 1930-х. ХХв

Расцвет агитационных ситцев пришёлся на конец 1920-х — начало 1930-х годов. В это десятилетие в художественном оформлении ивановских тканей произошёл резкий поворот от традиционных узоров ситца.

Неизвестный художник «Цветы хлопка и самолеты», 1930-е годы.
Неизвестный художник «Цветы хлопка и самолеты», 1930-е годы.

"Мещанские" раппорты с цветами вызывали осуждение.

В 1923г в приложении к изданию «Известия текстильной промышленности» А.Карабанов потребовал от художников вместо «буржуазных мещанских цветочков и амурчиков… дать новые расцветки и рисунки тканей, которые, будучи беднее по волокну, победят мировую конкуренцию богатством своего замысла, смелостью и революционной красотой мысли..».

А. С. Медведев «Шестеренки», 1930 г.
А. С. Медведев «Шестеренки», 1930 г.

На текстильных фабриках, в рамках борьбы с«буржуазными» узорами, было уничтожено более 24000 эскизов раппортов для тканей.

К. П. Соколов «Салют», 1930 г
К. П. Соколов «Салют», 1930 г

Но цветы все равно остались: на тканях 20-30-х годов можно увидеть симбиоз цветочных орнаментов и самолетов или советской символики. 

На агитационном текстиле тех лет орнаменты с традиционными элементами, цветами или "турецкими огурцами", сочетаются с различными механизмами. Позже, цветы заменили на тракторы, локомотивы, фабрики и другие символы советской модернизации.

Символы вытеснили даже геометрические мотивы .       

К. А. Щуко «Деревенский комсомол», 1926г.
К. А. Щуко «Деревенский комсомол», 1926г.

Мнения разделились: одни считали орнамент буржуазным пережитком, другие, как Лия Райцер, художник по тканям и организатор текстильной секции МОСХ, хотели создать собственный орнамент- ребус с использованием лозунгов-слов.

С. П. Бурылин «Без названия», 1930 г
С. П. Бурылин «Без названия», 1930 г

На текстильное полотно старались перенести темы 

авангарда и супрематической живописи. Участвуя в создании агиттекстиля, творцы авангарда верили, что личность формируется, взаимодействуя с материальным миром.

Г. Леонов «Фабричные корпуса, звезды, шестеренки», 1930 г.
Г. Леонов «Фабричные корпуса, звезды, шестеренки», 1930 г.

На фабриках города Иваново ткани выпускали в соответствии с раппортной композицией. Старались при минимальном количестве цветов сделать наиболее выразительный раппорт.

Р. Е. Васильева «Новая деревня», 1920 г
Р. Е. Васильева «Новая деревня», 1920 г

При нанесении рисунков на полотно, применялся метод набойки, когда каждый элемент печатался штампом вручную с рельефной деревянной доски.

С. П. Бурылин «Трактористы», 1930 г.
С. П. Бурылин «Трактористы», 1930 г.

Нередко на агитационных тканях можно было увидеть различные аббревиатуры: КИМ, МОПР, СССР, РСФСР, ВКП(б) или цифры 4 и 5- лозунг «Пятилетку в четыре года».

А. Г. Голубев «Высоковольтные линии», 1930г.
А. Г. Голубев «Высоковольтные линии», 1930г.

Все значимые темы были отражены в раппортах ткани: спорт, сельхозработы, уборка урожая, электрофикация, механизация.

А.Н. ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ (1908-1972) Образец ткани «Аврора». 1930г, Большая Иваново-Вознесенская мануфактура, бумазея, механическоя печать.
А.Н. ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ (1908-1972) Образец ткани «Аврора». 1930г, Большая Иваново-Вознесенская мануфактура, бумазея, механическоя печать.

Дизайн тканей отображал символику СССР и направления развития: индустриализацию и механизацию сельского хозяйства.

   «Текстильный рисунок является наиболее распространенной среди широких слоев трудящихся формой искусства. Следовательно, он должен быть точно выверен классовой оценкой трудящихся» .(Советский текстиль, 1931г).

Неизвестный художник. Образец ткани с квадратами, заполненными синими полосами. Конец 1920-x начало 1930-х, ситец механическая печать.
Неизвестный художник. Образец ткани с квадратами, заполненными синими полосами. Конец 1920-x начало 1930-х, ситец механическая печать.

Ткани с таким раппортом использовались для текстильных агитационных плакатов, панно, знамён и транспарантов первых лет Советской власти, шли они и на пошив одежды и аксессуаров (например, платков).

В. И. Маслов «Без названия», серия носовых платков, 1926 г
В. И. Маслов «Без названия», серия носовых платков, 1926 г

С. П. Бурылин «Без названия», 1924 г.
С. П. Бурылин «Без названия», 1924 г.

Будущее страны неразрывно связывали с воспитанием нового поколения, готового быть полезным стране, «твёрдо стоять за дело рабочего класса в его борьбе за освобождение рабочих и крестьян всего мира».

О.П. ГРЮН.(1874-1931) Образец ткани «Шеренги пионеров». Конец 1920-х Трехгорная мануфактура им. Ф.Дзержинского, Москва, ситец, механическоя печать.
О.П. ГРЮН.(1874-1931) Образец ткани «Шеренги пионеров». Конец 1920-х Трехгорная мануфактура им. Ф.Дзержинского, Москва, ситец, механическоя печать.

Отсюда много мотивов, где главные действующие лица-пионеры, спортивная молодежь.

М. С. Назаревская «Красноармейцы на уборке хлопка», 1932 г.
М. С. Назаревская «Красноармейцы на уборке хлопка», 1932 г.

* Встречались фигуры созидателей нового строя — рабочих, крестьян, красноармейцев.

В. И. Маслов «Спорт», 1929 г
В. И. Маслов «Спорт», 1929 г

Для пропоганды здорового образа жизни, занятий спортом, выпускали агитткани с аналогичной тематикой.

Неизвестный художник «Теннис», 1931 г
Неизвестный художник «Теннис», 1931 г

Строители новой реальности 

должны быть здоровыми, закаленными, сильными.

В каждом населенном пункте, каждом колхозе создавалась спортивная команда. Детей с малых лет приучали к спорту.

И. Маслов «Сельское потребительское общество», 1928 г
И. Маслов «Сельское потребительское общество», 1928 г

 Агиттекстиль был призван формировать новое сознание советской общественности.

С. П. Бурылин «Фабрики», 1930 г
С. П. Бурылин «Фабрики», 1930 г

Считалось, что агитация на тканях, плакатах и посуде - лозунги, призывы, образы социалистического будущего — укажут направление советскому

человеку, к чему следует стремиться.

В СССР перенос идеологии на ткань был сродни превращению коммунизма в политическую 

религию, а не только эстетическим или экономическим фактом. 

С. Демков «Делегатам 1-го Всесоюзного Учительского Съезда», 1924 г
С. Демков «Делегатам 1-го Всесоюзного Учительского Съезда», 1924 г

Интересен дизайн платка, выпущенного для вручения делегатам "1-го Всесоюзного Учительского Съезда», 1924 г, созданный Н. С. Демковым.

«После смерти Владимира

Ленина увековечить его

память на ткани было

поручено художнику Николаю Демкову. Он видел вождя лично

на митинге в Москве и смог

нарисовать портрет по памяти, сравнивая с фотографиями в газетах». (Музей текстиля г.Иваново)

Неизвестный автор. На комбинате «Трехгорная мануфактура» отбирают образцы сувенирных косынок, 1920-е.
Неизвестный автор. На комбинате «Трехгорная мануфактура» отбирают образцы сувенирных косынок, 1920-е.

К разработке эскизов тканей с агитационной символикой привлекались лучшие кадры ВХУТЕМАСа, такие как художницы Любовь Попова 

и Варвара Степанова, прозванных «амазонками авангарда».

М.С. НАЗАРЕВСКАЯ.( 1898-после 1982) Образец ткани «Ким",1929г, Фабрика им. Петра Алексеева, Шлиссельбург, (Ленингралская область), ситец механическая печать.
М.С. НАЗАРЕВСКАЯ.( 1898-после 1982) Образец ткани «Ким",1929г, Фабрика им. Петра Алексеева, Шлиссельбург, (Ленингралская область), ситец механическая печать.

Текстильные эксперименты Варвары Степановой и Любови Поповой, занимавшихся моделированием одежды, были близки по сюжетам к авангардной живописи 1920–1930 гг.

О них вы можете прочесть тут⬇️

Членами секции Ассоциации художников революционной России (АХРР) было образовано специальное направление орнаментации тканей.

Учётная тетрадь рисунков О.В.Богословской 1929-1935 rr.
Учётная тетрадь рисунков О.В.Богословской 1929-1935 rr.

На текстильных заводах в Иваново в 1920—1930-е годы ХХв не только создавали агитационные ткани, но и открыли "Отдел агиттканей" в собрании Ивановского государственного историко-краеведческого Музея (ИГИКМ) им. Д.Г. Бурылина.

*Первые агитационные ткани начали поступать в 1927г, к настоящему времени в фонде насчитывается около 800 образцов ткани.

  К середине 1930-х гг. из-за изменений государственной художественной политики в СССР производство агиттекстиля прекратили.

Выставка 1934г «Брак в производстве», на которой среди бракованных тканей экспонировались и агитационные, поставила точку в этом направлении. Агитационный текстиль прекратили выпускать.

По новым правилам считалось неприемлимым присутствие на одежде политических деятелей и символов социалистического государства, таких как серп и молот, красная звезда и товарищ Ленин.

Несмотря на короткую "жизнь", агиттекстиль внес вклад не только в историю развития советского искусства и дизайна, но и в пропаганду социалистических ценностей, формируя здоровые взгляды на жизнь в обществе.

Слева- модель "Зната". Справа- Брошюра «Использование поношенного платья», 1944г, из материалов Мэган Виртанен. Возможно, так выглядела одежда из агитационного текстиля.
Слева- модель "Зната". Справа- Брошюра «Использование поношенного платья», 1944г, из материалов Мэган Виртанен. Возможно, так выглядела одежда из агитационного текстиля.

К сожалению, в настоящее время сохранились только образцы ткани. Одежда, сшитая из агиттекстиля, не сохранилась возможно, потому, что попав в немилость, была уничтожена.

 Примечательно, что ткань в агитационных целях использовалась не только в СССР, но и в США, Японии и в Великобритании.

Японская агитационная ткань. 1931-1945г
Японская агитационная ткань. 1931-1945г

Расцвет агиттканей в СССР опередил другие страны лет на десять и служил источником для последующих экспериментов.

Иллюстрации из интернета, фото из личного архива. Лайки улучшают вашу Карму.