"А Надя:
«И мне с эмблемами платья.
Без серпа и молота не покажешься в свете!
В чем
сегодня
буду фигурять я
на балу в Реввоенсовете?!»
(В. В. Маяковский. "О дряни". 1920—1921г).
Советский агитационный текстиль — любопытная страница истории дизайна XXв. В нем соединились выразительность плаката, искусство авангарда и утилитарность.
После победы Великой Октябрьской революции в новом государстве возникла потребность в новом искусстве, потребовался новый иллюстрационный ряд, не вызывающий ассоциаций с бытом дореволюционной России, агитирующий и пропогандирующий новую идеологию, нацеленный на трудовые будни и подвиги.
Искусство требовало другие способы выражения, художники искали выразительные элементы воздействия на зрителей.
Таким новым словом стал агитационный текстиль (агиттексти́ль): ткани с рисунками на злободневную тематику, выпускавшиеся во второй половине 20-х — начале 30-х годов XXв советской лёгкой промышленностью .
Самые первые раппорты ткани нового государства были с государственной символикой- звездами, серпами и молотом.
В 1925г на "Всемирной выставке декоративного искусства и промышленности" в Париже ситец «Серп и молот» фабрики "Большая Иваново-Вознесенская мануфактура" был награжден Золотой медалью.
В композиции раппорта автор использовал символы советской России: пятиконечную звезду, серп, молот и пшеничные колосья.
Агитационный текстиль способствовал внедрению в общественное сознание советской идеологии посредством введения в быт тканей и ношения одежды с новаторскими раппортами: серпом, молотом, колосьями, тракторами, комбайнами, самолётами, теплоходами, пятиконечными звёздами и шестерёнками, стройками, фабриками, иллюстрирующие революционные общественно-политические процессы, происходившие в стране (индустриализацию, электрификацию, коллективизацию).
Расцвет агитационных ситцев пришёлся на конец 1920-х — начало 1930-х годов. В это десятилетие в художественном оформлении ивановских тканей произошёл резкий поворот от традиционных узоров ситца.
"Мещанские" раппорты с цветами вызывали осуждение.
В 1923г в приложении к изданию «Известия текстильной промышленности» А.Карабанов потребовал от художников вместо «буржуазных мещанских цветочков и амурчиков… дать новые расцветки и рисунки тканей, которые, будучи беднее по волокну, победят мировую конкуренцию богатством своего замысла, смелостью и революционной красотой мысли..».
На текстильных фабриках, в рамках борьбы с«буржуазными» узорами, было уничтожено более 24000 эскизов раппортов для тканей.
Но цветы все равно остались: на тканях 20-30-х годов можно увидеть симбиоз цветочных орнаментов и самолетов или советской символики.
На агитационном текстиле тех лет орнаменты с традиционными элементами, цветами или "турецкими огурцами", сочетаются с различными механизмами. Позже, цветы заменили на тракторы, локомотивы, фабрики и другие символы советской модернизации.
Символы вытеснили даже геометрические мотивы .
Мнения разделились: одни считали орнамент буржуазным пережитком, другие, как Лия Райцер, художник по тканям и организатор текстильной секции МОСХ, хотели создать собственный орнамент- ребус с использованием лозунгов-слов.
На текстильное полотно старались перенести темы
авангарда и супрематической живописи. Участвуя в создании агиттекстиля, творцы авангарда верили, что личность формируется, взаимодействуя с материальным миром.
На фабриках города Иваново ткани выпускали в соответствии с раппортной композицией. Старались при минимальном количестве цветов сделать наиболее выразительный раппорт.
При нанесении рисунков на полотно, применялся метод набойки, когда каждый элемент печатался штампом вручную с рельефной деревянной доски.
Нередко на агитационных тканях можно было увидеть различные аббревиатуры: КИМ, МОПР, СССР, РСФСР, ВКП(б) или цифры 4 и 5- лозунг «Пятилетку в четыре года».
Все значимые темы были отражены в раппортах ткани: спорт, сельхозработы, уборка урожая, электрофикация, механизация.
Дизайн тканей отображал символику СССР и направления развития: индустриализацию и механизацию сельского хозяйства.
«Текстильный рисунок является наиболее распространенной среди широких слоев трудящихся формой искусства. Следовательно, он должен быть точно выверен классовой оценкой трудящихся» .(Советский текстиль, 1931г).
Ткани с таким раппортом использовались для текстильных агитационных плакатов, панно, знамён и транспарантов первых лет Советской власти, шли они и на пошив одежды и аксессуаров (например, платков).
Будущее страны неразрывно связывали с воспитанием нового поколения, готового быть полезным стране, «твёрдо стоять за дело рабочего класса в его борьбе за освобождение рабочих и крестьян всего мира».
Отсюда много мотивов, где главные действующие лица-пионеры, спортивная молодежь.
* Встречались фигуры созидателей нового строя — рабочих, крестьян, красноармейцев.
Для пропоганды здорового образа жизни, занятий спортом, выпускали агитткани с аналогичной тематикой.
Строители новой реальности
должны быть здоровыми, закаленными, сильными.
В каждом населенном пункте, каждом колхозе создавалась спортивная команда. Детей с малых лет приучали к спорту.
Агиттекстиль был призван формировать новое сознание советской общественности.
Считалось, что агитация на тканях, плакатах и посуде - лозунги, призывы, образы социалистического будущего — укажут направление советскому
человеку, к чему следует стремиться.
В СССР перенос идеологии на ткань был сродни превращению коммунизма в политическую
религию, а не только эстетическим или экономическим фактом.
Интересен дизайн платка, выпущенного для вручения делегатам "1-го Всесоюзного Учительского Съезда», 1924 г, созданный Н. С. Демковым.
«После смерти Владимира
Ленина увековечить его
память на ткани было
поручено художнику Николаю Демкову. Он видел вождя лично
на митинге в Москве и смог
нарисовать портрет по памяти, сравнивая с фотографиями в газетах». (Музей текстиля г.Иваново)
К разработке эскизов тканей с агитационной символикой привлекались лучшие кадры ВХУТЕМАСа, такие как художницы Любовь Попова
и Варвара Степанова, прозванных «амазонками авангарда».
Текстильные эксперименты Варвары Степановой и Любови Поповой, занимавшихся моделированием одежды, были близки по сюжетам к авангардной живописи 1920–1930 гг.
О них вы можете прочесть тут⬇️
Членами секции Ассоциации художников революционной России (АХРР) было образовано специальное направление орнаментации тканей.
На текстильных заводах в Иваново в 1920—1930-е годы ХХв не только создавали агитационные ткани, но и открыли "Отдел агиттканей" в собрании Ивановского государственного историко-краеведческого Музея (ИГИКМ) им. Д.Г. Бурылина.
*Первые агитационные ткани начали поступать в 1927г, к настоящему времени в фонде насчитывается около 800 образцов ткани.
К середине 1930-х гг. из-за изменений государственной художественной политики в СССР производство агиттекстиля прекратили.
Выставка 1934г «Брак в производстве», на которой среди бракованных тканей экспонировались и агитационные, поставила точку в этом направлении. Агитационный текстиль прекратили выпускать.
По новым правилам считалось неприемлимым присутствие на одежде политических деятелей и символов социалистического государства, таких как серп и молот, красная звезда и товарищ Ленин.
Несмотря на короткую "жизнь", агиттекстиль внес вклад не только в историю развития советского искусства и дизайна, но и в пропаганду социалистических ценностей, формируя здоровые взгляды на жизнь в обществе.
К сожалению, в настоящее время сохранились только образцы ткани. Одежда, сшитая из агиттекстиля, не сохранилась возможно, потому, что попав в немилость, была уничтожена.
Примечательно, что ткань в агитационных целях использовалась не только в СССР, но и в США, Японии и в Великобритании.
Расцвет агиттканей в СССР опередил другие страны лет на десять и служил источником для последующих экспериментов.
Иллюстрации из интернета, фото из личного архива. Лайки улучшают вашу Карму.