В девяностые и нулевые минивэны переживали настоящий бум. Тогда в России только формировался средний класс, семьи становились автомобилизированными. И если раньше папа ездил на работу один, то теперь нужно было возить жену в магазин, детей в школу, всей семьей на дачу.
Я сам застал те времена, когда Honda Odyssey или Toyota Estima считались пределом мечтаний для многодетной семьи. Эти японские минивэны привозили из-за границы, они стоили дорого, но спрос был колоссальный. Потом появились европейские модели — Volkswagen Sharan, Ford Galaxy, Renault Espace.
Помню, как впервые сел за руль Renault Espace второго поколения. Ощущение было фантастическое — просторный салон, высокая посадка, обзорность как из автобуса. Семь полноценных мест, огромный багажник. Для семейного человека это был идеальный автомобиль.
Даже АвтоВАЗ попытался войти в этот сегмент.
ВАЗ-X1, 1981 года в итоге остался концептом.
А единственный серийный минивэн ВАЗ-2120 «Надежда» особо не задержался в народе.
Lada Largus, который появился в 2012 году, по сути был попыткой создать доступный семейный автомобиль. Правда, до настоящих минивэнов он не дотягивал — скорее универсал с увеличенным клиренсом.
Как я влюбился в минивэны
Главное преимущество минивэна — это практичность. Когда у тебя трое детей, коляска, детские кресла, сумки с продуктами, спортивный инвентарь — обычный седан или даже универсал просто не справляется. А в минивэне все помещается легко и непринужденно.
Вспоминаю своего соседа, который купил подержанный Volkswagen Sharan. Он мне рассказывал, как это изменило их семейную жизнь. Раньше на дачу ехали в две машины — он с сыном и вещами, жена с двумя дочками. А теперь вся семья помещалась в одном автомобиле, да еще и место для багажа оставалось.
Мне довелось проехать на том Sharan больше тысячи километров. Это был 2002 год, машина оказалась невероятно продуманной. Сиденья складывались и выстраивались в самых разных комбинациях. Хочешь везти стиральную машину? Убираешь задний ряд. Нужно развезти "футбольную команду"? Раскладываешь все семь мест.
Безопасность тоже была на высоте. Минивэны строились на легковых платформах, получали самые современные системы безопасности. А высокая посадка давала водителю лучший обзор дороги.
Помню, как один мой знакомый дилер рассказывал про Honda Odyssey. Японцы довели эргономику до совершенства — двери сдвигались автоматически, сиденья трансформировались одним движением. В салоне можно было разместить офисный стол и работать в пробке. Вот это была инженерная мысль!
Кроссоверы против минивэнов: битва за сердца покупателей
Маркетологи автопроизводителей поняли простую вещь: современные покупатели хотят чувствовать себя не семейными извозчиками, а активными, спортивными, успешными. Минивэн ассоциировался с многодетностью, размеренной жизнью, походами в гипермаркет. А кроссовер — с приключениями, путешествиями, активным образом жизни.
Производители начали выпускать семиместные кроссоверы. Тот же Nissan Pathfinder, Toyota Highlander, позже появились Hyundai Santa Fe, Kia Sorento. Формально они предлагали те же семь мест, но в более "мужественной" упаковке.
Я наблюдал эту трансформацию на собственном опыте. В 2008 году встретил на парковке молодого отца с Honda Pilot. Спрашиваю: "Зачем кроссовер, если есть минивэн?" А он отвечает: "Не хочу выглядеть как таксист". Вот в чем была загвоздка.
Кроссоверы стали символом статуса. Даже если семье нужно было семь мест, покупатели выбирали "внедорожник" с третьим рядом. Хотя по практичности он уступал минивэну по всем параметрам.
Что происходило с российским рынком
Когда появились доступные кроссоверы — сначала корейцы Hyundai и Kia, потом китайцы Haval, Geely, Chery — минивэны окончательно ушли на второй план. Зачем покупать Honda Odyssey за миллион рублей, если можно взять Hyundai Santa Fe за те же деньги, но выглядеть при этом круче?
АвтоВАЗ тоже не стал развивать направление минивэнов. Lada Largus так и остался недоминивэном, а все силы были брошены на создание кроссоверов. Появились Lada Granta Cross, потом Lada Vesta Cross, а в перспективе планируется еще несколько моделей в этом сегменте.
Европейские бренды один за другим начали сворачивать программы минивэнов. Ford Galaxy исчез из каталогов, Volkswagen Sharan перестали поставлять в Россию. Даже французы, которые всегда славились практичными семейными автомобилями, переключились на кроссоверы.
Дилеры рассказывали мне интересные истории. Приходит семья с тремя детьми, смотрит на минивэн и кроссовер. Минивэн явно удобнее, но покупают кроссовер. Почему? "А вдруг соседи подумают, что мы таксисты".
Грустная правда о современном положении дел
А теперь самое грустное. Семьи-то никуда не делись. Дети как рождались, так и рождаются. Но производители автомобилей словно забыли об их потребностях.
Современные семиместные кроссоверы — это компромисс, причем не самый удачный. Третий ряд сидений обычно подходит только для детей до 10 лет. Взрослому человеку там просто некуда деваться. А уж о багажнике при разложенных семи сиденьях лучше и не говорить.
У меня есть знакомый, который купил семиместный кроссовер, думая, что решит все проблемы. Через полгода он его перепродал и взял подержанный минивэн. Говорит: "Я понял, что производители нас просто обманывают. Семь мест в кроссовере — это маркетинговая уловка, а не реальная возможность".
Недавно тестировал новый семиместный кроссовер от одного из китайских брендов. Сел в третий ряд — колени упираются в спинку, голова касается потолка. А я не великан, рост 175 см. Представляю, каково там человеку повыше.
Справедливости ради стоит сказать, что некоторые производители пытались сохранить минивэны в модельных рядах. Honda продержалась дольше всех с Odyssey, но в итоге тоже прекратила поставки в Россию. Volkswagen до последнего предлагал Sharan, но и он исчез из официальных каталогов.
Даже появление новых игроков вроде Sollers с их китайскими партнерами не решает проблему. Они делают ставку на кроссоверы и паркетники, а не на практичные семейные автомобили.
УАЗ с его "Буханкой" формально предлагает семиместный автомобиль, но это скорее рабочая лошадка, чем семейный транспорт. А ГАЗ сосредоточился на коммерческой технике.
Получается парадокс: рынок семейных автомобилей огромен, но производители его игнорируют. Вместо этого нам предлагают псевдосемиместные кроссоверы, которые семьей из пяти человек можно использовать разве что для поездок в магазин.
Минивэны исчезли не потому, что стали ненужными. Они исчезли из-за маркетинговых трендов и стереотипов. Но практичность никто не отменял. И рано или поздно здравый смысл победит моду.