Найти в Дзене
Литрес

«Здесь нельзя купаться. Тут люди утонули»: откуда пошло это поверье и кто на Руси мог утащить под воду

Вода в озере кажется совершенно неподвижной, гладкая, как шёлк, переливается на солнце. Вокруг высокая трава, тёплый ветер шевелит ивовые ветви у берега. В воздухе пахнет полевыми цветами и зноем. Хочется сбросить обувь, ступить босыми ногами на мокрый песок, почувствовать, как прохлада подступает к щиколоткам… А потом нырнуть с разбега в прозрачную синеву. Но вдруг кто-то из местных говорит: «Не ходи туда. Там уже двое утонули. И тел не нашли. Вчера приезжала семья, парень не послушал, прыгнул с того берега – и поминай как звали. Так и не вынырнул». Кого-то это предостережение по-настоящему напугает. И не случайно: на Руси таких мест остерегались веками. Ведь вода в них становилась «нечистой», опасной. Даже если мы считаем себя людьми рациональными, что-то неприятно защекочет внутри. Перед этим вшитым в нашу память страхом логика отступает: мы всё ещё интуитивно боимся нарушить невидимое правило. На Руси с водой было связано множество запретов, страхов и ритуалов. И многие из них рожд
Оглавление

Вода в озере кажется совершенно неподвижной, гладкая, как шёлк, переливается на солнце. Вокруг высокая трава, тёплый ветер шевелит ивовые ветви у берега. В воздухе пахнет полевыми цветами и зноем. Хочется сбросить обувь, ступить босыми ногами на мокрый песок, почувствовать, как прохлада подступает к щиколоткам… А потом нырнуть с разбега в прозрачную синеву. Но вдруг кто-то из местных говорит: «Не ходи туда. Там уже двое утонули. И тел не нашли. Вчера приезжала семья, парень не послушал, прыгнул с того берега – и поминай как звали. Так и не вынырнул».

Кого-то это предостережение по-настоящему напугает. И не случайно: на Руси таких мест остерегались веками. Ведь вода в них становилась «нечистой», опасной. Даже если мы считаем себя людьми рациональными, что-то неприятно защекочет внутри. Перед этим вшитым в нашу память страхом логика отступает: мы всё ещё интуитивно боимся нарушить невидимое правило. На Руси с водой было связано множество запретов, страхов и ритуалов. И многие из них рождались не только из суеверий, а из опыта выживания. Почему испокон веков люди избегали купаться в местах, где уже кто-то погиб? Что общего у сомов, мельников и Ильи-пророка? Расскажем в этой статье.

Души утопленников: русалки, навки, мавки

Славяне никогда не считали воду просто элементом природы. Она была живой стихией, в которой заключена сила. Она могла исцелить, могла и погубить. Смерть в воде воспринималась как нарушение природного и духовного порядка. Если человек тонул, особенно внезапно, без обрядов и отпевания, его душа, как верили, не находила покой и зависала между мирами. Такие умершие становились беспокойными, «нечистыми». Их называли по-разному: русалки, навки, мавки. Чаще всего это были души девушек, погибших неестественной смертью или покончивших с собой. Их нельзя было отпевать и поминать, часто их даже не хоронили на общем кладбище.

Такие духи, по поверьям, могли искать себе «сменщика» – заманить живого и утянуть на дно. Особенно опасными считались водоёмы, где тела не нашли. Там, мол, русалки выходят на берег ночью, поют, причёсывают длинные волосы, заманивают мужчин. «Защекочут и утащат, – говорили в деревнях. – Особенно если без оберега пришёл. Или во хмелю». Пьяный у воды – лёгкая добыча. Именно пьяных, по поверью, водяной и русалки «любят больше всего»: они не сопротивляются и быстрее тонут. Место, где кто-то погиб в воде, становилось нечистым навсегда. Купаться там, значит, бросать вызов силам, которым это место уже приглянулось.

-2

Время, когда вода особенно коварна

Летом, когда деревня собиралась на праздники с песнями, хороводами, брагой, гуляния часто происходили у рек и озёр. И, как водится, кто-то перебирал, лез купаться и не возвращался. Утопления во время пьяных весёлых дней были частым и страшным явлением. Народная традиция не связывала такие случаи с глупостью, она их объясняла духами. Так, на Руси верили, что у воды есть время, когда она становилась особенно коварной.

Это касалось Русальной недели – периода после Троицы, когда, по поверьям, на землю выходили русалки. Это была не просто неделя обрядов, а опасное время: считалось, что в эти дни тонка грань между миром живых и миром мёртвых. Русалки выходят гулять, играют, поют, заманивают. Особенно тех, кто без пояса – символа защиты. Или пришёл один, без свидетелей. Поэтому в такие дни у воды держались особенно настороженно. Не купались, не ходили в одиночку, носили обереги, а в конце недели даже проводили особые обряды «изгнания русалки» из села.

Не меньший страх вызывал и Ильин день – второе августа. Народ верил, что после него вода «умирает», становится опасной. Купание строго запрещалось: считалось, что водяной набирает силу и может утянуть человека на дно, а сам пророк Илия – покарать молнией. С точки зрения здравого смысла это поверье не лишено оснований: к августу вода остывает, ночи становятся холоднее, и легко можно простудиться. Но в народной культуре рациональные объяснения никого не волновали: миф работал надёжнее. Он пугал, но спасал.

-3

Тот, кто хватает за ногу: водяной, воргуль, сомы

В народных поверьях водоёмы часто имели своего хозяина. Обычно это был водяной: старик с зелёной бородой, жабрами, склизкой кожей. Он мог сидеть на коряге у дна, кататься верхом на соме или выходить ночью на берег – проверять, кто осмелился нарушить его покой. Но в ряде мест (особенно в Воронежской и Орловской губерниях) хозяином считали не водяного, а воргуля (или воргула). Он мог переворачивать лодки, уносить людей и скот и даже «говорить голосом воды». Иногда его описывали как антропоморфную тень с тиной на руках, а иногда как огромного чёрного ящера. Эти образы, вероятно, идут из глубокой древности, когда змей был сакральным существом.

Есть основания полагать, что представления о «хозяевах» водоёмов восходят к языческим ритуалам. У рек и озёр, на границе между миром живых и мёртвых, совершались жертвоприношения. Воде могли принести хлеб, монеты, животных и, как показывают археологические находки, даже людей. Часто это были девушки, которых топили или бросали в воду как «невесту» водяного. В Псковской и Новгородской летописной традиции зафиксированы предания о том, как во время засухи молодая женщина добровольно шла в воду, чтобы «усмирить духа реки» и вызвать дождь.

Иногда опасность объясняли не мифическими созданиями, а живыми существами. На особом счету были сомы – огромные рыбы, которых боялись почти как хищников. В некоторых сёлах рассказывали, что сом может узнать человека, почувствовать страх, схватить за ногу и утянуть на дно, особенно если это ребёнок. Чтобы избежать беды, ему бросали хлеб, кусок сала или даже выливали немного водки на откуп.

-4

Поганые места, где смерть водится

На Руси каждый водоём имел свой характер. Были «добрые» озёра – спокойные, рыбные, светлые. А были и «злые» – там вода будто тянула вниз, внезапно уходила из-под ног, закручивалась в воронку, не пускала обратно. Такие водоёмы в народе называли «погаными», «пьяными», «чёрными» или «омутами с голосом». Считалось, что они живые, коварные и могут заманить на глубину. В Липецкой области до сих пор живо поверье о реке Семенек: в ней утонуло слишком много людей, и «ходить туда себе дороже».

Особый страх вызывали мельницы. Не только потому, что колёса грохотали и казались живыми, но и потому, что мельник слыл человеком, близким к нечистой силе. Говорили, что по ночам черти и водяные сами крутят колесо, а мельник только делает вид, что работает. Его побаивались, но уважали. Под мельничным колесом вода считалась особенно опасной. Там обитали самые сильные и мстительные водяные. Говорили, что человек может исчезнуть там бесследно. Не рекомендовалось подпускать к этой гиблой воде даже скот. Рыба, выловленная оттуда, считалась «дурной».

Если всё же нужно было приблизиться к поганому водоёму, наши предки вспоминали способы защиты. Например, бросали в воду пятачок или хлеб, крестились и приговаривали: «Хозяин, я не за тобой». Чтобы обезопасить себя, к водоёму шли в компании с кем-то, так как верили, что водяной нападает только на одиночек. Но чаще всего срабатывала самая простая стратегия: обойти стороной. Не проверять, не подходить, не искушать.

Заинтересовала тема? Эти книги помогут погрузиться в увлекательную историю быта наших предков:

Похожие материалы:

-5