28 июля 2025 года/
Правее Ленинградского вокзала в шестидесятые годы были построены кассовые залы Центрального железнодорожного бюро. Между этим зданием и путями Ярославского направления пролегает проезд Комсомольской Площади, ведущий на служебную территорию железнодорожников. Этот изрядно замусоренный проезд привлекал разве что живущих в заброшках бездомных граждан да «сумчатых» торговцев, которые затаривались на складах ходовым товаром для продажи в электричках. Словом, место не самое туристическое, но именно здесь расположено старейшее в Москве паровозное депо.
Комсомольская площадь, 3с1 - Круговое депо Николаевской железной дороги строилось в 1846-1851 годах архитектором Рудольфом Желязевичем, который занимался проектированием всех зданий на магистрали, разделив их на две группы - для пассажиров (вокзалы, станции, платформы) и для обслуживания (депо, мастерские, дома железнодорожников, сторожки, будки). При этом вокзалы в Петербурге и Москве, а также здание таможни построил знаменитый зодчий Константин Тон, назначенный главным архитектором Николаевской дороги. В итоге вполне официальные источники расходятся во мнениях, приписывая авторство кругового депо то Желязевичу, то Тону. На одной лекции спикер даже оговорился и назвал архитектора Рудольфом Тоном. Слушатели икнули, но переспрашивать у серьёзного лектора было неловко.
Ленинградский (Николаевский) вокзал (1849, архитектор Константин Тон)
Депо предназначалось для отстоя и ремонта паровозов и было рассчитано по тогдашней терминологии, как в конюшне, «на 20 стойл».
Схема даёт представление об организации движения: по ветке с магистрального пути локомотив заезжает через въездную арку в депо и становится на центральный поворотный круг, который вращается и останавливается напротив радиальных путей нужного стойла. Средняя часть здания была накрыта сферическим куполом с остеклённым световым фонарём.
Одновременно по соседству построили водонапорную башню для обслуживания депо - она тоже входит в архитектурный ансамбль, так что припишем авторство проекта тому же Желязевичу. В те времена берега Красного пруда практически не были застроены и депо с башней имели весьма внушительный вид на фоне пустынного окрестного ландшафта.
Длина паровозного стойла составляла пятнадцать метров. На момент запуска движения по Николаевской железной дороге в ходу были небольшие трёхосные локомотивы, однако инженеры неустанно трудились над повышением мощности и паровозы с их продолговатыми котлами и тендерами с углём вскоре стали напоминать чудовищ. Если бы Александр Радищев жил в XIX веке, то фразу «чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй» (звучит устрашающе, что бы это ни значило) он мог посвятить паровозу.
Паровоз серии Ъ (еръ) конца XIX века
Паровоз серии Су (Сормовский усиленный) первых лет советской власти
Новые паровозы по своим габаритам не проходили в стойла и в 1870-е годы депо пережило первую реконструкцию, связанную с удлинением стойл. К тому времени паровозные депо стали строить веерными с массивным поворотным кругом на улице.
Для примера - поворотный круг и веерное депо станции Подмосковная
В ХХ веке на смену паровозам уже спешили тепловозы и электровозы, для обслуживания которых поодаль от Николаевского депо были возведены другие корпуса, возле которых установлен самый необычный памятник Владимиру Ленину.
«Ленин на колёсах»
А в историческом здании Кругового депо на несколько десятилетий разместился завод «Макет», производивший изделия для железной дороги.
В постсоветский период депо использовалось под коммерческие нужды - оптовую торговлю книгами, одеждой, сумками, семенами и другими товарами. К тому времени здание лишилось купольной крыши, внутреннее пространство стало двухэтажным плюс третий этаж на антресолях, в стенах были пробиты новые проёмы, а снаружи появились хозяйственные пристройки. Руководство РЖД вспомнило про депо в 2008 году: оказалось, что оно мешает прокладке четвёртого главного пути и поэтому подлежит сносу. Однако эксперты успели провести исследования, подтвердить статус выявленного памятника архитектуры и убедиться, что здание находится в работоспособном состоянии.
Смотрите старые фотографии. Тупик у здания круглого депо. 1965-1979 гг.:
На ретроснимке запечатлён угол депо, разрушенный позднее при реконструкции.
В 2012 году был разработан новый компромиссный план и ради четвёртого пути снесли девять стойл, а оставшуюся часть реставрировали по состоянию на конец XIX века. Главными достижениями можно считать сохранение самых ранних конструктивных систем - опорных колонн и фрагментов стен, а также воссоздание купола. Реставраторы обнаружили три лепные розетки с символикой Наркомата путей сообщения 1935-1939 годов в виде перекрещенных молотка и разводного ключа, но в нынешних интерьерах им не нашлось места.
После завершения работ обнаружились сложности с дальнейшем использованием здания: в нём пробовали открыть выставочный зал, книжный клуб или ярмарку винтажных вещей, но депо расположено практически на окраине железнодорожной промзоны - посетителей оказалось немного. Самым вероятным исходом представляется размещение здесь каких-нибудь административных служб РЖД.
Первый этаж: о стойлах и поворотном круге ничто не напоминает.
Вентиляционные проёмы
Второй этаж: галерея
В 2024 году в бывшем Николаевском депо состоялась III профессиональная выставка «ПРОреставрацию» для реставраторов, научных и музейных работников, производителей материалов и студентов профильных вузов.
В деловой программе выставки «ПРОреставрацию» обсуждались вопросы импортозамещения, инвестиций в объекты культурного наследия, подготовки кадров. По традиции в дни выставки прошли соревнования молодых реставраторов.
На задворках сохранилось небольшое служебное здание, предположительно, XIX века.
Нефтекачка кругового депо в 1951 году перестроена для котельной завода «Макет».
Проезд Комсомольской Площади, 12 - водоподъёмное здание (водонапорная башня) при депо Николаевской железной дороги (1851, архитектор Рудольф Желязевич). Вероятно, с 1870-х годов в башне размещался также станционный пункт централизации (диспетчерская служба).
С завершением эпохи паровозов необходимость в башне отпала и в ней обосновался НИИ «Гипролеспром», который уже в постсоветский период предпринял попытку снять охранный статус и снести здание под новую застройку. И в этом случае архитектурный памятник удалось отстоять, новые хозяева до недавнего времени сдавали площади под склады и творческие мастерские. И вот на площадку пришли рабочие, приступившие к расчистке территории от мусора для грядущей реставрации.
Фотографии: Евгений Чесноков
Интерактивная карта позволяет открыть любой фотоальбом, опубликованный на канале «Город на память»
Все фотоальбомы «Город на память» в алфавитном указателе:
#городнапамять #москва #история #архитектура #реставрация #железнаядорога #круговоедепо