27 мая 2014 года
Станция Лихоборы проектировалась как центральная на Московской Окружной железной дороге, до наших дней здесь сохранился комплекс служебных построек 1902-1907 годов и жилые здания для сотрудников. В Лихоборах возвели и единственное на Окружной дороге паровозное депо.
Архитекторы и инженеры использовали веерную планировку депо с поворотным кругом. По ходовому пути локомотив заезжал на поворотный круг, который начинал вращение и останавливался напротив свободного стойла в здании депо. Помимо собственно депо на территории находилась необходимая инфраструктура: механические мастерские, нефтекачка, дом для отдыха локомотивных бригад, стрелки депо управлялись с вышки поста управления стрелками.
Смотрите старые фотографии: Депо. 1907 год:
Смотрите старые фотографии: Депо. Поворотный круг. 1985-1995 гг.:
Депо Лихоборы – действующее, обслуживает грузопассажирские тепловозы 2М62 (по прозвищу «Машка») и 2М62У («Умная Машка»). Эти тепловозы строились с 1965 года Луганским тепловозостроительным заводом. К категории ретро вполне можно отнести и маневровый ЧМЭ3 чехословацкого производства (годы выпуска 1963-1991). А поначалу на Окружной дороге эксплуатировались «Овечки» – паровозы Ов, затем более мощные паровозы серии Щ.
В корпусе механических мастерских, пристроенных к основному зданию депо, выполнялся ремонт отдельных узлов паровоза, изготавливались новые детали.
Смотрите старые фотографии: Депо. Мастерские. 1907 год:
Нефтекачка заправляла паровозы, работающие на жидком топливе. На первом этаже нефтекачки находился насос, подающий топливо в раздаточный бак на втором этаже, а оттуда нефть поступала в тендер паровоза.
Смотрите старые фотографии: Депо. Нефтекачка. 1907 год:
На территории депо Лихоборы
Возле современного здания депо был установлен памятник – паровоз 9П-178. Это советский маневровый локомотив, такие выпускались в 1935-1957 годах. Лихоборские ветераны-железнодорожники огорчены тем, что этот мемориальный паровоз по непонятным причинам покинул Москву и обнаружился в городе Орёл. В Лихоборах о нем напоминают рельсы в сквере.
Несколько зданий МОЖД находятся за пределами депо. Вот дом начальника участка службы пути, здесь находилась его служебная квартира и рабочая контора.
Смотрите старые фотографии: Дом начальника участка службы пути. 1907-1908 гг.:
Смотрите старые фотографии: Продовольственный пункт. 1907 год:
На Пакгаузном шоссе находились продовольственный пункт на 1200 человек для солдат из воинских эшелонов, дом коменданта, казарма. Эти постройки скрыты за заборами ведомственных учреждений и предприятий.
Казарма
Дом коменданта
Не получится рассмотреть поближе водонапорную башню архитектора Струкова (1905 год постройки). На Московской окружной дороге из четырёх таких башен сохранилась ещё одна – на Угрешской. В башне находились накопительные баки для воды, которая через систему водоводов и гидравлических колонок поступала в станционные здания и заливалась в паровозы. По соседству сохранилось перестроенное водоподъемное здание – помещение для насосов, закачивавших воду в баки водонапорной башни.
По соседству с депо Лихоборы можно увидеть ещё немало жилых и промышленных построек более чем столетней давности, не имеющих отношения к железной дороге. Здесь же, на берегу Головинских прудов, находится усадьба Михалково. Но это уже другая история.
Фотографии: Евгений Чесноков
Интерактивная карта позволяет открыть любой фотоальбом, опубликованный на канале «Город на память»:
Алфавитный путеводитель «Город на память»:
#городнапамять #железнаядорога #тепловозы #лихоборы #депо #архитектура #история #фотопрогулка #паровозы #мцк