7 декабря 2022 года/
Несмотря на нечеловеческую активность застройщиков, в Москве ещё остались места, где время словно замерло и где до сих пор сохраняется атмосфера минувших эпох, причём первоначальное назначение построек не менялось десятки лет. К примеру, это Центральный московский ипподром, Гребной канал в Крылатском или паровозное депо станции Подмосковная. В такие места хочется возвращаться снова, тем более, если появляется необычный инфоповод. В 2022 году фестиваль губернских театров «Фабрика Станиславского» открылся спектаклем не на театральной сцене, а на станционных путях Подмосковной.
Платформа «Красный Балтиец» открылась в 1945 году, в сторону депо ведёт 300-метровый пешеходный мост.
Станция и паровозное депо основаны в 1901 году к открытию движения на Виндавской железной дороге, которая соединила Москву с портовым городом Виндава (сейчас это латвийский город Вентспилс). Здания спроектировали архитекторы Юлий Дидерихс и Станислав Бржозовский. В советское время Подмосковная стала крупнейшей сортировочной станцией Московского железнодорожного узла, в депо обслуживались электровозы и тепловозы, в наши дни здесь открылся музейно-производственный комплекс. Веерное депо используется как ремонтная база действующих паровозов, а на остальной территории воссоздана обстановка железнодорожной станции начала ХХ века с вокзалом, конторой, водонапорной башней.
С подробной историей веерного паровозного депо и недавно открывшегося на станции моторвагонного депо для обслуживания электропоездов «Ласточка» можно ознакомиться в предыдущих сюжетах Депо Подмосковная и Станция Подмосковная: от «Овечки» до «Ласточки». А этот фотоальбом посвящён премьерному спектаклю Губернского театра - «Чужие берега. Противостояние».
Постановка представляет творческое наследие русской эмиграции ХХ века, в ней звучат произведения Александра Вертинского, Марины Цветаевой, Игоря Северянина, Михаила Булгакова. Герои спектакля - офицеры, поэты, музыканты, писатели, оказавшиеся на ветреном перекрестке эпох, культур, убеждений. Их жизнь - вечный вокзал, порт, дорога, бег. Именно поэтому для показа выбрано пространство железнодорожной станции. Два действия поэтического спектакля посвящены двум городам, где в 1920-х годах обосновались большие русские диаспоры - китайскому Харбину и Парижу.
Спектакль поставила Ольга Матвеева, а режиссёром версии на открытом воздухе выступил худрук Московского Губернского театра Сергей Безруков: «Идея поставить спектакль на основе произведений русской эмиграции начала ХХ века родилась года два назад, когда мы выпустили первую постановку нашего поэтического цикла - «Серебряное зеркало». Это богатейший пласт русской культуры, некоторые имена широко известны, как например Марина Цветаева или Алексей Толстой, а некоторые – незаслуженно забыты. Из их произведений, стихов, прозы, романсов родился спектакль о той эпохе, о страшном послереволюционном времени, которое пережила Россия 100 лет назад, о котором мы можем судить только по документам и воспоминаниям. Эта площадка - идеальная декорация к нашему спектаклю. И старинный вокзал настоящий, и паровоз на ходу с вагонами-теплушками, в которых уезжают герои спектакля, и картину сражений можно показать более зримо и натурально, как в кино».
Ольга Матвеева, режиссёр: «В эту эпоху много русских людей эмигрировало, они все тосковали по Родине, любили Россию, долгое время не могли приспособиться за границей. Их лодка причалила к чужим берегам. В стихах и в прозе передаются взаимоотношения этих людей, их чувства». В спектакле заняты Сергей Бурлаченко, Артем Губин, Иван Иванов, Наталья Шклярук, Наталья Смирнова, Елена Цагина и другие актёры.
Показ спектакля предварял церемонию открытия IV Летнего фестиваля губернских театров «Фабрика Станиславского», призванного собрать режиссёров и актёров, развивающих наследие театрального реформатора Константина Станиславского. В этом году в фестивале приняли участие театральные труппы из семи российских регионов: Москвы, Твери, Иванова, Стерлитамака, Екатеринбурга, Севастополя и Новокуйбышевска. Инициатор проведения фестиваля «Фабрика Станиславского» Сергей Безруков не первый раз удивляет публику подобными опен-эйрами и ранее открывал фестивали в наукограде Королёв спектаклем «Безымянная звезда», а в усадьбе Горки Ленинские - «Капитанской дочкой».
Пока артисты лицедействуют на вокзальном перроне, в ремонтных цехах паровозного депо рабочие восстанавливают старинные локомотивы. Они будут востребованы на экскурсионных маршрутах или станут музейными экспонатами.
Смотрите старые фотографии. Депо станции Подмосковная. 1929-1930 гг.:
Депо Подмосковная. 1931 год:
Депо Подмосковная. 1979 год:
В депо веерной планировки предусмотрен поворотный круг, с помощью которого паровоз направляется с подъездного пути в нужное стойло депо.
В экспозиционном зале размещена модель «Паровоз в разрезе», оснащённая цветной подсветкой ключевых узлов машины и позволяющая понять принцип работы паровоза.
Механические мастерские с действующими металлообрабатывающими станками
В водонапорной башне и в экспозиционном зале представлена коллекция чугунных технических раритетов.
Фотографии: Евгений Чесноков
Интерактивная карта позволяет открыть любой фотоальбом, опубликованный на канале «Город на память»:
#городнапамять #москва #история #архитектура #депоподмосковная #паровозы #спектакль #губернскийтеатр #музей