Изначально в Киеве существовал военно-механический завод №1. А в 1941 году, когда началась Великая отечественная война, было принято решение эвакуировать завод в Оренбург. Так получилось, что платформы с заводским оборудованием застряли на станции Куйбышев. И ни назад, и ни вперед. Железная дорога забита. Пропускают только особо важные грузы. Оборудование механического завода к таковым не относилось. Тогда было принято решение обосновать завод в Куйбышеве. С этого времени ведёт свою историю завод «Сокол»
В сентябре 1941 года начали разгружать на территории гаража Военно-строительного управления ПриВО платформы с оборудованием. А уже в декабре 1941 года руководство завода рапортовало об изготовлении первых 100 автобензозаправщиков, 125 водомаслогреек и 100 станков для 37-миллиметровых танковых пушек «Гочкисовых». Выпуск продукции ВМЗ № 1 достиг довоенного уровня. Условия военного времени не давали возможности на раскачку.
В перечне оборонных заказов предприятия значились: трехкубометровые цистерны, водомаслогрейки, генераторы на автомобили ЗИС-5, котлы для котельных, станки для танковых пушек, детали для легендарных «катюш», понтоны и полупонтоны, а также шанцевый инструмент, гвозди.
Уже в планы 1945 года было заложено освоение производства подъёмного крана АК-3 на базе шасси грузовиков ЗИС-5. И первый автокран выпущен в первый же месяц первого послевоенного года: мощность — всего три тонны, годился в основном для вспомогательных и складских работ. Затем на смену ему пришел «Пионер», с которого и начался по-настоящему массовый выпуск подъемных механизмов, сделавших заводу имя, кран приемистый и удобный, грузоподъёмностью полтонны, платформа небольшая, поворачиваемая вручную, четырехметровая стрела, вылет которой не менялся.
С марта 1949 года ВМЗ № 1 переименован в Куйбышевский механический завод № 1 Минмонтажспецстроя СССР, а в 1950 году на его заводской площадке появился новый стреловой кран с названием «Деррик»: полноповоротный, грузоподъёмностью всего одна тонна, но стрела доставала до четвертого этажа, что отвечало нуждам строителей.
Рос завод – росла и номенклатура его новых изделий. В 1951 году освоен выпуск башенного крана СБК-1: грузоподъемность – 1 тонна, кабина расположена в верхней части, что позволяло улучшить управление стрелой, повысить безопасность и скорость проведения строительных работ.
В 1959 году на базе трактора С-80 собирается монтажный полноповоротный кран МК-1, в том же году – башенный рельсовый кран БК-5 грузоподъёмностью 5 тонн.
МСК-5-20 — такое имя нового крана, полюбившегося строителям. Без преувеличения можно сказать, что большая часть жилья в 1950-е – 1960-е годы построена именно с его применением: мобильный, с двадцатиметровым вылетом, складывающимися стрелой и башней, удобный для транспортировки.
В 1960-х годах появляется и монтажный пневмоколесный кран МКП-20, который весил более 30 тонн: простой и надежный в эксплуатации, использовался при монтажных работах во всех отраслях народного хозяйства. После модернизации его грузоподъемность возросла до 25 тонн. Его модификация — МКП-25-А, электрооборудование которого работало на постоянном токе, в результате он передвигался заметно быстрее своего предшественника.
Одна из славных вех шестидесятых – кран МКШ-25, установленный на собственном шасси: грузоподъёмность – 25 тонн, скорость – до 50 километров в час. Он успешно прошел все испытания, выдержал перегрузки и удостоился похвалы самого Председателя Совета министров СССР А. Н. Косыгина. Позже создан и автокран совершенно новой конструкции – МКП-50, пятидесятитонник на колесах. 1960-е годы вошли в историю КМЗ № 1 и фактом создания самого массового монтажного стрелового автокрана – МКА-6,3, который работал на шасси автомобиля ЗИЛ-130.
Кроме основной продукции приходилось выполнять и другие разнообразные заказы: трайлеры – прицепы-тяжеловозы грузоподъемностью 40 тонн, девяти и двенадцатиметровые телескопические вышки, массивные платформы для перевозки опор ЛЭП, поточную линию по производству изоляции трубопроводов, гидравлические подъемники для ректификационных колонн нефтеперерабатывающих предприятий. В конце 1970-х годов завод приступил и с честью выполнил ответственный заказ Министерства обороны СССР на изготовление редуктора ПСК-025 и лебедок ЛО для подъёма мачт радиолокаторов и радаров.
Начало 1980-х годов – время решительных перемен, качественной перестройки заводских мощностей и подъёмных механизмов.
Когда весь мир уже делал подъемные краны с телескопическими стрелами, в СССР продолжали клепать стреловые краны, со слабыми ажурными стрелами. А на подъемные краны японской фирмы «Като», которые были редкостью на отечественных стройках, даже специалисты-монтажники смотрели как на сказочного героя. И вот на первом механическом было решено делать такие же краны. Минмонтажтехстрой, к которому тогда относилось предприятие, поддержал куйбышевских краностроителей, была выделена валюта на закупку комплектующих и отправил на переговоры в Японию представителей завода.
Представители завода не поддались на уловку работников фирмы «Тадано» и не закупили кран в разобранных комплектах за бешеную цену, а сконцентрировались на приобретении гидравлики К тому же, в договор был включён пункт об ежегодном обновлении спецификации, что позволяло последовательно внедрять свои узлы в замен импортных. Не было бы этого сделано, завод так бы и остался придатком японской фирмы и без неё не смог бы сделать ни одного крана. А так закупив на ивановском станкостроительном заводе станки с числовым программным управлением, в Швеции уникальный станок для изготовления цилиндров гидросистемы, собственными силами производил большинство узлов и деталей..
В 1990-х годах, после акционирования, коллектив перешёл на самостоятельные, сугубо рыночные отношения с покупателями своей продукции. Предприятие получило новое название – «Сокол». Видимо, чтобы показать, что продукция предприятия ведет свои работы на высоте птичьего полета – ведь подъёмные краны выпускают. А может, для того, чтобы этот завод в новых, совершенно незнакомых условиях рыночной экономики взмывал вверх, как птица-сокол.
С 1994 года краны стали продаваться, что называется, с колёс. Ещё через три года после модернизации производства освоен серийный выпуск нового автокрана — СКАТ-32, затем марки «СОКОЛ-80» — первые в стране 80-тонники на гусеничном и железнодорожном ходу.
Успешно выполнялись и другие важные заказы. Но в 2012 году крановый завод «Сокол» обанкротился. На его инсте, как и на месте многих обанкротившихся самарских заводов, должна появиться жилая застройка.
Удачи Вам в Ваших делах и хороших поездок! Спасибо за Ваши лайки и Ваши подписки !
Туристическая компания "Профцентр" - номер РТО 003897 в Федеральном реестре туроператоров РФ - туроператор по всем видам внутреннего туризма с 1997 года