Что общего у русалки и укротительницы змей? Зачем водному божеству расчёска? Почему самый большой экспонат африканской выставки достали со дна в Ревеле? И как изображают водных духов современные авторы?
Жара у нас традиционно ассоциируется с Африкой. Почему бы жарким летом не прогуляться по прохладным залам Музея Востока? Здесь как раз вспомнили о Чёрном континенте и представили целых три выставки, посвящённые африканской культуре. Про две из них - "Усмиряющие духов: ритуалы Зар в Северной Африке" и "Земля тысячи королей. Искусство Республики Камерун" я уже рассказывала. В этой статье речь пойдёт о третьей части выставки - "Мами-Вата: водные божества южнее Сахары".
Как следует из названия, экспозиция посвящена африканским водным божествам. Здесь через произведения африканских народов раскрывается образ синкретического божества Мами-Ваты, что можно перевести как "Матушка вод". На территории Западной, Центральной и Восточной Африки до сего времени практикуется культ богини воды, существует множество легенд о водном духе. На фото ниже - Мами-Вата с шестью руками и атрибутами силы из Того.
Мами-Вата созвучна русским словам "мама вода". Некоторые учёные полагают, что имя водного божества произошло от древнеегипетского и месопотамского "мами", что в переводе "истина" и "Уат-Ур" - "океанская вода". Более прозаический вариант толкования связывает имя водного духа с английскими mammy и water. Известно, что в креольском языке mami wata называют русалок.
Население Африки во многом было связано с водой. Океаны, озёра и реки поили и кормили людей, были удобными транспортными путями, но в то же время могли стать причиной крупных неприятностей, например, наводнений. Издревле люди обожествляли силы природы, зачастую наделяя их человеческими качествами. Духи могли быть снисходительными, а могли и разгневаться, их надо было задобрить и умолить. А во время засухи кто может помочь - конечно, духи воды. Поэтому с почитанием воды связано много африканских культов, самым известным из которых сейчас остался Мами-Вата.
Считается, что образ Мами-Ваты сложился около 15 века под воздействием знакомства африканцев с изображениями европейских русалок. Мами-Вату часто изображали как красивую светлокожую женщину с длинными волосами и рыбьим хвостом. Богиня обитает в подводном дворце и иногда выбирается на берег, чтобы расчесать свои длинные волосы золотым гребнем. Мами-Вата особенно гордится своими волосами, её любимые атрибуты - расчёска и зеркальце. На фото внизу в центре - ритуальный гребень культа.
Фигурами русалок часто украшали нос корабля. Ниже на фото галеонная фигура, вырезанная из дерева в Западной Европе на рубеже 17-18 веков из коллекции Военно-морского музея в Питере. Несмотря на то, что фигура провела под водой около ста лет (её подняли со дна Ревельского порта в 1860 г.), многие резные черты хорошо сохранились. Кстати, иначе - гальюнная фигура, так как рядом находился свес палубы, а для чего он служил, можно догадаться из названия.
Так Мами-Вата присоединилась к традиционным африканским божествам и соединилась с ними. Однако в конце 19 века образ Мами-Ваты претерпел некоторые изменения. Во многих реках и болотах Африки водятся змеи, им, конечно, тоже издавна поклонялись. Но когда на Чёрном континенте стало распространяться изображение заклинательницы змей Налы Дамаджанти (француженки Эмили Пупон), прославившейся своими цирковыми гастролями по Европе, африканцы усмотрели параллели. С тех пор Мами-Вата чаще изображается со змеями, а образ русалки отходит на второй план. Ниже на фото афиши Налы и автоматон "Зульма - Заклинательница змей", созданный во Франции в 1907 г. Гастоном де Кампом. В подставке находится музыкальный механизм, способный исполнять несколько мелодий.
В 1940-1950-е годы на образ Мами-Ваты повлияли индуистские религиозные образы, особенно сильно это проявилось на побережье Ганы и Нигерии.
Мами-Вата считается у африканцев покровительницей женщин, которые нуждаются в защите. Также она стала одним из символов женского движения на континенте. Кроме того, рассказывают, что к этому божеству обращаются и жаждущие славы и богатства мужчины.
Мами-Вата, кормящая ребёнка, сделана в Нигерии (этнос йоруба). Рядом гирьки для взвешивания золотого песка из Ганы. Они выполнены в виде крокодилов, скорпиона, рыбы-пилы.
Отдельная экспозиция была посвящена другим африканским духам воды. Здесь можно увидеть как резные фигурки...
...так и маски.
Очень приглянулась вот эта ступка с Мадагаскара.
И вот эта изящная красавица.
Для разнообразия помещу вырезанных из чёрного дерева демонов-шетани из Танзании, этнос маконде - в двух вариантах. Шетани - это искажённый человек или животное в виде демона.
Современное искусство маконде очень интересное: изображения духов абстрактные, иногда сложно понять, где какая часть тела. Есть даже легенда, как один из мастеров случайно уронил готовую скульптуру, а половинки неожиданно продались за большие деньги. С тех пор стараются вырезать непонятные, но очень изящные фигуры.
И несколько красивых современных картин.
Очень понравилась шелкография, "Дама в белом".
А вот это милейшее панно почему-то мне напоминает совсем не Африку, а сказки Пушкина)) И крестик особенно умиляет...
Благодарю за внимание! Буду рада, если информация покажется интересной. Все фото сделаны мной в Москве. Обзор носит информационный характер, не является рекламой, отражает личную позицию автора.