Какие маски популярны среди тайных обществ центральной Африки? О чём может рассказать "говорящая" вязаная шапочка? Для чего в тыкву запихивают камни? И что использовали вместо денег на севере Камеруна?
В Музее Востока открыты три интересные экспозиции, посвящённых искусству народов Африки. Про самую скромную из них (амулеты таинственного культа Зара) я уже рассказала, очередь за Камеруном.
Выставка "Земля тысячи королей. Искусство Республики Камерун" демонстрирует искусство разнообразных народов, проживающих на территории современного Камеруна. Это довольно крупное государство находится в центральной части Африки, к северу от экватора, оно протянулось от Атлантического океана аж до озера Чад. Камерун иногда называют "Африкой в миниатюре", так как природа страны очень разнообразна - от опустыненных саванн на северо-востоке до непроходимых экваториальных лесов на юго-западе. Здесь проживают сотни народов, говорящих на самых разных языках - от суданских до нигеро-конголезских. Около половины населения придерживается традиционных верований, сочетающих культ предков с культом природы. На территории страны находят очень древние памятники культуры, относящиеся к каменному веку - стоянки, наскальные рисунки. Но выставка в Москве было посвящена в основном современным произведениям искусства.
Выставка разделена на несколько частей, согласно разделению страны на крупные регионы. Благодаря информационным стендам и подробным аннотациям можно узнать о камерунском искусстве много интересного. В первом зале представлены элементы культуры Западных королевств, Грассфилдс - высокогорных саванн, где распространены этносы бамум и бамилеке.
Например, ниже на фото в центре - вырезанная из дерева "Мать близнецов" - традиционное для этноса бамум изображение. Справа от неё - "Жена вождя" - уже из этноса бамилеке. Синие с белым ткань и туника - характерны для мест распространения народа бимилеке. Ткань называется "ндоп", это домотканое полотно, выкрашенное индиго в технике резерва. Такие ткани изначально использовались для церемониального костюма и убранства королевского дворца. Сейчас ткань "ндоп" распространилась почти по всей стране, кроме северных районов, из неё повсеместно изготавливают национальные костюмы. Также к этносу бамилеке относится интересный вязаный головной убор "мбамбу" (с торчащими шишечками).
А рядом - совсем другие вязаные шапочки "тогу". Их, как и вторую тунику (чёрно-оранжевую) изначально изготавливали народы тикар, но сейчас тоже можно увидеть по всей стране. Всё же наиболее характерны они для региона Баменда. Эти шапочки происходят из личной коллекции министра культуры Камеруна, а сейчас находятся в коллекции МФЮА. Шапочки эти непростые, а "говорящие". Поворачивая их в разные стороны, сдвигая на лоб или на затылок владелец может продемонстрировать свое настроение, показать, что готов поболтать или, наоборот, не хочет общения. Все тканые и вязаные изделия современные, изготовлены в 2010-х годах, но в традиционных техниках, а деревянные скульптуры - в 1970-х.
Конечно, видное место на выставке занимали ритуальные маски. Ниже процессионная маска "тсеса" этноса батчам ареала бамилеке (слева); две маски придворного этноса бамум; маска правителя и две маски павианов этноса биком ареала бамилеке. Все маски шлемовидные, выдолблены из дерева в 1970-х гг.
Были и очень яркие вышитые маски из мешковины.
Они сделаны для тайного общества Куоси в начале и середине 20 века. Все украшения и маски в этой витрине относятся к этносу бамилеке.
Очень интересна следующая витрина, много деталей, которые можно долго рассматривать. Слева барабан этноса бамилеке, созданный в 1960-е гг. из дерева, кожи, меха и соломки. За ним резное и тонированное панно для украшения дворцового помещения этноса бамум. В середине фото два ритуальных колокольчика этноса бамум из сплава меди.
В центре следующего фото - ещё два образца металлопластики - женщины с чашей и корзиной, литьё из медного сплава, этнос бамум, регион Фумбан.
Очень понравился латунный табурет этноса бамум.
Восхитили следующие предметы, не сразу догадалась, что всё это - курительные принадлежности. Трубки этноса бамум и скульптурная чашечка трубки, относящаяся к этносу бамилеке. Культура табакокурения давно распространена в этом регионе. Издавна курение табака из особой трубки являлось привилегией знати. Внушительная, богато украшенная курительная трубка из медного сплава была показателем высокого статуса хозяина. Позже для широких масс стали изготавливать деревянные мундштуки и чаши из глины.
Следующая часть выставки посвящена региону фанг-бети в центральной и южной части страны. Здесь много дождевых экваториальных лесов, в которые мигрировали бантуязычные племена с востока Нигерии. Здесь особенно почитают предков, многие семьи хранят память более чем о пятнадцати поколениях своих пращуров - попробуй-ка столько помнить, мы с трудом 5-6 поколений знаем... С культом предков связано использование реликвариев "биери" из древесной коры с черепами прародителей и вырезанные фигурки.
Тайное общество Нгиль связано с исполнением правосудия и выявлением случаев злостного колдовства. В ночных церемониях Нгиль участвовала маска гориллы с вытянутыми пропорциями. Маску покрывали белой глиной - каолином, прокрашивая отдельные черты. На фото ниже - две таких маски этноса фанг.
Одной из важных частей традиционного костюма населения этого региона является травяная юбка. На фото выше несколько юбок из листьев рафии этноса басса. А на фото ниже - их практическое применение. Кстати, в оформлении выставки использовано много увеличенных фотографий путешественника и фотохудожника В. Галкина.
Ниже покрупнее калебасы этноса бафия. Вроде обычная тыква из "Пятёрочки") Большой называется "босс", а малый - "бом". Это традиционные для многих районов Африки сосуды из тыквы-горлянки. Чтобы молоко и вода долго сохраняли свежесть, и, конечно, чтобы отгонять злых духов, в калебасы кладут по три особых камня.
В одной из витрин этого зала можно увидеть странное сочетание - рядом Иисус Христос и Боб Марли. Их создали камерунские резчики по дереву, отец и сын. Басонг Ротас католик, что не мешает ему вырезать не только Христа, но и традиционные предметы для ритуальных практик этноса бакоко. Его сын Фабрис Ротас создаёт в основном статуэтки музыкантов и политиков.
В соседнем зале экспозиция посвящена Судано-Сахельской зоне. Эта область находится на северо-востоке Камеруна, прилегает к озеру Чад. Здесь саванна постепенно уступает место пустынным ландшафтам. Народы этого региона сильно отличаются от этносов остальной территории страны, здесь живут фульбе, кирди, капсики, арабы-шоа и др. На фото ниже туника этноса кирди, расшитая бисером, ракушками каури, медными бусинами.
Здесь меня удивил местный эквивалент денег - особые кинжалы с фигурными рукоятями (первая половина 20 в.).
Один из местных малых народов - капсики - язычники, с трудом выживающие среди окрестных племён, принявших ислам. В витринах можно увидеть пояс невесты, переделанный в ожерелье (слева), и низку колокольчиков (справа). В центре - пояс из кованого железа этноса кирди, к которому относятся и капсики.
В соседней витрине шлем и кольчуга этноса тикар конца 19 - начала 20 века. А также роскошный плетёный щит этноса мамбила, середина 20 века.
Оружие покрупнее.
Небольшая часть камерунской выставки посвящена культурам побережья Атлантики. Интересно, что перед открытием выставки московская камерунская диаспора преподнесла в дар коллекции Музея Востока несколько экспонатов, включая оригинальную модель длинной пироги мбонго.
Этот экспонат выставлен в маленьком проходном зале между двумя экспозициями. Фактически именно эта модель объединяет две выставки: "Земля тысячи королей" и "Мами-Вата: водные божества южнее Сахары", о которой подробно напишу в следующей статье. Дело в том, что как раз на таких суднах плавают участники фестиваля Нгондо, который проходит в Камеруне, в городе Дуала. Дуала располагается на берегу реки Вури, в 20 км от побережья Гвинейского залива. А фестиваль, естественно, посвящён воде и водным божествам: Мами-Вате (Матушке вод) и другим водным духам.
Благодарю за внимание! Буду рада, если информация покажется интересной. Все фото сделаны мной в Москве. Обзор носит информационный характер, не является рекламой, отражает личную позицию автора.