Нужно ли из женщин изгонять демонов? Как в амулете слились воедино ислам и язычество? И почему эфиопский культ распространился в Египте и Иране?
С раннего детства меня притягивал таинственный чёрный континент. Я бесконечно люблю творчество Чуковского, с младенчества помню наизусть. И детям своим читала, им ещё года не было, обожали мы Крокодила, Бармалея, Айболита, Пенту, Авву... Самый сильный интерес вызывали, конечно, строчки "Маленькие дети! Ни за что на свете не ходите в Африку, в Африку гулять! В Африке акулы, в Африке гориллы, в Африке большие злые крокодилы..." Африка так манит... Вот с тех пор мы и мечтаем немножко прикоснуться к Африке. И Музей Востока дал нам такую возможность: до 20 июля здесь работают аж три выставки, посвящённые искусству африканских народов.
Уникальные особенности африканского искусства можно увидеть в выставочных залах второго этажа. Выставка разделена на три части.
Две крупные экспозиции предваряет скромная, но очень интересная выставка "Усмиряющие духов: ритуалы Зар в Северной Африке". Она представлена в первом же зале, где находится контроль билетов. В погоне за яркими картинами и оригинальными деревянными скульптурами её немудрено проскочить, не заметив. В витринах проходного помещения находятся около 20 предметов ювелирного искусства Северной Африки. Описание раскрывает подробности женских ритуальных практик этого региона. Можно рассмотреть амулеты и культовые предметы, использовавшиеся при проведении уникального ритуала Зар.
Этот интересный сложный ритуал и в наши дни проводится народами некоторых стран Ближнего Востока. Языческий культ Зар зародился в Эфиопии очень давно, известно, что к началу 19 века он уже полностью сложился и стал распространяться по северо-востоку африканского континента - в Египте, Судане, Сомали, Джибути, Эритрее, а также в других местах, куда в 18-19 веках вывозили эфиопских рабов, в том числе, например, в южном Иране и Ираке. Сейчас ритуал практикуют в Эфиопии, Судане и в провинции Бушер на юге Ирана, причём он запрещён в этих странах на официальном уровне. Христиане и мусульмане Эфиопии считают приспешников культа колдунами, которые могут наслать на человека болезнь или призвать злых духов. Не будем увлекаться тёмной стороной и посмотрим на Зар со стороны искусства.
С точки зрения последователей культа Зар обозначает демона, который якобы вселяется в человека и часто приносит болезни. Африканцы верят, что ритуал Зар фактически призван примирить вселившегося духа страдающего от него человека. Важно, что духа не изгоняют из тела женщины, а задабривают, находят компромисс, возможность с ним сосуществовать. В ритуале изначально участвовали только женщины, но в наше время иногда в качестве музыкантов могут привлекаться и мужчины. Ритуал, как и большинство подобных действ, сопровождается ритмичной музыкой, вхождением в транс, жертвоприношением. В качестве жертвы изначально использовали домашних птиц, например, курицу, или животных - овцу, а иногда даже верблюда. Сейчас чаще жертвуются орехи и сухофрукты. Ритуал завершается совместной трапезой, включающей мясо, хлеб и рис.
Считается, что этот ритуал даёт женщинам безопасное пространство для выражения эмоций и поиска исцеления. Болеющая женщина получает советы, как сосуществовать с вселившимся в неё духом, избегать конфликтов, соблюдать санитарные правила, определённую диету и, конечно, носить специальные амулеты. В Египте ритуал имеет черты суфийских практик. На египетских амулетах Зар можно встретить строки из Корана. Ниже серебряные подвески - амулетница и амулет, созданные в Египте (в Каире или Александрии) в 1924-1931 гг. Слева на лицевой стороне изображено Мировое дерево, а на обороте выгравировано имя Аллах. Справа - на обеих сторонах строки из Корана. Вот такое причудливое смешение ислама и язычества.
Считается, что особой силой обладают амулеты, на которых изображена русалка. Это связанный с водой дух Ситт Сафина, один из самых сильных, "отвечающих" за бесплодие, детскую смертность и женские болезни. Ниже две серебряные подвески-амулета, выполненных в Каире около 1950 г. (слева) и 1980 г. (справа). На одной стороне у них выгравированы слова из Корана, а на другой - русалка.
Нося амулет с изображением Сафины, женщина защищает себя от вредного влияния этого духа. Ниже серебряные серьги с изображением русалок из разных комплектов и два амулета.
Также интересны амулеты в виде браслетов. Представлены серебряные браслеты, созданные в Египте в середине 20 века. Слева - бедуинский браслет с изображением рыб и водяной лилии, справа пара нубийских браслетов.
Ниже традиционное украшение бедуинов Египта - серебряное колье кердан, созданное в середине 20 века. Интересно, что в центре композиции - египетская монета. У меня возникли ассоциации с ожерельями, которые я недавно рассматривала на выставках "Советское драгоценное. Авторский костюм и ювелирные украшения 1960-1980-х годов" в Музее прикладного искусства и "Россия - любовь моя! Искусство ювелиров России. XIX-XXI век" в ГИМ.
Конечно, фотографии не дают возможности рассмотреть все тонкости чеканки и гравировки, зато, надеюсь, заинтересуют ценителей, которые ознакомятся с ними в музее. Все представленные предметы из собрания Музея Востока. А вот с экспонатами из частных коллекций и некоторых других музеев можно повстречаться в следующих залах, где расположились ещё две выставки. Фотографий получилось много, поэтому опишу их подробнее в следующих статьях.
На выставке "Земля тысячи королей. Искусство Республики Камерун" представлено искусство многочисленных этносов Камеруна. Здесь есть и деревянная скульптура, металлопластика, керамика и ткани. Очень интересны ритуальные маски и костюмы. Также можно увидеть традиционное оружие африканских народов.
Вторая выставка - "Мами-Вата: водные божества южнее Сахары" - посвящена африканским водным божествам. Здесь через произведения африканских народов раскрывается образ синкретического божества Мами-Ваты, что можно перевести как "Матушка вод". Основные черты её образа - хвост русалки и змеи.
Мами-Вата считается покровительницей обиженных судьбой женщин, а также мужчин, жаждущих богатства и славы. Кроме традиционных изделий представлены и современные живописные полотна и панно. Особенно милое получилось то, что в центре. Интересно, только у меня возникает ассоциация со светилом русской поэзии?
Благодарю за внимание! Буду рада, если информация покажется интересной. Все фото сделаны мной в Москве. Обзор носит информационный характер, не является рекламой, отражает личную позицию автора.