Похоже, наиболее озабочена нашими подлодками именно Британия.
"Увеличение числа развернутых российских подводных лодок, особенно высокоэффективных ПЛАРК типа "Ясень" , вновь обострило чувство безотлагательной необходимости эффективной борьбы с ними."
Флот самолётов P-8 Poseidon (в Королевских ВВС он получил обозначение MR1A), базирующихся на авиабазе Лоссимут в Морее, сейчас находится в полном расцвете сил
В январе 2024 года Королевские ВВС объявили о полной оперативной готовности (FOC) сил Poseidon после нескольких лет поэтапных поставок самолётов, модернизации инфраструктуры и интеграции в задачи НАТО. Флот из девяти самолётов, эксплуатируемых 120-й (CXX) и 201-й эскадрильями, теперь обеспечивает регулярное патрулирование в районе между Гренландией, Исландией и Великобританией (GIUK), а также за его пределами, в Норвежском море и Северной Атлантике.
P-8A — это летающий охотник, способный быстро реагировать и преодолевать расстояния, недоступные надводным кораблям. 16 операторов на борту самолёта
Боевой радиус до 3700 км.
Лоссимут, полностью переоборудованный в современную базу морской разведки (MPA), включает в себя специализированные ангары, модернизированные взлётно-посадочные полосы, тактический оперативный центр и объекты обработки данных на месте.
База также регулярно принимает американские самолёты «Посейдон», которые курсируют в Шотландии в составе 67-й оперативной группы ВМС США, что добавляет гибкости схемам патрулирования альянса.
Но и тут англичанам нет покоя - Как и почти все британские военные объекты, «супербаза» в Лоссимуте слабо защищена и станет приоритетной целью для ударов российских крылатых и баллистических ракет, - сетуют они.
"Посейдон", как вид оружия постоянно усовершенствуется. В ноябре 2023 года было подтверждено, что лёгкая торпеда Sting Ray Mod 1 британского производства будет интегрирована в самолёт P-8A Poseidon. Это программное обеспечение, доступное всем самолётам P-8A по всему миру, позволит операторам использовать как американские торпеды Mk54, так и Sting Ray.
ВВС Великобритании изначально закупили ограниченное количество торпед Mk54 для обеспечения готовности к начальному этапу эксплуатации, но эта интеграция позволит самолёту использовать более значительные запасы Sting Ray Великобритании и будущую Sting Ray Mod 2, которая в настоящее время находится в разработке.
Соединенные Штаты отдельно разработали систему противолодочного оружия High Altitude Anti-Submarine Warfare Weapon Capability (HAAWC) – крылатый комплект, позволяющий запускать торпеды на средних и больших высотах. Это значительно увеличивает расстояние между самолетом и точкой сброса, устраняя при этом необходимость снижения на малую высоту для сброса оружия, сокращая время полета, расход топлива и износ планера. Адаптация HAAWC для совместимости со Sting Ray представляется логичным шагом для Королевских ВВС, особенно с учетом того, что самолету приходится действовать в более сложных условиях.
На самолёте P-8A Poseidon может быть установлено до 129 гидроакустических буёв, в зависимости от конкретной миссии и настроек. Обычно на самолёт загружают от 100 до 129 буев. Эти буи, в частности, модели AN/SSQ-125, используются для обнаружения подводных лодок.
Загрузка гидроакустических буев в дозатор в задней части фюзеляжа «Посейдона»
Германия уже начала получать собственные самолёты Poseidon: заказано восемь, и ожидается, что первый из них начнёт полноценную эксплуатацию с авиабазы Нордхольц к началу 2026 года. Немецкие экипажи уже провели ознакомительное патрулирование совместно с ВВС Великобритании, а двустороннее соглашение позволит самолётам Marineflieger использовать Лоссимут. Вступление Германии в сообщество P-8A укрепляет возможности НАТО по наблюдению в Северном и Балтийском морях, а также на Крайнем Севере, а также добавляет ещё одного совместимого оператора в расширяющуюся сеть противолодочных средств воздушного базирования альянса.
Канада приобретает до 16 самолётов, поставки начнутся в 2026 году, а Дания также изучает возможность покупки. Норвегия продолжает эксплуатировать пять «Посейдонов» с авиабазы Аннёйя, обеспечивая покрытие Баренцева моря и усиливая совместные операции с британскими и американскими силами.
Глобальный парк «Посейдонов» теперь обширен и надёжен: 185 самолётов эксплуатируются по всему миру, налетев около 660 000 часов и зафиксировав лишь одну незначительную аварию. Положительным моментом является то, что партнёры по НАТО получают эксплуатационные преимущества благодаря стандартизации, совместной разработке и совместимости платформы.
Однако,
Англичанам девяти самолётов едва хватает для выполнения повседневных задач мирного времени, а возможности резкого увеличения числа операций или ведения непрерывного высокоинтенсивного наблюдения ограничены. Крайняя нехватка платформ разведки, наблюдения и рекогносцировки (IRS) у Королевских ВВС повысила требования к силам «Посейдон» и усилила необходимость их развертывания за пределами основного района операций в Северной Атлантике.
На пике своего развития в середине 1980-х годов ВВС Великобритании имели около 35 МРА «Нимрод» на передовой. Хотя российских лодок сейчас гораздо меньше, чем в годы холодной войны (в любой момент времени в Северной Атлантике находятся, возможно, 6 или 7), обнаружить их гораздо сложнее, чем их советских предшественников. Размеры океана не меняются, и есть веские основания для удвоения численности флота «Посейдонов». Это стремление, конечно, ограничено обычными финансовыми и кадровыми ограничениями, характерными для британской обороны. Т.е., съесть-то он съест, да кто ж ему даст...
Одним из способов увеличения массы МПА могло бы стать приобретение Королевским флотом и/или Королевскими ВВС беспилотника General Atomics MQ-9B Sea Guardian (морской вариант MQ-9B Protector, который Королевские ВВС принимают на вооружение). Хотя этот беспилотный летательный аппарат и далёк от полной замены P-8A, он способен заполнить пробелы в системе наблюдения и доставлять гидроакустические буи. Sea Guardian потенциально может эксплуатироваться как с модифицированных гибридных авианосцев, так и с береговых баз.
В своей стандартной морской конфигурации ISR и ASW дальность действия SeaGuardian охватывает радиус миссии в 1200 морских миль со значительным временем нахождения на станции для преследования подводных лодок, обеспечивая недорогую автономную возможность или дополнение к пилотируемым самолетам для операций по объединению пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов. SeaGuardian может перевозить до 4 контейнеров SDS, что позволяет ему удерживать и выдавать до 40 гидроакустических буев размера «A» или 80 размера «G» и дистанционно выполнять противолодочную оборону в любой точке мира.
Другие страны, такие как Франция, Япония и даже Бразилия имеют самолёты ПЛО собственного производства, но о них в другой раз.
P.S. Хотелось бы выразить благодарность тем, кто воспользовался кнопкой "Поддержать". Приятно сознавать, что твой труд всё-таки ценится.
........................................................................................................................................................................
Полное оглавление журнала
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 1
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 2
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 3
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 4