Найти в Дзене

Бюджет хромает по доходам [май 2025]

Не добавляет оптимизма очередная бюджетная статистика: показывает слабую динамику ненефтегаз. Не добавляют поступлений в бюджет творческие корректировки годового плана. Вся представленная информация – личное мнение автора, не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией, побуждением к покупке или продаже финансовых инструментов, заключению договоров. Выбор объектов инвестирования должен отвечать персональным предпочтениям и возможности принимать различные риски. Майские поступления: 2,5 трлн руб. в сравнении с 3,2 трлн руб. в апреле, немного ниже мая 2024 года. Ожидаемая динамика: в апреле платили 0,5 трлн руб. НДД, налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья за 1 квартал 2025 года, следующий платеж в июле по итогам 2 квартала. Таблица с новыми параметрами бюджета для оценок по данным Минфина, информация с сайта Госдумы. Результат с начала года: 14,7 трлн руб. при плане по доходам 38,5 трлн руб. Выходим на плановые показатели при средних доходах 3,4 трлн руб.
Оглавление

Не добавляет оптимизма очередная бюджетная статистика: показывает слабую динамику ненефтегаз. Не добавляют поступлений в бюджет творческие корректировки годового плана.

Изображение сгенерировала нейросеть Kandinsky.
Изображение сгенерировала нейросеть Kandinsky.

Вся представленная информация – личное мнение автора, не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией, побуждением к покупке или продаже финансовых инструментов, заключению договоров. Выбор объектов инвестирования должен отвечать персональным предпочтениям и возможности принимать различные риски.

Статистика по доходам бюджета

Майские поступления: 2,5 трлн руб. в сравнении с 3,2 трлн руб. в апреле, немного ниже мая 2024 года. Ожидаемая динамика: в апреле платили 0,5 трлн руб. НДД, налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья за 1 квартал 2025 года, следующий платеж в июле по итогам 2 квартала.

Таблица с новыми параметрами бюджета для оценок по данным Минфина, информация с сайта Госдумы.

Плановые изменения в бюджет 2025.
Плановые изменения в бюджет 2025.

Результат с начала года: 14,7 трлн руб. при плане по доходам 38,5 трлн руб. Выходим на плановые показатели при средних доходах 3,4 трлн руб./месяц до конца года. Среднее значение за 5 месяцев: 2,9 трлн руб. Надежда на повышенный НДФЛ, который покажет себя со 2 половины года.

Поступили 14,3 трлн руб. за январь-май 2024 года, 9,8 трлн руб. за 5 месяцев 2023 года и 12,2 трлн руб. в январе-мае 2022 года. Результаты с корректировкой на инфляцию:

  1. Доходы бюджета за 5 месяцев 2025 года на 3,3% ниже в сравнении с 2022 годом.
  2. Цифра на 6,2% меньше результата января-мая 2024 года.

Буксуют нефтегазовые доходы, которые не получается полностью перекрыть ненефтегазовыми поступлениями. Остаётся инфляция, которая поддерживает номинальные доходы.

Доходы федерального бюджета.
Доходы федерального бюджета.

Статистика по нефтегазовым доходам

Бюджет собрал 0,5 трлн руб. нефтегазовых доходов в мае против 1,1 трлн руб. с учётом НДД в апреле, цифра сошлась с модельной оценкой.

Результат с начала года: 4,2 трлн руб. в сравнении с 5 трлн руб. за аналогичный период 2024 года и 2,9 трлн руб. в 2023 году. Возвращаемся к темпам 2023 года, когда доллар торговался ниже 80 руб./$, котировки Urals опускались под $50.

Осталось 4,1 трлн руб. или 0,6 трлн руб./месяц. Идём близко к плану... по новому плану, который на 2,6 трлн руб. ниже первоначальной цифры: всё печально.

Динамика нефтегазовых доходов.
Динамика нефтегазовых доходов.

Потянулся вниз НДПИ на нефть: 533 млрд руб. в мае в сравнении с 634 млрд руб. апреле. Рублёвая цена нефти упала до 4562 руб./баррель.

Динамика НДПИ на нефть.
Динамика НДПИ на нефть.

Остаётся низкой экспортная пошлина на газ: 14 млрд руб. в мае против 18 млрд руб. в апреле, падают НДПИ на газ и конденсат. Что-то странное с экспортом: не встречалось провалов на 2 месяца с 2023 года.

Динамика экспортных пошлин, НДПИ на газ и газовый конденсат.
Динамика экспортных пошлин, НДПИ на газ и газовый конденсат.

Оценка нефтегазовых доходов

Оценка нефтегазовых доходов за июнь: 0,5 трлн руб. при среднем курсе 80,46 руб./$ и Urals $53,92, рублевая котировка нефти опустится до 4339 руб./баррель.

Обгоняем новый план на 0,1 трлн руб. при текущих котировках рубля и нефти. Посмотрим, как будут двигаться цены до конца года. Не добавляет оптимизма оценка +0,1 трлн руб., если вспомнить про старый план по нефтегазовым доходам.

Оценка нефтегазовых доходов 2025, новый план.
Оценка нефтегазовых доходов 2025, новый план.

Ненефтегазовые доходы

Продолжили сползать ненефтегазовые доходы: 1,9 трлн руб. против 2,1 трлн руб. в апреле. Хромает часть, которая не связана с НДС. Результат за 5 месяца с учетом инфляции на 28,2% больше поступлений 2022 года, на 2,1% выше цифры 2024 года. Ненефтегазовые доходы росли быстрее инфляции, притормаживают относительно 2024 года.

Результат с начала года: 10,5 трлн руб. Обеспечат выход на годовой план 30,2 трлн руб. поступления на уровне 2,8 трлн руб./месяц. Среднее значение за январь-май: 2,1 трлн руб./месяц. Охлаждается экономика, сокращаются доходы компаний, растут медленнее зарплаты... Намечается отставание от плана по ненефтегазу, можем остаться без 2-3 трлн руб.

Ненефтегазовые доходы.
Ненефтегазовые доходы.

Выправились НДС в мае, превысила уровень 2024 года цифра за 5 месяцев: 5,5 трлн руб. в сравнении с 5,2 трлн руб. Ситуация станет понятнее с окончанием квартала: пик выплат придётся на июнь.

Динамика внутреннего и внешнего НДС.
Динамика внутреннего и внешнего НДС.

Расходы и дефицит

Минфин осторожно тратил деньги в мае, сократил расходы до 2,6 трлн руб., но не смог вписаться в доходную часть. Дефицит по итогам мая: 0,2 трлн руб. и 3,4 трлн руб. с начала года при плане 3,8 трлн руб.

Оценка темпов трат до конца года по новому плану 42,3 трлн руб.: 3,5 трлн руб./месяц. Никак не получается сбалансировать доходную и расходную часть. Подобрались к дефициту 3,5 трлн руб. по итогам 2024 года, обогнали 2023 год. Немного улучшит картину июльский НДД, но динамика не вселяет оптимизма.

Итоги

Выходят на плановый уровень нефтегазовые доходы, но... этот план на 2,6 трлн руб. ниже начальных цифр: не расширилось пространство для манёвра, остаются критическими ненефтегазовые доходы. Не добавляют поступлений в бюджет творческие корректировки годового плана. Допускаю, что Минфин вернётся к классическим приёмам балансировки бюджета:

  1. Вернёт повышенный НДПИ для Газпрома.
  2. Скорректирует налоги и пошлины.
  3. Проведет ползучий секвестр.
  4. Сократит поддержку регионов и госкомпаний.

Поддержат доходную часть летний НДД, НДФЛ и дивиденды Сбербанка. Часть дефицита поможет закрыть рынок: бодро покупают на аукционах Минфина. Основной риск – провал ненефтегазовых доходов при сохранении слабой динамики нефтегаза: вырастет дефицит, придётся увеличивать заимствования.

Сдувается ликвидная часть ФНБ, Фонда национального благосостояния: 2,8 трлн руб., продолжаются проектные инвестиции, укрепляется рубль. Сокращается пространство для манёвра у Минфина.

Сохраняется надежда на нефть и рубль: бюджет рискует уйти в крутое пике к осени, если ситуация не наладится.

P.S. Плановые параметры бюджета не предполагают увеличение размещений ОФЗ. Предлагаю написать в комментариях, почему это так. Позже сделаю отдельную заметку.

Не допускается полная или частичная перепечатка без согласия автора.