Так обрадовалась недавнему знакомству с Алексеем Поляриновым, которое откладывала годами, что решила дальше не тянуть и почти сразу взяться за другой его роман.
Если твоя фамилия звучит как профессия — это всегда проблема. Людям может показаться, что ты издеваешься или — что ты не понял вопроса.
Что за фрукт?
Дебютный, отчасти автобиографичный роман «Центр тяжести» Алексея Поляринова начинается как роман взросления. Мы знакомимся с Петей (он же Петро) Портным, который просто живёт свою подростковую жизнь: немного привирает, после чего страдает от буллинга, иногда занимается поисками младшего брата Егора, диагноз которого — «топографический кретинизм», а ещё играет в детективов и влипает в небольшие неприятности с новым непоседливым другом Сашей Греком. И кто бы мог подумать, что эта весёленькая история перерастёт сначала в социальную драму, в которой героиня переживает ужасное событие и навсегда остаётся им травмирована, а затем в антиутопию и киберпанк. В которых, однако, уже легко узнаётся наш современный мир. Так что из романа воспитания книга превращается в роман-предупреждение. А ещё — в роман, который иногда прерывается сказками, написанными мамой главного героя, не менее серьёзными и сильными, чем основное повествование. И наконец — в роман в романе.
Мама писала книгу о детстве, роман воспитания, а я — моя история стремительно скатывается в антиутопию с элементами киберпанка.
Мои впечатления
Первой книгой, которую я прочитала (прослушала) у Поляринова, был «Риф». Оба произведения мне понравились, и оба они вызывают желание поглощать тексты этого автора в больших количествах. Но этот дебютный роман мне понравился больше.
В нём так много всего! В описании выше я уже сказала, какой он многогранный. И это стало большой неожиданностью. В первую очередь потому, что я раньше отзывов на эту книгу, видимо, не читала и в аннотацию тоже не вчиталась, так как уже всё равно приняла решение взяться за произведение. Во-вторых, потому что начало истории усыпляет бдительность лёгкостью темы. После чего резко бьёт по голове сценой насилия. Это было так неожиданно и почему-то так меня впечатлило, что на следующую ночь мне приснился жуткий сон, из-за которого я вскрикнула наяву и этим сама себя разбудила. Знаете ли, не каждому автору удаётся такое провернуть с читателями.
Читая, я лучше понимал, что со мной происходит. Писатели объясняли мне мои собственные ощущения, я прочитал у них о том, что такое тоска и обида, и, прочитав, стал легче относиться к собственным эмоциям — через книги я научился принимать себя.
Тут вам и философские сказки, и роман взросления, и политическая сатира, и постоянные переплетения сюжетов в мелочах, и горы юмора, и любовь к книгам (которую мы все с автором разделяем, конечно же), и отсылки к куче других произведений и авторов поп-культуры, включая «Над пропастью во ржи» Сэлинджера, «Над гнездом кукушки» Кена Кизи, произведения Донны Тартт, «Утро в сосновом лесу» Шишкина, Бэнкси и даже, если я правильно поняла, «Гравити Фолз» (упомянутая тетрадь с шестипалой ладонью и цифрой 3 на обложке, это же оно?). А смена фокальных персонажей позволяет взглянуть на историю с разных точек зрения и заодно напоминает, что рассказчики бывают ненадёжными.
Я сказала отцу, что хочу стать художницей. У меня действительно неплохо получалось рисовать. Отец был милиционером. «Отлично, — сказал он, — я помогу тебе, я знаю место, где ты можешь попрактиковаться». Отвел меня в морг и познакомил со своим другом — патологоанатомом по имени Амфибрахий.
В конце автор так классно всё закольцовывает. Там есть целый кусок, который вкратце описывает весь роман и передаёт мои же впечатления. Цитировать его тут я не буду, слишком много. Но автор меня этой частью окончательно покорил. Получилось гениально. У меня остался только один вопрос, к его словам «ближе к концу книги». Откуда же персонаж может знать, что это конец? Может так статься, что после описанных событий жизнь подкинет герою ещё 200 страниц переживаний. (Вспомнился недавно прочитанный Стивен Кинг, где в какой-то момент казалось, что уже всё закончилось, а впереди была ещё куча текста, по которой было ясно, что ещё рано расслабляться.)
Книгу я слушала в аудиоформате. Хочется отметить работу Давида Ломова, который с таким выражением читал слово «никогда» миллион раз, что я как будто ещё одну сказку прослушала.
Итог
Определённо фаворит или один из фаворитов года (впереди ещё 5,5 месяцев, в конце концов). Так же, как один из комментаторов в Яндекс Книгах, я немного удивлена, что сверху ещё не возмутились смелостью автора. Но оно и к лучшему, конечно. Такую книгу определённо хочется всем рекомендовать. И самой хочется перечитывать.
Если вы тоже уже читали этот роман и вам мало, то делюсь статьёй про это произведение, в конце которой вы найдёте список того, что ещё Алексей Валерьевич советует почитать, если понравился «Центр тяжести». Там аж 20 пунктов, что-нибудь для себя обязательно найдёте.
Сердце — центр тяжести человека. Вся тяжесть в нем скапливается, а я не хочу так. Я не смогу его нести — мне тяжело, я надорвусь.
_____________________________
Возможно, вас заинтересуют и другие мои публикации: