Найти в Дзене
Лучшее из 2000-х

Sony Ericsson: почему компания не смогла выжить

Оглавление

Помните те времена, когда телефон был не просто чёрным прямоугольником? Когда у каждого аппарата был свой характер, свой дизайн, своя фишка? Если да, то вы наверняка помните и легендарный логотип - плавную зелёную каплю. Это был знак Sony Ericsson, компании, рождённой из отчаяния двух гигантов и подарившей нам одни из самых знаковых мобильных телефонов в истории.

На краю пропасти

Представьте себе начало 2000-х. На рынке мобильных телефонов безраздельно властвует финская Nokia. А шведский гигант Ericsson, один из пионеров индустрии, стремительно теряет позиции. Ещё вчера у них было 10% рынка, а завтра прогнозы обещают не больше семи, и падение продолжается. Дела идут из рук вон плохо.

-2

К внутренним проблемам добавилась настоящая катастрофа. В Нью-Мексико загорелся завод Philips, поставлявший ключевые микросхемы. В Nokia быстро сориентировались, нашли других поставщиков и потеряли всего месяц. В Ericsson же проявили излишнюю лояльность, поверили обещаниям Philips о скором восстановлении и… потеряли почти полгода. Для стремительно развивающегося рынка это была вечность. Компания несла убытки, и даже президентские заверения в том, что Ericsson никогда не покинет мобильный рынок, звучали уже не так уверенно.

С другой стороны глобуса, в Японии, дела у Sony в мобильном сегменте были ещё хуже. Их доля рынка была ничтожна, меньше одного процента. Миллионы уже произведённых аппаратов пылились на складах. Да, у них были интересные мультимедийные идеи и смелый дизайн, но этого было катастрофически мало.

-3

Два раненых зверя. Один с передовыми технологиями, но без понимания потребительского рынка. Другой - с деньгами и гениальным дизайном, но без технологической базы. Их встреча была предрешена.

Спасительный союз

В декабре 2000 года Sony сделала предложение, от которого Ericsson, находящийся на грани отказа от всего потребительского направления, просто не мог отказаться. Создать совместное предприятие! Для шведов это было сродни чуду. Sony не просто вливала деньги, она брала на себя маркетинг и дизайн, а взамен получала доступ к патентам и инженерному гению Ericsson.

Сделка была заключена к августу 2001 года, и 1 октября на свет появилась новая компания - Sony Ericsson, со штаб-квартирой в Лондоне.

-4

Обязанности распределились идеально. Шведы отвечали за техническую начинку, за "мозги" и качество связи. Японцы - за внешний вид, эмоции и то, как телефон будет ощущаться в руке.

Золотая эра: камера, музыка и дизайн

И у них получилось! Начиная с 2002 года, мир увидел телефоны, которые навсегда изменили индустрию. Sony Ericsson сделали ставку на то, что у Sony получалось лучше всего - мультимедиа. Они первыми всерьёз задумались о том, что телефон может быть отличным фотоаппаратом и музыкальным плеером.

Появились модели с цветными экранами, что само по себе было прорывом. Телефоны получили качественные камеры и удобные музыкальные функции. Помните навигационное колёсико JogDial? Это было наследие Sony, сделавшее управление телефоном невероятно удобным.

-5

Каждый новый аппарат становился событием. Они были не похожи на другие, они были смелыми и функциональными. Да, поначалу компания всё ещё терпела убытки, но она завоёвывала сердца пользователей.

-6

Ранее были статьи на нашем канале про некоторые модели Сони Эрикссон:

Роковая трещина

Пик успеха пришёлся на 2006 год. Компания была на коне, инженеры полны идей. И одна из идей казалась гениальной - создать игровой телефон. Рынок мобильных игр рос, а у кого, как не у них, был шанс создать настоящий хит? Был даже подан патент. Логичный шаг?

Как бы не так. В материнской компании Sony эту инициативу восприняли в штыки. Там готовились к запуску PlayStation 3 и новых портативных консолей.

-7

Идея, что дочерняя компания выпустит телефон, который мог бы составить им конкуренцию, показалась руководству Sony кощунственной. Это прямая угроза! Никакие доводы о том, что бренд PlayStation использоваться не будет, не помогли. Проект был убит.

Это и был тот момент, когда в идеальном союзе появилась первая, но фатальная трещина. Топ-менеджеры Sony начали активно вмешиваться в дела Sony Ericsson, блокируя любые решения, которые хоть как-то могли пересекаться с интересами основной корпорации. Творческая свобода, которая и породила успех, начала исчезать.

Неизбежный финал

После этого конфликта магия начала улетучиваться. Компания, скованная по рукам, теряла свою уникальность и инновационность. Начались новые убытки. Союз, который когда-то спас обе компании, теперь стал для них обузой.

Развязка наступила в октябре 2011 года. Ericsson согласилась продать свою долю партнёру за 1,05 миллиарда евро. А с середины 2012 года знакомый всем зелёный логотип окончательно исчез с корпусов телефонов. Теперь это была просто Sony.

-8

Так закончилась история одного из самых ярких партнёрств в мире технологий. Оно просуществовало всего десять лет, но оставило огромный след. Sony Ericsson научили нас, что телефон - это не просто средство связи. Это наш фотоаппарат, наш плеер, наш стиль. И хотя самой компании больше нет, эта идея живёт до сих пор в каждом смартфоне, который лежит в нашем кармане.

Читайте также: