Когда я смотрю на Пейджа его времен в Led Zeppelin, я постоянно ловлю себя на мысли, насколько же у него живое, мальчишеское лицо. Легко представить, каким он был в детстве, особенно на некоторых фотографиях, как одна, под катом. Там, где он с акустической гитарой Gibson, которую очень любил.
Влияние такого музыканта как Джеймс Патрик Пейдж на современную музыку настолько велико, авторитет этого человека настолько грандиозен, что и сейчас его творчество вдохновляет любого начинающего и опытного гитариста, а также вызывает безграничное уважение почитателей рок-музыки.
Пейдж, если не первым, то уж точно одним из первых, стал в середине 60-х исполнять быстрочередующиеся в разном ритме и темпе аккорды - и этот способ игры на гитаре позже стал называться "риффами". Причём в искусстве изобретения риффов и их исполнения Джимми Пейдж стал новатором, пионером и истинным виртуозом, равным которому не было и до сих пор нет среди гитаристов.
Более того, благодаря своему уникальному инструментальному действу, Пейдж вывел гитару - как электрическую, так и акустическую - на передний план в композиции, превратив её из аккомпанирующего инструмента в солирующий, основной, главный. Великолепные переборы, гармонии, соло и риффы в его исполнении стали изысканными украшениями всего творчества Led Zeppelin и определили развитие рок-музыки на десятилетия вперёд.
Родился великий музыкант 9 января 1944 года в Хестоне. Тогда это был небольшой город-спутник Лондона, а ныне – его пригород. Семья была большой, родители были людьми простыми, но однако Пейдж ещё в достаточно юном возрасте увлёкся гитарой и быстро её освоил.
Когда же он решил профессионально заняться музыкой, то сделал вполне осознанный выбор в лице Gibson Les Paul Custom 1960 года выпуска с вибрато Bigsby. Она была куплена на заре 60-х и интенсивно использовалась им в студийной работе вплоть до момента перехода музыканта в группу The Yardbirds в 1966-м.
Да, Пейдж начал выступать еще в начале 60-х годов, играл в целой куче групп и заслужил репутацию уважаемого сессионного музыканта (он участвовал в записях таких команд, как Lulu, Them, Tom Jones, Dave Berry, The Kinks, The Who и ряда других). В 1965 году он записал сольный сингл «She Just Satisfies», продюсировал записи Нико и Джона Майолла, а в 1966 году вошел в состав The Yardbirds («Птенцы»).
Группа эта, достаточно популярная в свое время, играла помимо ритм-н-блюза, блюз-рока и чрезвычайно модного тогда рок-н-ролла также психоделический рок, который и являлся отцом хард-рока. Пейдж, кстати, был достаточно активным его популяризатором в те годы, в чем мы убедимся позже. Чего, кстати, сразу и не скажешь по обзору его дискографии – что касается нашего любимого стиля, то его у Пейджа в самостоятельном творчестве гораздо меньше чем у даже Роберта Планта.
Спустя два года после распада The Yardbirds, он создал Led Zeppelin. Говорить о том, какую славу принесла ему эта группа, не приходится. О творчестве Led Zeppelin я писал на заре своего канала вот здесь и здесь. Сейчас бы статья была, конечно, другой, но опыта в написании текстов тогда мне ещё не доставало. Ну да ладно.
После смерти в 1980 году Джона Бонэма оставшиеся члены музыкального коллектива не смогли найти в себе силы продолжить творчество вместе – слишком сильны были связи между музыкантами. Группа распалась, и Джимми Пейдж занялся сольной карьерой.
Да, после роспуска Led Zeppelin музыкальная активность Пейджа существенно сократилась. Ничего подобного цеппелиновским шедеврам создано не было, но гений остаётся гением и спустя почти полвека, уважение и благодарность к нему только возрастают, ибо Джеймс Патрик Пейдж - это наш современник и живой классик. Стареющий (ему уже за 80), но до сих пор здравствующий!
Его манера игры породила кучу подражателей и последователей, а записи признаны классикой рока. И обзор его работ мне хотелось бы начать с пластинки «Rock’n’ Roll Highway» («Шоссе рок-н-ролла», 1970), которая содержит треки, записанные в конце 60-х годов. Я узнал об этой работе достаточно поздно, только в начале нулевых, но любители и коллекционеры не только были давно о ней осведомлены, но и имели сей концерт в своей коллекции.
Запись представляет собой песни, сочинённые вне Led Zeppelin. Была неширокая помощь в лице Джона Бонэма и Джона Пола Джонса, но основные партии на данном виниле исполнили, помимо Пейджа, вокалисты David Sutch и Keith De Groot, ударник Clem Cattini, клавишник Nicky Hopkins, и саксофонист Chris Hughes. Эта пластинка интересна, прежде всего, как плод сотрудничества Пейджа и малоизвестного, но талантливого рок-музыканта Дэвида Сэтча, лидера группы "Восхитительный Лорд Сэтч".
В 1975-м Пейдж участвовал в записи пластинки «Suicide Sal» («Самоубийца Сэл») блюзовой певицы Мэгги Белл. Пейдж предложил попробовать ей поучаствовать в более тяжелом сете. Так появились композиции «What You Got» и «Comin On Strong».
Благодаря им, Белл стали называть в том числе и хард-рок исполнительницей. И она с удовольствием включала данные композиции, которые у неё были единственными в подобном стиле, в дальнейшем в свои концерты.
Вобщем, все шло о-кей, но после распада Led Zeppelin удача, казалось, покинула Пейджа. В 1981-м он патронировал диск «Codа» - сборник композиций, записанных в разное время LZ в период с 1970 по 1978 год с его дополнительными партиями. После он сотрудничал с Роем Харпером и Полом Роджерсом в группе Free, но это не принесло ему особой популярности.
В отличие от Роберта Планта, выпускавшего сольные альбомы достаточно часто, Пейдж не баловал своих поклонников пластинками. Как правило, гитарист сотрудничал с другими известными музыкантами, образуя творческие союзы. Так, он продолжал часто работать с тем же Плантом. В 1984 году вместе с Полом Роджерсом, Тони Франклиным и Крисом Слэйдом Пейдж организовал супергруппу The Firm, записавшую два альбома. Они имели небольшой коммерческий успех.
В 1987 году британский гитарист серьезно занялся работой над своим фактически первым сольным альбомом. Работа проходила на его собственной студии The Sol. Альбом задумывался в виде двухдискового релиза.
Но в разгар записи Джимми Пейджа ограбили. Вместе с вещами «унесли» и демонстрационные записи. Поэтому альбом «Outrider» («Дозорный»), вышедший летом 1988 года, содержал всего лишь девять песен, в записи которых принимали участие Джон Майлз, Крис Фарлоу, Роберт Плант (в двух песнях) и сын покойного барабанщика Led Zeppelin Джона Бонэма – Джейсон.
Пластинка дебютировала на 26 месте в американском хит-параде.
“Outrider” – это роковый пласт, но с немалым присутствием блюза, отдаленно напоминающий Led Zeppelin. Это и следовало ожидать – избавиться от магии легендарной группы было практически невозможно. Большинство пьес на альбоме – инструментальные композиции, написанные Джимми Пэйджем за восьмилетний промежуток времени. Диск получился ровным и «крепким», с отсутствием ярко выраженных хитов.
Учитывая высоты, которых когда-то достиг Пейдж, чрезмерные ожидания от данного винила были неизбежны. Есть пара песен («Wanna Make Love» & «The Only One»), которые намекают на то, каким мог бы быть альбом, будь немного больше доработки со стороны мистера Пейджа, с некоторыми участниками команды, и с продюсером, который придал бы проекту немного больше сфокусированности. Но имеем то, что имеем.
После этого Пейдж успешно работал над перезаписями своих старых вещей, продуктивным оказалось и его сотрудничество с Ковердейлом - результатом его была пластинка «Coverdale/Page» (о ней мы поговорим, когда будем рассматривать сольные работы Ковердейла). А в 1994 году Пейдж и Плант совершили совместное концертное турне со своими новыми версиями песен Led Zeppelin. Об этом мы опять же, поговорим в следующей статье, посвященной данной коллаборации Page&Plant, которая выйдет завтра.
С этих гастролей музыканты привезли концертный альбом и намерение издать ремастированные CD всех альбомов Led Zeppelin. Что и было осуществлено, правда, гораздо позже.
В конце 90-х и нулевых годах нового века стареющий виртуоз много выступал, преподавал и продюсировал (в том числе группу The Black Crowes). Он был награжден Орденом Британской империи (2006). А 10 декабря 2007 года трое участников Led Zeppelin вместе с Джейсоном Бонэмом выступили на лондонской арене O2: концерт получил восторженные отклики и явился причиной многочисленных домыслов о возрождении Led Zeppelin.
20 июня 2008 года Пейдж получил почётную докторскую степень Университета графства Суррей — за свои заслуги перед музыкальной индустрией. Он продолжал почивать на лаврах, будучи часто приглашаем в различные шоу и творческие союзы.
Ещё в 2003 году журнал Rolling Stone включил Пейджа в список 100 величайших гитаристов всех времен, поместив его на 9 место. В 2011 году журнал Rolling Stone снова включил его в свой список величайших гитаристов, на этот раз на 3 месте, уступив лишь Джими Хендриксу и Эрику Клэптону.
Из последних его самостоятельных работ следует отметить «Playin' Up A Storm» («Разыгрывая бурю», 2011). На обложке которой ему где-то лет 40, видимо другой фотки не нашли) А сам релиз включает приглашенных музыкантов Альберта Ли, Джон Пол Джонса и покойного, ныне уже долгое время, Ники Хопкинса.
Музыка тут скорей рок-н-ролл и немного блюза. Трек-лист - это 14 неплохих, раритетных треков, да ещё и классно ремастеринг сделали. Для любителей творчества Джимми, бесспорно, данный продукт – настоящий подарок.
В 2012 году Джимми Пейдж вместе с Робертом Плантом и Джоном Пол Джонсом приняли участие в пресс-конференции в Нью Йорке, на которой был объявлен выпуск live-альбома с выступления Led Zeppelin на О2 Arena 10 декабря 2007 года.
Пару лет спустя Пейдж активно занялся переизданием всей дискографии Led Zeppelin, которая вышла изрядно посвежевшей, с обработанным звуком. Джимми продолжает работу над ремастингом раритетных и неизданных записей Led Zeppelin и The Yardbirds по сей день.
В 2018 году, вместе с Робертом Плантом и Джоном Пол Джонсом, Пейдж выпустил первую официальную книгу-автобиографию о Led Zeppelin.
Несмотря на почтенный возраст, Джимми Пейдж и сейчас активно принимает участие в различных музыкальных и общественных мероприятиях. Он проживает в Лондоне вместе со своей девушкой, поэтессой ирано-французского происхождения Скарлетт Сабет, которая младше его почти на пол века.
Когда год назад, в юбилей, великого гитариста спросили касательно его планов на будущее, он ответил уклончиво: «Знаете, у меня всегда что-то есть в голове, но я все больше думаю о времени… Даже если у меня и есть наметки кое-чего или кое-какие проекты, которые я мог бы реализовать, то сами понимаете — браться за них с каждым годом все рискованней. Кто знает, что нам готовит будущее?».
И действительно. Кто знает?...