"Кровь эльфов" (1994)... Третья по счету книга из серии про ведьмака Геральта, и первая, в которой Анджей Сапковский решил сменить формат повествования и перейти от рассказов к полноценным романам. Говоря спортивными терминами - сменил спринт на марафон. Лично мне "Кровь эльфов" зашла - тут много ярких, запоминающихся моментов, а еще поднимаются довольно интересные темы. И одним разговором тут не обойдешься, так что я посвящу третьей книге несколько статей. Сегодня начнем первый разговор: поговорим о сюжете в целом, о том, каким стал описанный мир, и о том, какое место в нем занял Геральт и его коллеги.
Предыдущая часть - здесь.
Сюжет, оттеснив Белого Волка в сторонку, крутится в основном вокруг Цири - наследной принцессы из Цинтры, которую захватила и разорила наседающая с юга Нильфгаардская империя. Девочка сумела сбежать и некоторое время спустя после скитаний ее приютил Геральт и заменил ей родного отца. Однако "цинтрийский львенок" оказался слишком желанной добычей для сильных мира сего. Император Нильфгаардской империи Эмгыр вар Эмрейс (правильнее - Эмыр вар Эмрис) хочет взять ее в жены и узаконить присоединение Цинтры, а властители Северных королевств - не дать Эмгыру это сделать. Вдобавок Цири преследует некий мощный и влиятельный чародей-инкогнито, которого очень интересуют ее необычные магические способности. И во все это дело и вляпались Геральт, Лютик, Йеннифэр и прочие его друзья и знакомые...
Хоть третья книга формально и является полноценным романом, но по структуре "Кровь эльфов" все еще напоминает набор связанных общим сюжетом рассказов: каждая глава по отдельности в половине случаев представляет собой цельную, завершенную историю со своей завязкой, кульминацией и развязкой. Тесно связаны между собой только вторая и третья главы, образующие сюжет "Цири в Каэр Морхене", и пятая с шестой, образующие сюжет "Охота на Риенса". Связка пятой и шестой глав больше всего напоминают роман: здесь одновременно идет несколько сюжетных линий - Геральта, Лютика и "игры престолов" между королями, императорами и чародеями. Да, дворцовые и политические интриги были еще в рассказах вроде "Меньшее зло" и "Вопрос цены", но в этой книге они приобретают глобальный масштаб, а происходящие события оказываются тесно связаны друг с другом и формируют цельную картину. Северные королевства, хоть перед лицом общего врага и вынуждены были объединиться, но по факту каждый из королей продолжает втихую тянуть одеяло на себя. "Ты, друг Фольтест, решил втихую захапать Цинтру себе?"
Совет чародеев Северных королевств - Капитул - при этом ведет свою игру, исподволь влияя на королей. И среди них есть этот самый инкогнито, который охотится на Цири и преследует уже свои цели. А Нильфгаардская империя, хоть к тому моменту и заключившая мир, продолжает влиять на Северные королевства различными невоенными способами, например, экономически, сбывая северянам свои товары, тем самым мешая развиваться их ремеслу. В самом деле, зачем купцам тратиться на свои мануфактуры, если все можно купить у "нильфов" по куда более дешевой цене? И на все это еще наслоились вспыхнувшие по Северным королевствам нападения банд "белок" - нелюдей, про которые подробно расскажу в следующий раз.
В "Крови эльфов" нам впервые показывают ведьмачью школу Каэр Морхен, встречаемся с наставником Геральта Весемиром, рассудительным Эскелем, добродушным Койоном (правильнее - Коэном), и заносчивым Ламбертом, который "Ламберт, Ламберт, х** моржовый, Ламберт, Ламберт, вредный х**". А еще Сапковский таки раскрывает, почему люди не любят ведьмаков и Геральта в частности. Даже несмотря на то, что они вообще-то, хорошее дело исполняют - уничтожают опасных монстров и прочих вредителей. Дело в том, что ведьмаков в свое время оклеветали, выпустив в свет печально известный пасквиль "Монструм, или ведьмака описание", в котором они были показаны чудовищами и мошенниками, которых надо уничтожить. Конечно, в "Крае света" уже было красочное описание "страховидла на лошади с огромными глазищами и совсем уж непотребными зубищами", которое в том числе "охоче до девок сверх меры". Над этим еще можно было посмеяться, потому что это воспринималось как предрассудки далекой глуши. И ведьмаков здесь убивать хотя бы не призывали. А здесь мы видим, что дело приняло серьезный оборот. Во-первых, это привело разгрому Каэр Морхена и истреблению ведьмаков. И ведьмаки, которых мы видим в "Крови эльфов" - единственные оставшиеся в живых представители школы Волка. Вообще.
Во-вторых, автор дает жирный намек на то, что "Монструм" - дело рук чародея (возможно, не одного). Можно гадать сколько влезет, чем ведьмаки помешали жить чародеям, но прикрываться они при этом могли чем угодно, вплоть до сохранения бедных вымирающих чудовищ - вспомним Стрегобора, который сорвал Геральту контракт на убийство бедного змееподобного монстра, и "слишком-друга-всему-живому" Доррегарая, который прямо заявлял, что чудовища, как естественные враги человека, не дают им выродиться. Геральт ответил тогда на это просто и лаконично:
Знаешь что, колдун, – занервничал Геральт, – подойди как-нибудь к матери, у которой василиск сожрал ребенка, и скажи ей, что она должна радоваться, потому как благодаря этому человеческая раса избежала вырождения. Посмотришь, что она тебе ответит.
("Меч Предназначения, рассказ "Предел возможного")
Нет, серьезно, может быть, чудовища, которых уничтожали ведьмаки, были нужны чародеям для получения дорогих ингредиентов (которые, как мы помним, хорошо заменяет, например, кровь хряка). И все могло случиться как в той песенке:
"Потому что козы в Бельгии съели капусту,
Воробьи - рис в Китае с полей,
А в Австралии злые мангусты
Истребили полезнейших змей.
Вот за это им вышла награда
От расчетливых этих людей
Видно, люди не могут без яда,
Ну, а значит - не могут без змей"
(В. Высоцкий, "Песенка про мангустов")
И потому не стоит удивляться тому, что переживший бойню в Каэр Морхене Весемир людям не очень-то доверяет. Для него пусть лучше все секреты, которые он знает, уйдут вместе с ним и остальными ведьмаками в могилу, нежели про них узнают люди.
С этим категорически не согласна впервые появившаяся в "Крови Эльфов" Трисс Меригольд - чародейка, знакомая Весемира и его воспитанников и соперница Йеннифэр за сердце Геральта. Трисс по характеру в чем-то похожа на Йеннифэр: такая же умная, вечномолодая, решительная колдунья, готовая в случае чего постоять за себя. Но все-таки есть и отличия: Трисс порывиста, мила, вспыльчива, не настолько язвительна, как Йеннифэр, и для чародейки весьма альтруистична. Она стремится помогать окружающим, и верит, что любой человек или нечеловек может изменить этот мир к лучшему. Но при этом она не наивна и отлично понимает, когда ее добротой пользуются.
В Каэр Морхене в разговоре Геральта и Трисс происходит столкновение двух взглядов на этот большой меняющийся мир: циника Геральта и альтруистки Трисс. Узнав, что Геральт не собирается вмешиваться в войну с Нильфгаардом, она стыдит его: как можешь ты заявлять, что борешься со злом и не хочешь помочь при этом северянам защититься и забороть Нильфгаард? А Геральт отвечает, что "это не моя война" и считает происходящее не более чем сварой между королями, даже сравнивая их с дерущимися на свалке помойными котами.
Вообще, Геральт - одиночка и не поддерживает тесных контактов с людьми и нелюдьми, несмотря на дружеские отношения. Да и откуда этим контактам взяться у бродячего наемного истребителя чудовищ - сегодня он встретился со своим знакомым, завтра с ним разошелся, а мобильные телефоны в мир "Ведьмака" не завезли. Как верно заметила Мильва в "Крещении огнем", волков-одиночек не бывает (по крайней мере, век их недолог), но мы ведь имеем дело с Белым волком-мутантом, который и стрыгу укротит, и мантихора на шашлык пустит, и из василиска жаркое легко приготовит (на вкус, он, кстати, совсем как индейка).
И вот, Геральт решил взять под опеку Цири, принять ответственность за нее, тесно связать свою жизнь с ее жизнью и тем самым стать частью этого большого мира. Только Геральт не вполне осознает, что это значит. А это значит, что ему придется участвовать в происходящих событиях этого мира, он не может, если ему что-то не нравится, просто так взять и уйти со словами "это не моя война", не предав при этом Цири. Даже если он ведьмак-одиночка, маленький человек в этом большом мире, который мало на что может повлиять. Только вот Геральт боится ошибиться, сделать неправильный выбор, боится сожалеть о нем. И вот тут мы в полной мере видим самую большую слабость Геральта: как проницательно заметил Эмиель Регис, Геральт страдает "угрызениями совести, бессилием и невозможностью принимать решения". И ему придется в себе это побороть, чтобы защитить девочку, за которую он принял ответственность.
Вот такой вышел сегодня разговор. А в следующий раз поговорим о конфликте людей и нелюдей - одной из самых ярких и основных тем "Ведьмака" как в книжном, так и в игровом воплощении, который во весь голос зазвучал в "Крови эльфов".
А на сегодня все!