В 1889 году Поль Гоген написал одну из самых известных своих картин — «Жёлтый Христос». На ней — распятый Христос на фоне осеннего пейзажа Бретани и молящиеся бретонские женщины. Но эта композиция — не просто религиозная сцена. Это ключ к пониманию того, как художник искал опору в мире, отвергавшем его, и как позже он перенёс этот опыт на полотно, написанное на другом краю света — на Таити. «Жёлтый Христос» был создан во время второго путешествия Гогена в Бретань, в местечке Понт-Авен. Художник долго искал в искусстве то, что заменило бы ему религию и общество. Он хотел «большого стиля» — искусства, лишённого изысканности, декоративности и светскости. И нашёл его в бретонской народной набожности, примитивных статуях, деревенских обрядах. На создание образа повлияло средневековое распятие в часовне Тремало, неподалёку от Понт-Авена. Гоген вдохновился деревянным крестом, но воспроизвёл не конкретное событие, а метафизическую сцену — отстранённую, почти архаичную. Художник противопоставля
«Желтый Христос» Поля Гогена: как художник нашёл веру на Таити
15 июля15 июл
17
3 мин