Поль Гоген — французский художник, один из ярчайших представителей постимпрессионизма. Он родился в Париже, но детство провел в Перу, на родине матери. В юности он несколько лет ходил по морям в качестве курсанта. Возможно, все эти впечатления — море, солнце, экзотическая природа — произвели неизгладимое впечатление на будущего мастера, что впоследствии отразиться в его судьбе и произведениях.
Вернувшись во Францию, Гоген стал биржевым маклером и начал брать частные уроки живописи. Ранний период в творчестве художника можно назвать импрессионистическим. Он не только понемногу писал сам, но и собирал работы художников. Со временем живопись полностью захватила Гогена, и он оставил работу. Средств к существованию оставалось все меньше, поэтому от художника ушла супруга, забрав с собой пятерых детей.
Гоген же продолжал искать свой стиль в живописи. Он жил в Бретани, где нашел понятную и приятную ему аутентичность и простоту, в его работах появилась определенность формы, материальность; затем он посетил остров Мартиника, после чего в его работах проявилось японское влияние, отсутствие теней, плоскостность; некоторое время художник жил у Ван Гога в Арле, что закончилось драматично. В итоге, Гоген, убежденный в том, что европейская цивилизация зашла в тупик, сделалась бездушной и развращенной, уезжает на Таити.
Но вернемся немного назад. Одна из самых известных работ Гогена, написанная в бретонском городе Понт-Авене, «Видение после проповеди». В ней уже видны основные приемы художника: плоскостность, четкие контуры, яркие цвета, отсылки к японским гравюрам, некая архаичность и символические подтексты.
Стиль японских гравюр мы видим в стволе дерева, который по диагонали делит картину на две части, а также в локальных заливках, четком контуре, позах, борющихся ангела и Иакова, отсылающих к изображениям борцов сумо. Художник отображает простоту и живое воображение женщин, находящихся под впечатлением от проповеди, и демонстрирует их видение — как бы объединив реальность и бессознательное на одном холсте. В этом проявляется символизм, ярче обозначившийся в более позднем творчестве Гогена.
Архаичность же проявляется в отказе от передачи объема и линейной перспективы, а также в двух объединенных «ракурсах взгляда» на две части картины: на фигуры женщин мы смотрим немного снизу, а борющихся и окружающий их пейзаж видим уже сверху. Яркий цвет в работе не отображает действительность, а несет символическую и декоративную функции, насыщенный красный обрушивается на зрителя, добавляя драматизма изображаемой аллегории.
Эту картину некоторые исследователи считают живописным манифестом нового стиля — синтетизма. Некоторые исследователи считают Гогена основателем этой новой эстетики. Представители синтетического течения объединяли в своих работах собственные эмоции и их переживание, символизм и примитивизм — упрощение форм, чистые и яркие краски. Они создавали синтез видимого и воображаемых миров, основываясь на своих воспоминаниях, что во многом соотносится с принципами работы Гогена.
Гоген искал что-то настоящее, аутентичное, он жаждал возвращения к простоте и непосредственному переживанию мира. И, судя по всему, он нашел это на островах. После кратковременного возвращения во Францию, Гоген навсегда покидает родину и до конца жизни остается в Океании.
На Таити он создал множество красочных работ, изображающих природу и местных жителей. Гоген стремится создавать свою реальность. Он не писал с натуры, а пользовался памятью, накладывал свои личные впечатления на сюжет, преображал реальность своей творческой волей.
Во многих работах художника мы видим не только яркость красок, хотя цвет — это первое, что бросается в глаза, но и многослойные смыслы. В картине «Мы молимся тебе, Мария» изображена не просто местная жительница, в ней считывается образ Мадонны. Жительница Океании и религиозный символ наслаиваются друг на друга, создавая новые, более сложные и разноплановые смыслы.
А на полотне «Жена короля» таитянка предстает перед нами в позе классических Венер. В ней можно узнать Венеру Тициана или Олимпию Мане, но в тоже время изображение можно трактовать и как образ Евы у древа познания.
Таитянский период творчества Гогена — про слом временных, мифологических и пространственных границ между европейским миром и миром аборигенов, между реальностью, эзотерикой, религией и мистикой. Сплетение мифологий на разных уровнях заставляет почувствовать, что все границы условны.
Может Гоген и нашел свой «Рай» на Таити, но счастлив там он не был. Художник жил бедно, страдал от физических недугов и, возможно, депрессии. Он даже пытался покончить с собой, но попытка не увенчалась успехом. Еще пять лет после этого он продолжал работать и создал множество прекрасных произведений. Скончался художник на островах в возрасте 54 лет.
Картина «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?» — своеобразное завещание художника, созданное ещё до попытки самоубийства. Это наиболее яркий пример романтизма и символизма среди работ художника. Сам Гоген говорил, что в этой работе не нужно искать аллегорических смыслов, «духовное, высшее, то что составляет сущность произведения, состоит именно в том, что не выражено». Гоген предлагает нам читать между срок, использовать интуицию. В работе сплетаются предчувствия и воспоминания, тайны нашего происхождения и нашего будущего, некий цикл жизни.
К подобной теме Гоген обращался не раз. В работе «Сбор плодов» снова поднимаются вечные темы — жизни и смерти, начала и конца жизни. Срывание плодов с ветвей символизирует грехопадение, спящая собака— смерть, а её щенки — напротив, начало жизни. Фигуры трех женщин обозначают периоды жизни — юность, молодость и зрелость. Снова поднимается тема цикличности жизни. И снова Гоген использует предельно интенсивные цвета и простые очертания, без проработки свето-тени и перспективных построений, что впоследствии возьмут на вооружение фовисты.
Гоген оказал широчайшее влияние на современное искусство. В его творчестве лежат истоки трех течений: символизма, примитивизма и фовизма. Мастер отказался от натурализма, он писал природу, но вкладывал в нее абстрактные смыслы и символы, обращался к религиозной и мифологической символике, тотемизму и христианству, эзотерике и обычаям туземцев, при этом трактуя всё это по-своему.
В поиске простоты в жизни Гоген пришел к простоте и в искусстве. Примитивное искусство таитянцев, непосредственное, почти детское, подтолкнуло его к написанию работ в схожей манере. А объединив примитивный рисунок с ярким цветом, получилась техника клуазонизм: плоские пятна яркого цвета в темной окантовке, напоминающие витражи.
Гоген использовал поразительные цветовые гармонии, цвет важен для него также, как для Сезанна, но в другой плоскости. В цвете он ищет чистоты также, как в жизни, поэтому художнику важны интенсивность, насыщенность. Цвета в его работах контрастируют и гармонируют одновременно, в их яркости он и видит правду — ведь адекватно передать жар солнца или сочность фруктов невозможно, но можно к этому приблизиться. Пейзажи Гогена — не преувеличения, ведь в природе всё ещё ярче и богаче.
Влияние Гогена видно в творчестве таких мастеров, как Матисс и Дерен.
Матисс — ключевая фигура среди фовистов — берет цвет Гогена, яркий, насыщенный, чистый, и заставляет его играть по-новому.
Андре Дерен же — своеобразный «Гоген в пуантилизме», он также играет контрастными и гармоничными сочетаниями цветов, воплощая их в иной форме.
Примитивистские мотивы Гогена также видны в работах многих мастеров, например, в работах русской авангардистки — Натальи Гончаровой. В ее картинах, как и на полотнах Гогена, чувствуется незамутненность, простота жизни на природе, аутентичность.
Пикассо также попал под влияние великого постимпрессиониста и его интереса к примитивному искусству, не только в части живописи (хотя «Авиньонские девицы», положившие начало кубизму, также были созданы под влиянием творчества Гогена), но и в других видах искусства — в скульптуре, гравюре, керамике. На Пикассо, как и на других мастеров того времени, неизгладимое впечатление произвела ретроспективная выставка 1906 года, хотя сам испанец не всегда был готов это признать.
Уходя от частностей к целому хочется сказать, что творчество Гогена оказало влияние на всё современное искусство. И до сих пор художники, создавая свои работы, отсылаются к великому мастеру.
Если вам было интересно читать эту статью, приглашаю вас в мой Телеграм канал Скрипка Энгра. Там короткие посты об искусстве и интересные локации в Москве