Найти тему

Творческие поиски Поля Гогена и его вклад в развитие искусства

Поль Гоген — французский художник, один из ярчайших представителей постимпрессионизма. Он родился в Париже, но детство провел в Перу, на родине матери. В юности он несколько лет ходил по морям в качестве курсанта. Возможно, все эти впечатления — море, солнце, экзотическая природа — произвели неизгладимое впечатление на будущего мастера, что впоследствии отразиться в его судьбе и произведениях.

Вернувшись во Францию, Гоген стал биржевым маклером и начал брать частные уроки живописи. Ранний период в творчестве художника можно назвать импрессионистическим. Он не только понемногу писал сам, но и собирал работы художников. Со временем живопись полностью захватила Гогена, и он оставил работу. Средств к существованию оставалось все меньше, поэтому от художника ушла супруга, забрав с собой пятерых детей.

Гоген же продолжал искать свой стиль в живописи. Он жил в Бретани, где нашел понятную и приятную ему аутентичность и простоту, в его работах появилась определенность формы, материальность; затем он посетил остров Мартиника, после чего в его работах проявилось японское влияние, отсутствие теней, плоскостность; некоторое время художник жил у Ван Гога в Арле, что закончилось драматично. В итоге, Гоген, убежденный в том, что европейская цивилизация зашла в тупик, сделалась бездушной и развращенной, уезжает на Таити.

Но вернемся немного назад. Одна из самых известных работ Гогена, написанная в бретонском городе Понт-Авене, «Видение после проповеди». В ней уже видны основные приемы художника: плоскостность, четкие контуры, яркие цвета, отсылки к японским гравюрам, некая архаичность и символические подтексты.

Поль Гоген. «Видение после проповеди». 1888.
Поль Гоген. «Видение после проповеди». 1888.

Стиль японских гравюр мы видим в стволе дерева, который по диагонали делит картину на две части, а также в локальных заливках, четком контуре, позах, борющихся ангела и Иакова, отсылающих к изображениям борцов сумо. Художник отображает простоту и живое воображение женщин, находящихся под впечатлением от проповеди, и демонстрирует их видение — как бы объединив реальность и бессознательное на одном холсте. В этом проявляется символизм, ярче обозначившийся в более позднем творчестве Гогена.

Архаичность же проявляется в отказе от передачи объема и линейной перспективы, а также в двух объединенных «ракурсах взгляда» на две части картины: на фигуры женщин мы смотрим немного снизу, а борющихся и окружающий их пейзаж видим уже сверху. Яркий цвет в работе не отображает действительность, а несет символическую и декоративную функции, насыщенный красный обрушивается на зрителя, добавляя драматизма изображаемой аллегории.

Эту картину некоторые исследователи считают живописным манифестом нового стиля — синтетизма. Некоторые исследователи считают Гогена основателем этой новой эстетики. Представители синтетического течения объединяли в своих работах собственные эмоции и их переживание, символизм и примитивизм — упрощение форм, чистые и яркие краски. Они создавали синтез видимого и воображаемых миров, основываясь на своих воспоминаниях, что во многом соотносится с принципами работы Гогена.

Поль Гоген. Пейзаж у Ле Пульду. 1890 — эту работу Гогена также относят к синтетизму
Поль Гоген. Пейзаж у Ле Пульду. 1890 — эту работу Гогена также относят к синтетизму

Гоген искал что-то настоящее, аутентичное, он жаждал возвращения к простоте и непосредственному переживанию мира. И, судя по всему, он нашел это на островах. После кратковременного возвращения во Францию, Гоген навсегда покидает родину и до конца жизни остается в Океании.

На Таити он создал множество красочных работ, изображающих природу и местных жителей. Гоген стремится создавать свою реальность. Он не писал с натуры, а пользовался памятью, накладывал свои личные впечатления на сюжет, преображал реальность своей творческой волей.

Поль Гоген. Мы молимся тебе, Мария. 1891.
Поль Гоген. Мы молимся тебе, Мария. 1891.

Во многих работах художника мы видим не только яркость красок, хотя цвет — это первое, что бросается в глаза, но и многослойные смыслы. В картине «Мы молимся тебе, Мария» изображена не просто местная жительница, в ней считывается образ Мадонны. Жительница Океании и религиозный символ наслаиваются друг на друга, создавая новые, более сложные и разноплановые смыслы.

Поль Гоген. Жена короля. 1896.
Поль Гоген. Жена короля. 1896.

А на полотне «Жена короля» таитянка предстает перед нами в позе классических Венер. В ней можно узнать Венеру Тициана или Олимпию Мане, но в тоже время изображение можно трактовать и как образ Евы у древа познания.

Таитянский период творчества Гогена — про слом временных, мифологических и пространственных границ между европейским миром и миром аборигенов, между реальностью, эзотерикой, религией и мистикой. Сплетение мифологий на разных уровнях заставляет почувствовать, что все границы условны.

Поль Гоген. А, ты ревнуешь? 1892
Поль Гоген. А, ты ревнуешь? 1892

Может Гоген и нашел свой «Рай» на Таити, но счастлив там он не был. Художник жил бедно, страдал от физических недугов и, возможно, депрессии. Он даже пытался покончить с собой, но попытка не увенчалась успехом. Еще пять лет после этого он продолжал работать и создал множество прекрасных произведений. Скончался художник на островах в возрасте 54 лет.

Поль Гоген. Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем? 1897.
Поль Гоген. Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем? 1897.

Картина «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?» — своеобразное завещание художника, созданное ещё до попытки самоубийства. Это наиболее яркий пример романтизма и символизма среди работ художника. Сам Гоген говорил, что в этой работе не нужно искать аллегорических смыслов, «духовное, высшее, то что составляет сущность произведения, состоит именно в том, что не выражено». Гоген предлагает нам читать между срок, использовать интуицию. В работе сплетаются предчувствия и воспоминания, тайны нашего происхождения и нашего будущего, некий цикл жизни.

Поль Гоген. Сбор плодов. 1899.
Поль Гоген. Сбор плодов. 1899.

К подобной теме Гоген обращался не раз. В работе «Сбор плодов» снова поднимаются вечные темы — жизни и смерти, начала и конца жизни. Срывание плодов с ветвей символизирует грехопадение, спящая собака— смерть, а её щенки — напротив, начало жизни. Фигуры трех женщин обозначают периоды жизни — юность, молодость и зрелость. Снова поднимается тема цикличности жизни. И снова Гоген использует предельно интенсивные цвета и простые очертания, без проработки свето-тени и перспективных построений, что впоследствии возьмут на вооружение фовисты.

Поль Гоген. Женщина, держащая плод. 1893
Поль Гоген. Женщина, держащая плод. 1893

Гоген оказал широчайшее влияние на современное искусство. В его творчестве лежат истоки трех течений: символизма, примитивизма и фовизма. Мастер отказался от натурализма, он писал природу, но вкладывал в нее абстрактные смыслы и символы, обращался к религиозной и мифологической символике, тотемизму и христианству, эзотерике и обычаям туземцев, при этом трактуя всё это по-своему.

В поиске простоты в жизни Гоген пришел к простоте и в искусстве. Примитивное искусство таитянцев, непосредственное, почти детское, подтолкнуло его к написанию работ в схожей манере. А объединив примитивный рисунок с ярким цветом, получилась техника клуазонизм: плоские пятна яркого цвета в темной окантовке, напоминающие витражи.

Гоген использовал поразительные цветовые гармонии, цвет важен для него также, как для Сезанна, но в другой плоскости. В цвете он ищет чистоты также, как в жизни, поэтому художнику важны интенсивность, насыщенность. Цвета в его работах контрастируют и гармонируют одновременно, в их яркости он и видит правду — ведь адекватно передать жар солнца или сочность фруктов невозможно, но можно к этому приблизиться. Пейзажи Гогена — не преувеличения, ведь в природе всё ещё ярче и богаче.

Поль Гоген. Натюрморт с манго. 1893
Поль Гоген. Натюрморт с манго. 1893

Влияние Гогена видно в творчестве таких мастеров, как Матисс и Дерен.

Матисс — ключевая фигура среди фовистов — берет цвет Гогена, яркий, насыщенный, чистый, и заставляет его играть по-новому.

Анри Матисс. Красная комната. 1908.
Анри Матисс. Красная комната. 1908.

Андре Дерен же — своеобразный «Гоген в пуантилизме», он также играет контрастными и гармоничными сочетаниями цветов, воплощая их в иной форме.

Андре Дерен. Лодки в порту Коллиура. 1905.
Андре Дерен. Лодки в порту Коллиура. 1905.

Примитивистские мотивы Гогена также видны в работах многих мастеров, например, в работах русской авангардистки — Натальи Гончаровой. В ее картинах, как и на полотнах Гогена, чувствуется незамутненность, простота жизни на природе, аутентичность.

Наталия Гончарова. Крестьяне, собирающие яблоки. Ок. 1909.
Наталия Гончарова. Крестьяне, собирающие яблоки. Ок. 1909.

Пикассо также попал под влияние великого постимпрессиониста и его интереса к примитивному искусству, не только в части живописи (хотя «Авиньонские девицы», положившие начало кубизму, также были созданы под влиянием творчества Гогена), но и в других видах искусства — в скульптуре, гравюре, керамике. На Пикассо, как и на других мастеров того времени, неизгладимое впечатление произвела ретроспективная выставка 1906 года, хотя сам испанец не всегда был готов это признать.

Уходя от частностей к целому хочется сказать, что творчество Гогена оказало влияние на всё современное искусство. И до сих пор художники, создавая свои работы, отсылаются к великому мастеру.

Если вам было интересно читать эту статью, приглашаю вас в мой Телеграм канал Скрипка Энгра. Там короткие посты об искусстве и интересные локации в Москве