Найти в Дзене
Мороженые сказки

Как в детской сказке оказалась посланница мира мертвых? Совсем не русская Царевна-лягушка

Сложно представить более любимую российскими детьми волшебную сказку о царевне лягушке, превратившуюся в прекрасную Василису Премудрую.

Давным давно эту сказку занесли в сборники русских народных сказок, хотя это абсолютно не правильно
Давным давно эту сказку занесли в сборники русских народных сказок, хотя это абсолютно не правильно

Давным давно все ее воспринимают как исконно русскую народную сказку, однако эта сказочная история имеет древние и вовсе не русские корни, отсылая к древним грекам, а вернее скифским племенам, жившим в северном Причерноморье. Именно легенду, бытовавшую в древней Скифии о происхождении этого воинственного народа и записал древнегреческий историк Геродот.

Первый записал праобраз известной нам сказки древнегреческий историк Геродот. Фото из сети
Первый записал праобраз известной нам сказки древнегреческий историк Геродот. Фото из сети

Древнегреческие мифы, украденные у скифов

В поисках своих пропавших коней (по другой версии коров) в местности, называемой Гилеей, в одной из пещер Геракл нашел странное существо: наполовину прекрасную женщину, наполовину — ужасную змею (миф о Геракле и Ехидне). Незнакомка сказала, что это она украла его скот, но отдаст их только после того, как герой останется у нее в гостях и более того, женится на ней.

Геракл соглашается: ведь он давно был в пути, устал и истосковался по обществу женщин  (экий любитель экзотики))) и от этой связи на свет появляются его героические сыновья: Агафирс, Гелон и Скиф. Полуженщина - полузмея действительно выполнила обещание и вернула герою его животных.  Прощаясь с Гераклом, она спросила, как ей следует поступить с детьми, когда те вырастут: ведь только один из них сможет остаться в этих землях и станет их повелителем. 

В древнегреческом мифе Геракл становится мужем прекрасной женщины змеи со всеми вытекающими последствиями. Старинная гравюра
В древнегреческом мифе Геракл становится мужем прекрасной женщины змеи со всеми вытекающими последствиями. Старинная гравюра

Геракл не растерялся и ответил, что будущим царём этих земель будет тот из его сыновей, который натянет оставленный им лук, после чего умчал совершать  свои подвиги дальше. А загадочное существо женского пола, осталась в пещере вместе с детьми. Когда же те подросли, то, взяв лук, вышли в чистое поле и, натянув тетиву, выстреливают наугад. Победил в этом состязании Скиф, который и стал правительством тех мест, дав начало воинственному и могучему племени скифов.

Шумерские корни русской сказки 

Правда историки фольклористы называют сюжет вторичным и производят его от древнешумерской легенды о Лугальванде.  Шумерский царь Лугальванда, который тоже стал известен благодаря совершениям множества славных подвигов и богатому не славному потомству. Лугаль Ванда с шумерского переводится как Царевич Ванда (аналог русскому Ивану), который так же был замечен в связи с полу женщиной полузмеей, от которых у него появилось три сына, которые возмужав запускали стрелы из лука в небо.

Читая миф про Геракла и Езидну, мне почему- то вспомнился образ женщины демона с змеиными чертами и хвостом в исполнении Анжелины Джоли из фильма Белвульф. Кстати, сюжет тоже перекликается с мифом о Геракле, но имеет более поздние средневековые скандинавские корни
Читая миф про Геракла и Езидну, мне почему- то вспомнился образ женщины демона с змеиными чертами и хвостом в исполнении Анжелины Джоли из фильма Белвульф. Кстати, сюжет тоже перекликается с мифом о Геракле, но имеет более поздние средневековые скандинавские корни

Эту легенду подтверждает древняя месопотамская карта звёздного неба, составленная более четырёх тысяч лет назад. В ней в непосредственной близости друг от друга находятся созвездия Лук, Стрела, Лугаль и Змея, что косвенно указывает на связь шумерских мифов с историей о царевне-лягушке.

Кстати, в первоначальных версиях появившихся на Руси сказок о царевне лягушки Василиса Премудрая по очереди меняет облик, становясь то лягушкой, то жабой, то змеёй.  В версии великого русского собирателя сказок Афанасьева сохранились так же архаичные элементы славянского мифа: связь с Кощеем, которому Василиса Премудрая была родной дочерью, а не пленницей), ритуальные задачи (выпечка хлеба, изготовление ковра), мотив сожжения лягушачьей кожи, как этап инициации.

Образ женщины змеи с чертами лягушки есть и в шумерских мифах
Образ женщины змеи с чертами лягушки есть и в шумерских мифах

Связь между царевной лягушкой и полу женщиной полузмеей из древних мифов подтвердили археологические исследования, которые обнаружили  в скифских курганах с захоронениями знати женского пола изображения мифической женщины, в облике которой присутствуют черты не только змеи, но ещё и лягушки. 

Образ лягушки в фольклоре разных народов мира

Образ лягушки в мифологической картине разных народов сильно разнится от символа рождения до представительницы загробного царства и мира мертвых (осмысление вечного цикла рождения и умирания). Так

У китайцев лягушка считается лунным существом и считалось, что они с дождем падают на землю
У китайцев лягушка считается лунным существом и считалось, что они с дождем падают на землю

  • В Древнем Египте были убеждены в том, что лягушки олицетворяли плодородие, силу, рождённую в слабости, новую жизнь и изобилие.
  • В китайском фольклоре лягушка относилась к стихии "Инь" и являлась лунным существом. Китайцы называли лягушек небесными цыплятами и считали, что они с дождем падают на землю.
  • Греко-римская мифология говорит нам о лягушачьем распутстве😈
  • В славянской мифологии лягушка ассоциировалась с плодородием, деторождением, влагой, дождем. Она - хранительница речек, озер, колодцев, владычица воды.
  • В христианстве лягушек было же принято относить к греху, пренебрежению, жадности и наслаждению мирскими удовольствиями.
  • В фольклоре соседней с Россией Армении в образе лягушки фигурирует хтоническое темное божество подземного мира, культ которого был связан с силой земли. Она ассоциировалась с идеей бесконечного цикличного рождения и умирания из-за своих биологических циклов появления и исчезновения.

Связь Василисы Премудрой с загробным миром 

Царевна лягушка несмотря на свою красоту по многим признакам относится к обитательницам загробного мира. А вы бы хотели с такой встретится?
Царевна лягушка несмотря на свою красоту по многим признакам относится к обитательницам загробного мира. А вы бы хотели с такой встретится?

То, что Василиса Премудрая в образе царевны лягушки выходец из загробного мира  подчеркивается несколькими важными деталями: тем, что она в первоначальных версиях сказано является дочерью Кощея Бессмертного. Прообраз этого сказочного злодея многие фольклористы связывают как раз с образом славянского божества зимы, холода и смерти  Карачуна, о котором подробно рассказывала в отдельном материале.

На связь с умершими предками, обитателями загробного мира, указывает совсем не детская мудрость царевны, о возрасте которой в сказке тактично умалчивается, что тоже косвенно является отсылкой к ее божественному происхождению и вовсе не юному возрасту. В этом случае образ лягушки выступает как носитель скрытой божественной сущности (мудрости) и перекликается  с сюжетами мифов народов Африки, Австралии и Азии.

Так фольклоре народов Юго-восточной Азии (Бирма) так же присутствует миф о мудрой лягушке
Так фольклоре народов Юго-восточной Азии (Бирма) так же присутствует миф о мудрой лягушке

На пребывание Василисы Премудрой, лишенной лягушачьей кожи, в загробном мире указывает еще ряд фактов: отправление Ивана царевича за  за тридевять земель в тридевятое царство, что в архаичной формулировке олицетворяет загробный мир; встреча  главного героя с Бабой-Ягой, охранницей границы между миром мертвых и миром живых, а так же ритуалы в избушке старушки - все отсылает к переходу в иное состояние и погружение в мир упокоившихся. Об этом подробно я рассказывала в статье об Исключительной архаике образа Бабы-Яги и ее связи с загробным царством.

Попадая к бабе Яге, Иван царевич проходит обряд инициации и сражается с олицетворением самой смерти, чтобы вызволить любимую из загробного царства. Подобный сюжет, вплетенный в первоначальный замысел сказки, так же не нов и имеет аналогии в той же древней Греции. Так сладкоголосый певец древнегреческих легенд Орфей отправляется в царство Аида за своей Эвридикой. Кстати, в мифе тоже присутствует змея, отправившая девушку на тот свет. Не находите аналогий🤔?

Скорее всего, сюжет Царевны лягушки отражает обряд инициации древнего подростка, превращения его во взрослого мужчину со всеми вытекающими последствиями. Итогом подобного нелегкого действа становился выбор спутницы и жены в трактовке многих народов в том числе и славян, являющейся в образе невесты с потустороннего мира, о чем я подробно рассказывала в отдельном материале не так давно

Орфей и Эвридика
Орфей и Эвридика

На этом у меня все, раскланялась и убежала. Делитесь в комментариях, как вы считаете, кем на самом деле была прародительница царевны лягушки из, как выяснилось, вовсе не русской сказки, имевшей поначалу совсем не детский характер 😈

Всегда ваша Морозова❤️‍🩹