Сложно представить более любимую российскими детьми волшебную сказку о царевне лягушке, превратившуюся в прекрасную Василису Премудрую.
Давным давно все ее воспринимают как исконно русскую народную сказку, однако эта сказочная история имеет древние и вовсе не русские корни, отсылая к древним грекам, а вернее скифским племенам, жившим в северном Причерноморье. Именно легенду, бытовавшую в древней Скифии о происхождении этого воинственного народа и записал древнегреческий историк Геродот.
Древнегреческие мифы, украденные у скифов
В поисках своих пропавших коней (по другой версии коров) в местности, называемой Гилеей, в одной из пещер Геракл нашел странное существо: наполовину прекрасную женщину, наполовину — ужасную змею (миф о Геракле и Ехидне). Незнакомка сказала, что это она украла его скот, но отдаст их только после того, как герой останется у нее в гостях и более того, женится на ней.
Геракл соглашается: ведь он давно был в пути, устал и истосковался по обществу женщин (экий любитель экзотики))) и от этой связи на свет появляются его героические сыновья: Агафирс, Гелон и Скиф. Полуженщина - полузмея действительно выполнила обещание и вернула герою его животных. Прощаясь с Гераклом, она спросила, как ей следует поступить с детьми, когда те вырастут: ведь только один из них сможет остаться в этих землях и станет их повелителем.
Геракл не растерялся и ответил, что будущим царём этих земель будет тот из его сыновей, который натянет оставленный им лук, после чего умчал совершать свои подвиги дальше. А загадочное существо женского пола, осталась в пещере вместе с детьми. Когда же те подросли, то, взяв лук, вышли в чистое поле и, натянув тетиву, выстреливают наугад. Победил в этом состязании Скиф, который и стал правительством тех мест, дав начало воинственному и могучему племени скифов.
Шумерские корни русской сказки
Правда историки фольклористы называют сюжет вторичным и производят его от древнешумерской легенды о Лугальванде. Шумерский царь Лугальванда, который тоже стал известен благодаря совершениям множества славных подвигов и богатому не славному потомству. Лугаль Ванда с шумерского переводится как Царевич Ванда (аналог русскому Ивану), который так же был замечен в связи с полу женщиной полузмеей, от которых у него появилось три сына, которые возмужав запускали стрелы из лука в небо.
Эту легенду подтверждает древняя месопотамская карта звёздного неба, составленная более четырёх тысяч лет назад. В ней в непосредственной близости друг от друга находятся созвездия Лук, Стрела, Лугаль и Змея, что косвенно указывает на связь шумерских мифов с историей о царевне-лягушке.
Кстати, в первоначальных версиях появившихся на Руси сказок о царевне лягушки Василиса Премудрая по очереди меняет облик, становясь то лягушкой, то жабой, то змеёй. В версии великого русского собирателя сказок Афанасьева сохранились так же архаичные элементы славянского мифа: связь с Кощеем, которому Василиса Премудрая была родной дочерью, а не пленницей), ритуальные задачи (выпечка хлеба, изготовление ковра), мотив сожжения лягушачьей кожи, как этап инициации.
Связь между царевной лягушкой и полу женщиной полузмеей из древних мифов подтвердили археологические исследования, которые обнаружили в скифских курганах с захоронениями знати женского пола изображения мифической женщины, в облике которой присутствуют черты не только змеи, но ещё и лягушки.
Образ лягушки в фольклоре разных народов мира
Образ лягушки в мифологической картине разных народов сильно разнится от символа рождения до представительницы загробного царства и мира мертвых (осмысление вечного цикла рождения и умирания). Так
- В Древнем Египте были убеждены в том, что лягушки олицетворяли плодородие, силу, рождённую в слабости, новую жизнь и изобилие.
- В китайском фольклоре лягушка относилась к стихии "Инь" и являлась лунным существом. Китайцы называли лягушек небесными цыплятами и считали, что они с дождем падают на землю.
- Греко-римская мифология говорит нам о лягушачьем распутстве😈
- В славянской мифологии лягушка ассоциировалась с плодородием, деторождением, влагой, дождем. Она - хранительница речек, озер, колодцев, владычица воды.
- В христианстве лягушек было же принято относить к греху, пренебрежению, жадности и наслаждению мирскими удовольствиями.
- В фольклоре соседней с Россией Армении в образе лягушки фигурирует хтоническое темное божество подземного мира, культ которого был связан с силой земли. Она ассоциировалась с идеей бесконечного цикличного рождения и умирания из-за своих биологических циклов появления и исчезновения.
Связь Василисы Премудрой с загробным миром
То, что Василиса Премудрая в образе царевны лягушки выходец из загробного мира подчеркивается несколькими важными деталями: тем, что она в первоначальных версиях сказано является дочерью Кощея Бессмертного. Прообраз этого сказочного злодея многие фольклористы связывают как раз с образом славянского божества зимы, холода и смерти Карачуна, о котором подробно рассказывала в отдельном материале.
На связь с умершими предками, обитателями загробного мира, указывает совсем не детская мудрость царевны, о возрасте которой в сказке тактично умалчивается, что тоже косвенно является отсылкой к ее божественному происхождению и вовсе не юному возрасту. В этом случае образ лягушки выступает как носитель скрытой божественной сущности (мудрости) и перекликается с сюжетами мифов народов Африки, Австралии и Азии.
На пребывание Василисы Премудрой, лишенной лягушачьей кожи, в загробном мире указывает еще ряд фактов: отправление Ивана царевича за за тридевять земель в тридевятое царство, что в архаичной формулировке олицетворяет загробный мир; встреча главного героя с Бабой-Ягой, охранницей границы между миром мертвых и миром живых, а так же ритуалы в избушке старушки - все отсылает к переходу в иное состояние и погружение в мир упокоившихся. Об этом подробно я рассказывала в статье об Исключительной архаике образа Бабы-Яги и ее связи с загробным царством.
Попадая к бабе Яге, Иван царевич проходит обряд инициации и сражается с олицетворением самой смерти, чтобы вызволить любимую из загробного царства. Подобный сюжет, вплетенный в первоначальный замысел сказки, так же не нов и имеет аналогии в той же древней Греции. Так сладкоголосый певец древнегреческих легенд Орфей отправляется в царство Аида за своей Эвридикой. Кстати, в мифе тоже присутствует змея, отправившая девушку на тот свет. Не находите аналогий🤔?
Скорее всего, сюжет Царевны лягушки отражает обряд инициации древнего подростка, превращения его во взрослого мужчину со всеми вытекающими последствиями. Итогом подобного нелегкого действа становился выбор спутницы и жены в трактовке многих народов в том числе и славян, являющейся в образе невесты с потустороннего мира, о чем я подробно рассказывала в отдельном материале не так давно
На этом у меня все, раскланялась и убежала. Делитесь в комментариях, как вы считаете, кем на самом деле была прародительница царевны лягушки из, как выяснилось, вовсе не русской сказки, имевшей поначалу совсем не детский характер 😈
Всегда ваша Морозова❤️🩹