В июне 1947 года на пороге Рязанского музея возник интересный посетитель. Назвавшись колхозником Гавриловым, он развернул тряпицу и глазам музейных сотрудников открылся клад древних украшений и монет. По словам находчика, эти ценности были обнаружены вместе с фрагментами глиняного сосуда недалеко от села Гавердово Рязанского района.
На канале мы регулярно публикуем истории о кладах древней Рязанской земли. Широко известны сокровища Старой Рязани, спрятанные жителями накануне штурма крепости ордами Батыя зимой 1237 года.
Но не менее интересны драгоценные находки, не связанные с первой столицей Рязанского княжества. Каждый клад имеет свои загадки, которые пытаются разгадать археологи, за каждым стоит история (зачастую трагическая) человека, его схоронившего.
Таким является Исадский клад, найденный совсем недавно, в 2021 году.
Или история обнаружения в 1673 году Кутуковского клада, повлекшая за собой целое расследование сыскной комиссии.
Своя история и у Гавердовского клада.
Место находки
Для обследования Окского берега в Гавердово немедленно отправились археологи. Клад был открыт на краю высокого мыса древней береговой окской террасы. В прошлом это место использовалось человеком для поселения. Крутые склоны ответвлений глубокого оврага, охватывающего мыс с двух сторон, сильно оплывший земляной вал и заросший ров, отделяющие его от наполья, свидетельствовали о существовании здесь древнего укрепленного поселка.
Это подтвердило и исследование культурного слоя. Он содержал скопления угля, отдельные кости домашних животных и фрагменты гладкостенной керамики.
Следует отметить, что окрестности села Гавердово, расположенного на берегу Оки между современной и Старой Рязанью, исключительно интересны в археологическом отношении. В разное время здесь были обнаружены неолитические стоянки, городища и могильники эпохи раннего железа и древнеславянские селища.
Около современных сел Гавердово и Вышгород существовал древний город Ожск, уничтоженный в 1237 году полчищами Батыя вместе со столицей Рязанского княжества.
Однако, как выяснилось позже, Гавердовский клад в Ожску отношения не имел.
Состав клада
7 предметов украшений:
Браслет, изготовленный из тонкой широкой пластины низкокачественного серебра и орнаментированный с лицевой стороны.
Три серебряных перстня - литых массивных с орнаментированными кольцами и со щитками. У двух перстней на поверхности щитков вырезаны углубленные изображения орнаментального характера. Эти перстни употреблялись как печати.
Две совершенно одинаковые подвески в форме колец отлиты из серебра и позолочены. Один из нисходящих концов каждой изображен в виде стилизованной головы змеи, а остальная часть кольца передает длинное змеиное тело.
Серебряная позолоченная серьга с подвесками.
Куньи мордки
Нумизматическая часть клада включала серебряные монеты, три из них татарские (ханов Золотой Орды Джанибека и Тохтамыша) и 160 монет Рязанского княжества. Среди рязанских монет Гавердовского клада нет ни одной с русской надписью, точно указывающей датировку и принадлежность.
В основном, это грубые подражания монетам Золотой Орды времени Тохтамыша, имеющие на одной стороне традиционную надчеканку в виде морды зверя с большим носом и ярко выраженными глазами. Это знаменитые рязанские "куньи мордки".
Для определения хронологии Гавердовского клада важнейшей является именно его нумизматическая часть. Отсутствие именных монет князя Ивана Фёдоровича, сравнительно часто встречающихся в рязанских кладах, а также монет времени Василия Ивановича позволило археологам сделать вывод о том, что клад был собран и спрятан в начале 15 века.
Скорее всего, он попал в землю в связи с очередным татарским набегом на Рязань в период княжения сына Великого князя Олега Ивановича Рязанского - Фёдора.
Сложить в горшок и закопать
Летописи тех тревожных лет пестрят скупыми и оттого еще более страшными записями: "Приходиша татарове на Рязанские украйны и много зла сотвориша и отъидоша с полоном".
К сожалению, хозяину Гавердовского клада не суждено было вернуться за своими ценностями. Земля отдала это сокровище только спустя пять столетий.
Интересно также, что в 1918 году в наш музей был доставлен найденный на Окском берегу недалеко от Рязани клад монет, совершенно синхронных нумизматическому материалу Гавердовского клада. Он также состоял исключительно из рязанских монет времен Фёдора Ольговича в виде подражаний монетам Тохтамыша. Можно предположить, что вместе с Гавердовским кладом он является свидетелем одного из грозных событий, пережитых Рязанской землей в начале 15 века.