Говоря о Домах Советов – тех, в которых после переноса столицы из Петрограда обратно в Москву поселилась партийная советская элита, обычно называют пять или шесть адресов. О четырех из них я уже писал, ссылки на те статьи приведу в конце, чтобы не отвлекать сейчас.
Этот же дом на Манежной улице, хотя официально таковым не называется, по сути, свободно может им наименоваться.
Его можно охарактеризовать и как дом в стиле барокко, и обнаружить ампирные отголоски. Специалисты говорят о нем как о «классицизированной эклектике». И от классицизма здесь на самом деле довольно много.
По центру – ампирный портик из восьми трехчертвертных колонн, правда, определить ордерную принадлежность затруднительно, где-то посередине между коринфским и ионическим. А сам фасад центральным широким ризалитом отчетливо разделен на три части. По центру вместо традиционного фронтона – массивный аттик, боковые части увенчаны куполами в лучших традициях барокко, а под куполами – эркеры с балконами, окруженными точно такими же, как и по центру, колоннами.
(7 фото)
Его построили вскоре после победы над Наполеоном, в 1824 году. Кто стал автором этого роскошества, к сожалению, неизвестно. Да и выглядел дом в момент своего рождения, конечно, совсем не так, как сегодня, а…
…Ближе к традиционному, привычному нам классицизму
Кроме того, был он изначально ниже, имея всего лишь два этажа.
Первым его владельцем сделался граф Александр Степанович Талызин, крестник Александра Васильевича Суворова, уездный предводитель Бронницкого дворянства и известный благотворитель, член Комитета о просящих милостыню и попечитель Матросской богадельни.
Знамениты были и его прадед, фельдмаршал Степан Федорович Апраксин, герой Семилетней войны, и дед Александр Федорович Талызин – тот самый, что одолжил свой мундир капитана лейб-гвардии Семеновского полка императрице Екатерине Второй, когда она решила самолично повести войска на Петергоф во время дворцового переворота в июне 1762 года.
Граф прожил в том доме до 1858 года, его супруга Ольга Николаевна, урожденная Зубова – внучка Александра Суворова – пережила мужа на два года. А особняк в 1870-е годы достался генерал-лейтенанту, командующему войсками Московского военного округа Александру Захаровичу Егорову с женой Дарьей Устиновной.
А их внук Александр Сергеевич Егоров в 1904 году…
…Заказал перестройку особняка, превратив его в доходный дом
Для произведения работ он пригласил архитектора Игнатия Павловича Залесского, так славно потрудившегося при строительстве корпусов Второй Градской больницы с больничным храмом в честь Знаменской иконы Божией Матери.
Он надстроил дом до четырех этажей и оформил его в духе эклектики, привнеся в ампирную постройку барочные изыски.
(3 фото)
А особого переплетения ажурные ограждения разнокалиберных балкончиков, как говорят, и вовсе одна из визитных карточек Залесского.
(5 фото)
К сожалению, ничего о дореволюционных обитателях доходного дома не известно. Зато после Октябрьской революции здесь…
…Поселилось много знаменитостей того времени, руководителей и служащих партаппарата
В их числе были близкий друг Генриха Ягоды, комсомольский вожак Леопольд Леонидович Авербах, который, являясь редактором журнала «На литературном посту», стал булгаковским прототипом председателя МАССОЛИТа Берлиоза; известнейшая женщина-революционер, подруга и платоническая любовь Ленина Инесса Арманд с дочерью, художницей Варварой Александровной, Лев Борисович Каменев (в миру Розенфельд).
Кстати, Каменева здесь посещал Осип Мандельштам, когда искал у того поддержки и защиты от Якова Блумкина.
«Столкновение Осипа с Блюмкиным произошло в каком-то особняке. Там во время происходившей попойки многие опьянели, в том числе и Блюмкин. Он вынул из кармана кожаной куртки пачку ордеров и начал их заполнять, громко поясняя, что он делает. Оказывается, это ордера-приговоры на расстрел. Осип подбежал к Блюмкину, выхватил у него ордера и разорвал их. И потом, едва успев одеться, исчез из этого дома.
Рано утром Осип явился к Каменевой и взволнованно информировал ее о случившемся. Каменева повела Мандельштама к самому Дзержинскому, который, выслушав брата, поблагодарил его за мужественный поступок»
(Воспоминания Евгения Эмильевича Мандельштама, младшего брата Осипа)
А на четвертом этаже, в квартире №13 поселилась Анна Ильинична Ульянова-Елизарова, старшая сестра Владимира Ильича, с мужем Марком Тимофеевичем Елизаровым, партийным и государственным деятелем. В 1927 году Александра Ильинична уже одна, без скончавшегося в 1919-м мужа, переехала в одиннадцатую квартиру.
В 1980-х здесь даже был устроен мемориальный музей-квартира в память о ней.
Дом этот оставался жилым до 1990-х. Общеизвестно, что в нем жили актеры театра и кино Валентин Иосифович Гафт и Юрий Георгиевич Богатырев. Правда, в их честь тут никаких мемориальных досок не установлено.
- А вот обещанные в начале заметки статьи о других Домах Советов в Москве.
1-й Дом Советов – гостиница Националь
2-й Дом Советов – гостиница Метрополь
4-й Дом Советов – гостиница Петергоф
5-й Дом Советов – дом в Романовом переулке
Еще об одном Доме я планирую написать немного позднее. Как говорится, не переключайтесь!
* * *
Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал до конца.
Если статья вам понравилась и вы хотите отблагодарить автора делом, это можно сделать, нажав на кнопку «Поддержать» ниже.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!