Недавно я писала про ложное чувство экономии на привычных мелочах, а сейчас хотелось бы поговорить с вами об так называемом эффекте упущенной выгоды (FOMO)
Это чувство, что если вы сейчас не купите - то завтра уже купите дороже, очень многих заставляет открывать кошельки и тратить деньги вроде бы на нужные траты (например, дешевые продукты из Светофора или покупка 18 пачек сливочного масла, как пример)
Это же чувство играет в нас, когда мы видим желтые ценники с акциями - только сегодня, срочная распродажа, второй экземпляр товара - бесплатно. Слава богу, народ к ним привык и уже не так ведется на эту рекламную ересь - потому что такую игру подхватили все магазины и такая конкуренция за клиента просто фактически уничтожила этот вид продаж как способ (иронично)
Поэтому сейчас многие магазины начинают действовать немного по другому:
Персональные скидки, промокоды и бонусы за покупки.
Вначале разберем бонусы - выгодно ли это магазинам? Да. Не все знают про бонусы, не все пользуются картами магазина, очень редко кто приходит в магазин и дисциплинировано покупает только то, за чем пришел. Низкая закупочная цена поставщиков. Сдача в аренду информационного поля. Да там куча выгод, для владельцев таких сетевых гигантов, поверьте, они бесплатно ничего для вас делать не будут, даже ремонт своих помещений - все для прибыли и увеличения продаж.
Приведу вам два примера, как работают маркетологи.
Те, кто этим интересуется, наверняка это знает, но все же примеры я приведу.
Многие знакомы с образом Че Гевары, думаю.
Всю жизнь он боролся с капитализмом, был убежденным сторонником марксистких идей, коммунист (наверное в душе и анархист, если смотреть на его жизнь) , но вот вам парадокс коммерциализации:
Сам Че называл капитализм «зверем», но его лицо принесло бизнесу сотни миллионов долларов. Как отметил маркетолог Алексей Муразанов, «образ Че — это свобода от всего, даже от его собственных идей» .
Самый продаваемый образ Че принес огромную прибыль корпорациям, дочери фотографа, который сфотографировал его в известном всему миру берете, и остальным. (Кстати, семья Че Гевары проигрывает суды за право бесплатного использования его изображения - полнейший абсурд)
И вторая очень интересная история для нас, дамы
Еще сто лет назад, никто из женщин не брил ни подмышки, ни ноги, ни остальные части тела (с удивлением узнала, что некоторые женщины удаляют еще волосы и на руках)
Это было нормой. Ну, волосы и волосы, в чем проблема, мы же люди, волосы есть у всех. Небольшой пушок над губой красавиц воспевали в стихах влюбленные поэты.
Но тут появилась фирма Жилетт. Та, которая с бритвами. И стала продавать бритвы населению. Кому? Понятно, что изначально их товар был ориентрирован на мужскую часть аудитории. Но мужчин мало, а бритв много, и денег хочется тоже много. Как быть?
И вот запущена социальная, официальная реклама улыбающейся красотки/домохозяйки/актрисы с поднятыми руками, и о чудо - у нее нет волос в области подмышек. Почему? А вот потому что она бреется только бритвой жилетт, ясно? А ты, со своими волосатыми подмышками - уже прошлый век (кстати, ничего не имею против бритья, это личный выбор каждого из нас, пример просто показать, как индустрия и внешнее влияние рекламы меняет сознание людей и культурное восприятие)
Поэтому, если ты хочешь быть такой же красивой - пожалуйста, вот купи эту бритву и все.
Понимаете, один рекламный ход и теперь в обществе небритые подмышки - уже не норма. Кстати, это не единственные случаи, просто первые пришедшие в голову мне.
Так, теперь переходим к скидкам и промокодам. Здесь есть нюанс. Если вы знаете точно, сколько стоит товар - и цена с промокодом на него действительно дешевле чем обычно - покупайте. Первые промокоды - обычно от магазинов идут 15-50% - тоже можно купить, но только те товары, цену на которую вы знаете, и точно были уверены, что это действительно дешевле.
Теперь лично мой опыт по кешбекам и промокодам
В прошлом году я активно использовала кешбеки, акции и скидки с промокодами. Казалось очень выгодно - средний кешбек в месяц 5000-7000р из ниоткуда. Но при подбивании годового подсчета по всем тратам - оказалось что нет.
Потому что многие путают и относят кешбеки к категории доход. Это не так. Это именно кешбек - возврат некоторых средств за потраченные деньги (но безусловно приятно)
Проанализировав траты, выяснила, что очень много было покупок специально под промокод - т.е мне надо условно рис и молоко. И все это без промокода стоит, ну пусть будет, 130р. Но тут приходит промокод на 30% при покупке от 1500р. Скидка 450рубчиков - отличная штука. И начинается подгонка под сумму. Что не портится в корзину, так скидка же - можно еще и это купить. Вроде выгодно - но тут есть один нюанс. Вместо 130р вы потратили 1050р. Вот с этой точки зрения экономии уже нет! Можно долго спорить, что продукты или бытовые расходники вы бы все равно купили, но. Это расход. 450р скидки промокодом - не доход. Вместо 130р вы купили на сумму, почти в десять раз превышающую сумму того, что действительно вам нужно.
Да и по опыту и наблюдению замечаю, что многие тратят такие бонусы/баллы на приятное и часто ненужное для себя - а не берут на них действительно нужные вещи.
Поэтому я кардинально сейчас пересмотрела траты. Никаких покупок со скидками - иногда в других магазинах товары этой же категории дешевле без всяких скидок.
Вот вам свежий пример: яйца, которые я всегда брала в Дикси категории С1 стоят со скидкой 89р, а если это еще и любимый продукт - то 69р. Яйца в КБ этой же категории стоят то 29р, то 38р - цена там хоть и прыгает, но вдвое дешевле. Кстати, яйца нормальные.
Никаких покупок сладостей и конфет в Светофоре - большую часть я просто выбросила. Какая сомнительная экономия. Еще хочу добавить - не стоит покупать много быстропортящихся продуктов, которые легко впитывают запахи. Сливочное масло, творог например. Магазинов много и вы всегда можете найти их хоть в одном магазине, но со скидкой. Лучше же все таки есть свежее. И помним принцип наших бабушек и родителей - купил запас, съел его, купил новый.
FOMO (синдром упущенных возможностей или выгоды) сейчас активно продвигается везде для продаж. Вы видите скидку, считаете, что дешево купили, но в итоге вы тратите больше. Это наша психология - боязнь упустить шанс.
И вот тут мы подходим к самому интересному – к нашей собственной голове. Потому что FOMO – это не про магазины, это про нас. Про нашу древнюю лимбическую систему, которая вопит: чего ты стоишь, дуpaчок? Вон же какая выгода пропадает. Бери, больше бери, завтра уже не будет.
И маркетологи этим мастерски играют.
Следующая ловушка для мозга и самолюбия:
Персональные скидки.
О, это гениально! Это уже не просто желтый ценник для всех – это личный твой желтый ценник. Прямо в приложении.
"Дорогая Мария Ивановна, специально для ВАС! Только СЕГОДНЯ! Ваш персональный промокод на 40% на категорию "Кофе и сладости"!". И сердце ёкает. Ведь это же ПЕРСОНАЛЬНО! Значит, я особенная? Значит, это СУПЕР-выгодно? Значит, если не куплю сейчас – упущу ЭТУ уникальную выгоду, предназначенную лично мне?
Ну и еще про бонусы. Как же сладко звучит: "Ваши накопленные бонусы: 1500 рублей!". Кажется, что это почти дармовые деньги. Ха! Дармовые? Это наши кровные деньги, которые мы уже оставили в этом магазине, просто вам милостиво разрешили часть их "условно" вернуть, да и то – только если потратишь ЕЩЕ. Бонусы горят? Еще один гениальный ход! Создается искусственный дефицит времени. "Быстрее, трать свои виртуальные рубли, а то исчезнут!" И вот ты уже несешься в магазин не за хлебом и молоком, а за тем, на что хватит бонусов. Часто – за ерундой.
И знаете, что самое коварное? Эти системы учатся. Собирают данные. Видят, что ты купила в прошлый раз по промокоду на кофе. Значит, ты кофеман? Отлично! Теперь тебе будут сыпаться персональные предложения на дорогие капсулы и печенье к кофе. Видят, что ты реагируешь на скидки на бытовую химию – готовь волну промокодов на чистящие средства, которые тебе не нужны в таких объемах. Это не забота – это тонкая настройка твоего FOMO.
Всегда помните, что FOMO – враг №1 кошелька.
Всегда говорите себе перед покупкой- А мне ЭТО реально нужно ПРЯМО СЕЙЧАС? Или меня просто дразнят скидкой? Что будет, если я сейчас не куплю это? (Спойлер - в 80% случаев вы купите это же самое по той же цене или может и ниже)
Всегда помните что ваша Персональная скидка – не подарок от магазина, а стимул, чтобы вы потратили больше. Ценится только тогда, когда падает НА ТО, что ты и так планировала купить, по цене НИЖЕ рыночной. Все остальное – полная ерунда.
Всегда думайте, что бонусы/кешбек – это НЕ доход.
Это жалкие крохи с барского стола, которые вы получаете, только потратив в разы больше. Считайте реальную экономию от чека, а не радуйтесь возврату 10% от суммы, которую без скидки вы бы никогда не потратили. Сравнивайте суммы планируемых трат и трат при покупке с кешбеком/промокодом и прочим. Не надо обманывать себя тем, что вы покупаете все в запас. Увы, но вы тратите деньги.
Знайте цены на часто покупаемые товары в разных местах. Скидка в одном магазине может оказаться обычной ценой в другом, без всяких промокодных плясок.
Подгон под сумму – всегда дорога в никуда.
Нужен рис и молоко на 130р, а промокод срабатывает от 1500р? Это не твоя экономия. Это магазин только что заставил тебя потратить лишние 1050р. Скорее всего, на то, что испортится или будет пылиться. Мое жесткое правило: корзина формируется ДО просмотра акций и промокодов. Акция – приятный бонус только если попадает в твой реальный список. Кстати, реально уменьшило сумму покупок и увеличило число присылаемых промокодов, например магнит присла мне недавно промокод вначале на 40%, потом на 45%, и наконец на 50%. Я купила наполнитель и бумажные полотенца за полцены. Полотенца вышли по 36р за упаковку.
Принцип – купил – израсходовал – купил снова - святое. Никаких 18 пачек масла "пока дешево". Дешевле выйдет выкинуть половину. Исключение – реально длительного хранения (крупы, сахар, консервы) и ТОЛЬКО если цена действительно уникально низкая, а не "акционная" маркетинговая. И если есть где хранить, и вы потом это точно докупать не будете.
Сейчас весь мир меняется настолько быстро, что моргнул - и вот уже вместо дисков с фильмами флешки, еще раз моргнул - упс, твой телефон мощнее, чем твой первый очень дорогой компьютер. И маркетинг тоже не дремлет. FOMO – его главное оружие. Персональные скидки и бонусы – лишь новые, более хитрые обертки для старой доброй манипуляции. Настоящая экономия начинается не с желтых ценников или персональных промокодов, а с холодного расчета, знания цен и железной дисциплины против этого внутреннего вопля - мы потратим потом больше! Помните, самые дорогие покупки – это ненужные покупки, даже со скидкой 90%.
Ниже можно почитать еще статьи
Ну и фото свинки для красивого оформления🙂
Приятного и разумного ведения хозяйства🌚