Найти в Дзене
Мама, я стану врачом!

Принудить, обязать и закрепить вместо мотивировать

Оглавление
Фото freepik
Фото freepik

17 июля истекает срок публичного обсуждения законопроекта Минздрава РФ о «закреплении» молодых специалистов в здравоохранении. Обсуждаем, что с ним не так.

Кнуты без пряников

20 июня на портале regulation.gov.ru был размещен третий вариант проекта Минздрава РФ о «закреплении» молодых специалистов в здравоохранении. Предыдущие два, по оценке юристов и представителей профсоюзов, не стыковались с нормами Конституции, Трудового кодекса, гражданского, административного и уголовного законодательства.

Новая версия предлагает внести весьма спорные изменения в Федеральные законы «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и «Об образовании в РФ»:

- о трехлетнем «периоде наставничества» как условии допуска к периодической аккредитации;
- об обязании студентов медицинских и фармацевтических специальностей, поступивших в вузы по общему бюджетному конкурсу, заключать целевые договоры под угрозой отчисления или перевода на платное место.

Основанием для разработки проекта его авторы указали постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 03.04.2025 № 8141-8ГД «Об информации о кадровом обеспечении медицинских и образовательных организаций». В этом документе много здравых рекомендаций, например

- проработать вопрос расширении мер поддержки целевиков в период их обучения и при трудоустройстве, об увеличении финансирования программ «Земский доктор» и «Земский фельдшер»;
- принять меры, направленные на повышение уровня социальных и трудовых гарантий медицинских работников, создание благоприятных условий для осуществления медицинской деятельности, на поддержку молодых специалистов и их семей, а также меры по обеспечению жильем медицинских работников, в том числе проработать вопрос о реализации льготного ипотечного кредитования с определением единой процентной ставки.

Но Минздрав, исполняя постановление Госдумы, решил не стряпать пряники для мотивирования медиков, а с воодушевлением озаботился расширением ассортимента кнутов для молодых специалистов. Закономерно, что на сегодня подготовленный им проект получил 10 лайков и 2243 дизлайка:

Скриншот страницы портала regulation.gov.ru
Скриншот страницы портала regulation.gov.ru

Проект с зарядом «минус»

Мы собрали все претензии к проекту участников его обсуждения в СМИ, социальных сетях и профессиональном сообществе. Перечень получился довольно пространный.

1. Введение «периода наставничества» как условия допуска к периодической аккредитации

а) не решает проблему ухода выпускников медвузов из профессии. Тот, кто не планирует работать по специальности, получив диплом, не проходит первичную аккредитацию;

б) выглядит абсурдно: специалист, который осуществлял медицинскую деятельность три года под руководством наставника, то есть несамостоятельно, получает право на прохождение периодической аккредитации, а специалист, который пять лет самостоятельно осуществлял медицинскую деятельность, такого права лишается;

в) не берет во внимание случаи, когда специалисты с большим опытом работы в профессиональных интересах осваивают вторую узкую специальность, родственную первой, например после интернатуры по «Хирургии» и переподготовки по «Онкологии» поступают в ординатуру по «Детской хирургии». Сомнительно, что такие выпускники (среди которых есть доктора наук, профессора, заведующими кафедрами) нуждаются в прохождении трехлетнего «периода наставничества»;

г) не учитывает, что для осуществления медицинской деятельности в некоторых должностях, например врача-терапевта участкового, трехлетняя продолжительность «периода наставничества» избыточна;

д) идет вразрез с государственной политикой по повышению рождаемости. Если периоды отпусков по беременности и родам и по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет будут включаться в «период наставничества», наставничество потеряет смысл. Невключение периодов этих отпусков в «период наставничества» заставит выпускниц медвузов отложить рождение ребенка, что негативно скажется на демографии;

Фото freepik
Фото freepik

е) создает социальные, бытовые, финансовые и психологические проблемы для выпускников, которые не смогут найти для трудоустройства организацию, отвечающую требованиям законопроекта, в своем городе или регионе, и будут вынуждены уезжать далеко от семьи и обустраиваться на новом месте;

ж) является потенциальным источником проявления коррупции и злоупотреблений со стороны работодателей, когда наиболее привлекательные места трудоустройства будут занимать по знакомству и за взятки;

з) нарушает статью 37 Конституции РФ, согласно которой принудительный труд, то есть выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), запрещен. Ограничение выбора места работы только медицинскими организациями, участвующими в реализации программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, установление определенного срока осуществления трудовой деятельности под руководством наставника и тем более наказание за отказ от нее в виде недопуска к периодической аккредитации являются неправомерными, особенно в отношении лиц, получивших медицинское образование на платной основе.

2. В соответствии с частью 1 статьи 56 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» заключение договора о целевом обучении является правом гражданина, поступающего на обучение по образовательной программе высшего образования. Часть 1 статьи 71.2, которой предлагается дополнить закон об образовании, дискредитирует идею целевого обучения тем, что обязывает заключать договор о целевом обучении тех, кто не планировал это делать.

Граждане приняты на обучение за счет бюджетных ассигнований в соответствии с частью 6 статьи 55 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» как наиболее способные и подготовленные к освоению образовательной программы. Статьей 43 Конституцией РФ им дано право на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование. Оно безусловно.

В связи с этим является неправомерной норма части 7 предлагаемой статьи 71.2 о праве образовательной организации прекратить образовательные отношения с гражданами, принятыми на обучение на общих основаниях и отказавшимися в первый год обучения заключать целевой договор, или перевести их на платное обучение.

Фото freepik
Фото freepik

3. Часть 1 предлагаемой статьи 71.2 содержит уточнение, что обязательство заключения договора возникает «при наличии предложений о заключении договора или договоров о целевом обучении». Включение нормы, которая не является императивной, недопустимо. Она нарушает принцип равенства перед законом.

Если заказчики не сформируют предложения о заключении договоров о целевом обучении в определенных вузах, то граждане, принятые по общему бюджетному конкурсу в эти вузы, будут освобождены от обязательства заключить договор, и их не отчислят и не переведут на платное обучение. В то же время граждане, принятые по общему бюджетному конкурсу в вузы, для целевого обучения в которых заказчики сформируют предложения, понесут ответственность за отказ от заключения договора.

4. Норма часть 1 предлагаемой статьи 71.2 об установлении для принятых на целевое обучение по программам медицинского и фармацевтического образования помимо выплаты компенсации за обучение штрафа в ее двукратном размере нарушает статью 19 Конституции РФ.

Когда из всех основных профессиональных образовательных программ выделяют некоторые и устанавливают увеличенные размеры компенсации за неисполнение условий целевого договора только для тех, кто завершил обучение именно по данным образовательным программам, – это не что иное, как дискриминация по профессиональному признаку.

Установление компенсации в трехкратном размере расходов соответствующего бюджета, осуществленного на обучение гражданина, экономически необоснованно. Уровень инфляции одинаков для всех, но для целевиков, обучавшихся на немедицинских специальностях, остается компенсация в однократном размере, а для обучавшихся на медицинских специальностях она почему-то повышается до трехкратного размера.

Потренируются на кошечках медиках, перейдут ко всем?

Еще год назад власти открещивались от идеи обязательной отработки выпускников вузов и колледжей. Сегодня с высоких трибун все чаще звучит призыв ввести ее повсеместно.

Так, на днях заместитель главы Минобрнауки Дмитрий Афанасьев заявил, что в случае успеха эксперимента над медиками и фармацевтами механизм закрепления молодых специалистов распространят на другие специальности и направления подготовки:

Скриншот сообщения ТАСС
Скриншот сообщения ТАСС

У вас еще есть возможность оставить свое мнение о законопроекте. Замечания и предложения к нему принимаются до 24:00 17 июля на портале regulation.gov.ru