Найти в Дзене
TVcenter ✨️ News

Фильм Митты, который чуть не запретили: секреты и драмы легендарной картины «Экипаж»

Оглавление

Фильм «Экипаж», вышедший на экраны в 1979 году, стал настоящим прорывом в советском кинематографе. Режиссер Александр Митта подарил нам не просто киноленту, а целую бурю эмоций, где переплелись драма, героизм и, конечно же, захватывающая история о выживании. Но мало кто знает , какие тайны и невероятные события скрывались за кулисами этой легендарной картины. Приготовьтесь, ведь мы приоткроем завесу и расскажем о самых сочных моментах со съемочной площадки «Экипажа»!

Как Голливуд вдохновил советского мастера

Вы удивитесь, но идея снять фильм-катастрофу пришла Александру Митте еще в начале 70-х! В то время Голливуд уже вовсю гремел с «Аэропортом» Артура Хейли, который, между прочим, был номинирован на «Оскар». И наш режиссер, вдохновившись западными коллегами, решил создать нечто уникальное – смешать в одной картине несколько жанров. Он хотел, чтобы в «Экипаже» нашлось место и мелодраме, и комедии, и, конечно же, героическому эпосу. Изначально Митта даже придумал рабочее название – «Запас прочности». Но, как это часто бывает , прокатчики забраковали его, посчитав «некассовым». Представляете, режиссеру пришлось в срочном порядке, буквально за две недели, искать новое название! Он даже обещал 100 долларов тому, кто придумает что-то лучше. Но, как говорится, лучшее – враг хорошего, и в итоге остался «Экипаж».

Кадр из фильма «Экипажа»
Кадр из фильма «Экипажа»

Запретить нельзя разрешить: судьба «Экипажа» висела на волоске

После того как о проекте объявили, началось самое интересное. Министерство гражданской авиации, представьте себе, выступило категорически против! Их аргумент был железным: «Советские лайнеры самые надежные в мире и никогда не падают!» Что ж , нашим сценаристам, Юлию Дунскому и Валерию Фриду, пришлось проявить чудеса изобретательности. Они придумали гениальный ход: перенесли действие в вымышленный африканский город Бидри, а причиной катастрофы сделали… природные катаклизмы в горах! И вот так, благодаря смекалке, проект был спасен от верной гибели. Невероятно, правда?

Пожар, который никто не снимал: история одного провала

В сценарии было столько остросюжетных моментов, что дух захватывало! Один из них – пожар в африканском аэропорту. Для этой сцены кинематографисты нашли списанный Ту-114, который, по задумке, должен был эффектно сгореть в кадре. Но вот незадача: пиротехники так увлеклись процессом, что подожгли самолет раньше, чем приехал режиссер! Когда лайнер вспыхнул, съемочная группа поняла, что произошел фальстарт – Митты на месте не было. Режиссер, прибыв позже, был просто ошеломлен: от самолета остался только хвост! Но, как говорится, нет худа без добра. Пока работали с хвостом, удалось найти другой лайнер – Ту-154 , который получил повреждения при посадке. Это стало настоящим спасением для киношников. А третьим «донором» стал корпус самолета, который был выведен из строя из-за разлитой ртути. Представляете, сколько усилий стоило Митте выбить эти самолеты у Министерства авиации? Просто фантастика!

Кадр из фильма «Экипажа»
Кадр из фильма «Экипажа»

Деньги решают все, или как «Аэрофлот» стал кинопродюсером

Министерство культуры СССР выделило на съемки «Экипажа» 1 миллион 250 тысяч рублей. Хотя по смете требовалось на 250 тысяч больше! И тут на помощь пришел «Аэрофлот» , выступив сопродюсером картины. Это был первый случай, когда сторонняя компания так масштабно участвовала в кинопроцессе! Более того, заместитель министра гражданской авиации Сергей Павлов лично консультировал группу и создавал максимально благоприятные условия для работы. Вот это я понимаю, поддержка!

Звезды, которые могли быть, но не стали

А вы знали, что состав актеров мог быть совсем другим? На роль командира Тимченко Митта изначально приглашал Алексея Петренко, но тот отказался по каким-то своим, «эстетическим» соображениям. И тогда эту звездную роль блистательно сыграл Георгий Жженов. А вот роль ловеласа Игоря Скворцова предназначалась Олегу Далю. Но, увы, он тогда был в очень тяжелом состоянии – нервное истощение привело его в больницу. Так роль досталась Леониду Филатову. Представляете, Филатов по натуре был очень робок, и эротические сцены с героиней Александры Яковлевой давались ему с огромным трудом! Почти все кадры он снимался в джинсах. А второго пилота Ненарокова должен был играть сам Николай Караченцов! У него были просто блестящие пробы, но, к сожалению , из-за плотного графика и других проектов он был вынужден отказаться. Так роль досталась Анатолию Васильеву. Вот такие повороты судьбы!

Кадр из фильма «Экипажа»
Кадр из фильма «Экипажа»

Стюардесса с характером: Александра Яковлева и ее вызовы

Появление Александры Яковлевой в «Экипаже» – это отдельная история! Она пробовалась на другой проект на «Мосфильме», но ее не утвердили. И вот, прямо в коридоре, она громко разрыдалась. Именно в этот момент ее и заметил Александр Митта. Он увидел в ней ту самую непосредственность, которая была нужна для образа. Оператор Валерий Шувалов был в восторге от ее проб. Митта отправился к ректору театрального института, чтобы отпросить студентку на съемки. А там ему сообщили, что Александра уже отчислена за постоянные срывы учебного процесса! Но Митта, несмотря на предупреждения о ее характере, не отказался от ее кандидатуры. И, как оказалось, потом пожалел. Александра не раз срывала съемки , а во время монтажа, когда титры уже были утверждены, она вдруг заявила о своей новой фамилии по замужеству! Пришлось тратить дополнительные деньги и менять Иванес на Яковлеву. А ведь на эту роль пробовались и Елена Проклова, и Татьяна Догилева. Вот это характер!

Ялта превращается в Африку: секреты декораций

Сцена землетрясения, которая так впечатлила зрителей, снималась в Ялте! Именно там нашли подходящие карьеры, где и возвели декорации африканского аэропорта. А макет нефтеперерабатывающего завода, который тоже должен был сгореть в кадре, был создан по образцу Омского нефтезавода. Вот это размах!

Кадр из фильма «Экипажа»
Кадр из фильма «Экипажа»

Хэппи-энд вопреки: как цензура изменила финал

Долгое время финал фильма «Экипаж» оставался под вопросом. По задумке Митты, герой Георгия Жженова должен был умереть от инфаркта на глазах у всех. Но такой мрачный конец не понравился высшему руководству! Они были категорически против такого тяжелого финала. Митта же стоял на своем, аргументируя, что «в жизни все заканчивается смертью». Целый месяц шли безрезультатные споры между кинематографистами и чиновниками. Но в итоге , как вы уже догадались, Александр Наумович все же снял хэппи-энд. И, надо сказать, это было правильное решение – ведь так фильм стал еще более народным и любимым!

Вот такие невероятные истории скрывались за созданием культового фильма «Экипаж». Картина, которая чуть не была запрещена, подарила нам столько эмоций и стала настоящей легендой советского кино. И теперь, зная все эти детали, вы наверняка посмотрите ее совсем другими глазами!

🎬 За каждой статьёй — часы поиска, анализа и любви к миру шоу-бизнеса. Если вам нравится наш канал, поддержите нас — и мы расскажем ещё больше интересного!"