Мы провожаем в последний путь великого мастера, чье имя золотыми буквами вписано в летопись отечественного кинематографа. 14 июля, словно громом среди ясного неба, прозвучала весть, облетевшая просторы соцсетей: не стало Александра Митты. Валерия Гай Германика первой сообщила об этом в своем телеграм-канале , и эта новость мгновенно отозвалась болью в сердцах миллионов. В свои 92 года он оставался живым классиком, чьи работы – от пронзительного «Звонят, откройте дверь» до культового «Экипажа» – сформировали целые поколения зрителей.
Последние дни великого мастера
Последние одиннадцать дней его жизни стали настоящим испытанием. По сообщениям информационных агентств, эти дни он провел в стенах больницы, где врачи отчаянно боролись за его жизнь. Сын режиссера, известный художник Евгений Митта , с горечью подтвердил эту скорбную весть: «Мой дорогой папа ушел из жизни сегодня. Любим, скорбим». Telegram-канал Shot обнародовал причину смерти – рак почки. Долгие месяцы Александр Наумович находился на паллиативном лечении, а незадолго до кончины, в состоянии глубокого истощения, был переведен в хоспис.
Уже в конце июня его состояние резко ухудшилось. 30 числа, из своей московской квартиры, он был экстренно госпитализирован. Сознание мэтра было подавлено до состояния сопора – глубокой прострации, когда нервная система практически отказывает. Прогнозы врачей были неутешительными, и вскоре его перевели в хоспис, где за ним осуществлялся круглосуточный медицинский надзор. Спустя несколько дней Митта перестал принимать пищу, организм отказывался глотать, и жизненные функции угасали. Последнюю неделю он провел в состоянии, близком к коме. Смерть наступила ночью, в окружении лишь медицинского персонала. Родным не суждено было проститься. Близкие свидетельствовали , что режиссер долгие годы мужественно боролся с тяжелым недугом, находясь на сильных обезболивающих. Место и время прощания пока не объявлены, семья хранит молчание.
Легенда, творившая историю кино
Александр Митта был не просто частью, он был живым пульсом советского и российского кинематографа. Вспоминая свою студенческую юность во ВГИКе, он с гордостью говорил о своих сокурсниках – Василии Шукшине и Андрее Тарковском, и о своих наставниках – титанах Михаиле Ромме, Александре Довженко, Сергее Герасимове. В те годы, чтобы быть замеченным, нужно было создать шедевр. И Митта их создавал.
В 1979 году на экраны вышел его «Экипаж» – фильм, ставший феноменом. Даже несмотря на цензурные правки, картина буквально взорвала прокат, став одной из самых кассовых в истории СССР. Очереди в кинотеатры были беспрецедентными. «Экипаж» стал не просто фильмом, а культурным кодом, доказав, что советское кино обладает душой, масштабом и потенциалом для мирового признания. В новом тысячелетии Митта вновь заявил о себе, сняв сериал «Граница. Таежный роман». Это был настоящий триумф – любовь, боль, живые характеры, пронзительные диалоги и актеры, которым верили безоговорочно. Режиссер вновь доказал , что умеет говорить со зрителем – будь то 70-е или начало нового века.
Жизнь без скандалов, посвященная искусству и семье
В отличие от многих своих коллег, Александр Митта всегда оставался в стороне от светской шумихи. Его имя никогда не мелькало в скандалах, он не давал поводов для сплетен. Вся его колоссальная энергия была направлена на творчество и семью. История его любви с единственной супругой, актрисой Лилией Майоровой, достойна отдельного романа. Три года он добивался ее руки, пока она была замужем за известным журналистом. У них уже родился сын Женя, но развестись Лилии не удавалось. И вот, как вспоминал сам режиссер, однажды все решилось в один день:
«Мы оформили и развод, и зарегистрировали брак, и записали на меня моего сына».
Их сын, Евгений Александрович Митта, стал выдающимся художником, счастливым мужем и отцом, воспитывающим сына и дочь. Он не раз подчеркивал, что отец был для него не просто учителем в искусстве, но и главным наставником в жизни. Супруга Александра Наумовича, его верная спутница на протяжении более шестидесяти лет , ушла из жизни в конце 2022 года, на 95-м году. Эта утрата стала для режиссера сокрушительным ударом, от которого он так и не смог оправиться. Многие близкие убеждены: именно смерть любимой женщины подкосила его сильнее, чем любая болезнь.
🎀 Спасибо, что читаете нас! Если вам близки наши истории, поддержите нас — это поможет создавать ещё больше интересных материалов для вас.