Увы, но к уходу Александра Митты мир кино начал готовиться задолго до рокового дня. Легендарный режиссёр, чьи работы оставили неизгладимый след в сердцах миллионов, постепенно угасал. Врачи, увы, оказались бессильны перед тяжёлой болезнью, и последние месяцы стали настоящим испытанием для него и его близких. И вот, 14 июля, в стенах хосписа, в окружении самых родных людей, он покинул этот мир . Каким был этот удивительный человек, подаривший нам «Экипаж» и множество других шедевров? Что он привнёс в кинематограф и как будет жить память о нём? Давайте вспомним вехи его невероятной биографии.
Последние дни: борьба с недугом
Последние месяцы стали для Александра Наумовича настоящим испытанием. Новости о его самочувствии тревожили поклонников и коллег, а каждое новое сообщение лишь подтверждало, что ситуация ухудшается. 30 июня его перевезли в хоспис – стало ясно, что надежды на выздоровление, увы, нет. Из своей московской квартиры он был доставлен без сознания, врачи диагностировали глубокое угнетение сознания, погрузившее его в состояние сопора.
Причиной, оборвавшей жизнь великого режиссёра, стал рак почки. Долгие месяцы Александр Митта имел паллиативный статус, его организм поддерживали специальной терапией. Утром в день его ухода эту скорбную новость сообщил сын, который до последней минуты был рядом с отцом, поддерживая его и не отходя ни на шаг.
Путь к вершинам: от Рабиновича до Митты
Сегодня мало кто знает, что знаменитый режиссёр Александр Митта родился под совсем другой фамилией – Рабинович. Он появился на свет 28 марта 1933 года в интеллигентной московской семье с еврейскими корнями. Судьба его матери оказалась трагичной: она провела долгие годы в сибирских лагерях и ушла из жизни, когда Александр был ещё совсем маленьким. Воспитанием сына занимался отец, который долго не решался связать себя узами брака во второй раз.
Представьте себе: его родители были убеждёнными коммунистами. После революции перед евреями, которые раньше не могли получить ни высшее образование, ни доступ к столичной жизни, открылись совершенно новые горизонты. Все, кто обладал энергией и стремлением к знаниям, получили возможность учиться и добиваться невероятных успехов. Наум Рабинович, отец Александра, был высококлассным инженером на ЗИСе. Он даже побывал в Америке, стажировался на заводе Форда! И, конечно, когда начались репрессии 30-х годов, его бы непременно арестовали. Но, к счастью, он был личным другом директора завода Ивана Лихачёва, и тот раз за разом вычёркивал его из списков на арест. По семейной легенде, это происходило 17 или даже 18 раз!
С самого детства Александр проявлял удивительные таланты: он обожал живопись, сам рисовал и мечтал посвятить себя искусству. Однако кино, словно магнит, притягивало его своей магией, завораживая и не отпуская.
После школы будущий режиссёр поступил в художественное училище, но, как ни странно, вскоре был отчислен. Учителя, видимо, не разглядели в нём того творческого потенциала, который позже потрясёт мир. Но Александр не сдался! Он продолжил образование в инженерно-строительном институте, где его наставником стал сам Константин Мельников – выдающийся архитектор и конструктивист. Окончив вуз в 1955 году, Рабинович, вопреки ожиданиям, отказался работать по специальности. Вместо этого он нашёл себя в графике: сначала создавал острые карикатуры для журнала «Крокодил», а затем иллюстрировал детские издания, включая любимые многими «Весёлые картинки».
«После окончания школы и до самой смерти Сталина в марте 1953 года я был абсолютно уверен, что меня посадят. Потому что у меня все сидели – и мама, и все её сёстры. А их мужья, мои дяди, вообще были расстреляны. Вся семья разрушена, все разбросаны по разным местам, и не самым приятным. И было такое ощущение, что ещё немного, и я тоже пойду по этапу. Поэтому я, понимая, что нужно надышаться свободой, всё своё время проводил в библиотеках. Книжки читал – думал, года два-три у меня ещё есть, почитаю, а потом на нары»,
– вспоминал режиссёр.
Но как же появилась знаменитая фамилия Митта? И здесь не обошлось без журнала «Крокодил»! Когда Александр принёс туда свои работы, редактор, хоть и оценил их, но публиковать не захотел, заявив, что фамилия «Рабинович» в сатирическом издании – это, мягко говоря, чересчур. И вот, в 1955 году Александр Рабинович превратился в Александра Митту. Интересно, что свою национальную принадлежность он никогда не скрывал и относился к ней с глубоким уважением. В некоторых источниках можно прочитать, что Митта – это фамилия одного из предков по материнской линии, имеющая древнееврейские корни. Но сам режиссёр, как оказалось, опроверг эту версию.
«Это чувашская фамилия. Был такой чувашский писатель Пётр Митта, который был репрессирован и погиб в лагерях. Отцу понравились его произведения, и он взял себе эту довольно редкую и необычную фамилию»,
– рассказывал он.
Поработав с графикой, Митта буквально заболел кино и поступил во ВГИК, где в то время преподавали такие мэтры, как Отар Иоселиани, Лариса Шепитько и Георгий Шенгелая. Первые два месяца он посещал занятия у Александра Довженко, но вскоре перешёл в мастерскую Михаила Ромма. Среди его однокурсников были будущие звёзды мирового кино – Андрей Тарковский и Василий Шукшин. Представьте себе такую компанию!
Киношный путь: от «Кольки» до «Экипажа»
Карьера Александра Митты в кино стартовала в 1961 году с его дипломного проекта. Вместе с однокурсником Алексеем Салтыковым он снял на «Мосфильме» картину «Друг мой, Колька!», основанную на одноимённой пьесе Александра Хмелика – будущего создателя «Ералаша».
И что же? Неожиданно для всех эта мелодрама о школьниках и их проблемах ворвалась в список самых популярных кинолент 1961 года! За период с мая по декабрь её посмотрели почти 24 миллиона зрителей по всему Советскому Союзу.
Тема взросления и подростковых переживаний оказалась настолько близка Митте, что в 1962 году он выпустил фильм «Без страха и упрёка». А его третья работа – «Звонят, откройте дверь» – привлекла внимание необычным авторским стилем. Картина выделялась отсутствием идеологических клише и глубоким анализом юношеских переживаний. Этот фильм оказался интересен не только детям, но и взрослым, а в 1966 году удостоился главного приза Венецианского фестиваля детского кино – «Золотого льва святого Марка».
«В день съёмок приходит актриса, которая по сюжету играет возлюбленную героя Сергея Никоненко и, зная за несколько месяцев о предстоящей работе, заявляет мне: «А я не умею кататься на коньках». У меня шок: «Ты что, с ума сошла? Я же тебе ещё летом говорил!» – «Ну да, говорили, но не проверили же». В общем, снял коньки с нашей «влюблённой пары» и велел им делать вид, что они катаются, а мы снимали средний и крупный планы, чтобы ноги в кадр не попали. На экране получилось всё очень правдоподобно».
– вспоминал режиссёр.
В 1969 году Митта попробовал себя в новом амплуа – впервые появился на экране как актёр. Он блестяще исполнил роль интеллигентного Владика в фильме Марлена Хуциева «Июльский дождь».
Но тема подростков не отпускала режиссёра: в 1972 году он вновь обратился к ней в картине «Точка, точка, запятая…», сценарий к которой написал сам. За этот фильм он получил международные премии в Солерно. Затем последовали такие работы, как «Москва, любовь моя», сказка «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил», трагикомедия «Гори, гори, моя звезда» и, конечно, один из главных фильмов в его биографии – картина-катастрофа «Экипаж».
Работая над «Экипажем», режиссёр столкнулся с невероятной проблемой – финансированием. Министерство отказалось поддерживать проект, посчитав его бесперспективным. Но Митта не из тех, кто сдаётся! Он самостоятельно нашёл спонсора – им стал «Аэрофлот». А ради реалистичности съёмок команда действительно сожгла несколько самолётов, ведь тогда ещё не было компьютерной графики!
«Съёмки шли нелегко. И не обошлись без происшествий. Так, сцену взрыва самолёта готовили дважды. Чтобы отснять её, пиротехники подготовили фюзеляж Ту-114, который удалось отыскать на кладбище самолётов. Они привезли туда 6 тонн горючего. Но за несколько часов до начала съёмок произошло самовозгорание, да такое, что в окрестностях съёмочной площадки сгорело всё дотла. Хорошо, что съёмочного оборудования на месте не было. Зарево пожарища было видно за несколько километров. Пришлось всё начинать сначала. Но когда фильм всё же вышел на экраны, успех у него был невероятный. Он собрал огромную зрительскую аудиторию и стал одним из лидеров проката за всю историю советского кино»,
– рассказывал режиссёр.
Этот фильм стал настоящим прорывом: «Экипаж» вошёл в историю как один из самых кассовых проектов советского кино. Однако сам Митта не получил от успеха финансовой выгоды – только признание и статус легенды. Исполнители главных ролей моментально обрели всесоюзную известность. Леонид Филатов, которого взяли вместо Олега Даля, Александра Яковлева, заменившая Татьяну Догилеву, и Георгий Жжёнов, сыгравший вместо Алексея Петренко, стали новыми звёздами экрана.
Следующая важная веха в творчестве Александра Митты – музыкальная сказка-аллегория «Сказка странствий», где главную роль исполнил Андрей Миронов. Этот фильм стал для режиссёра настоящей экспериментальной площадкой: он пытался понять, какая кинематографическая школа ближе его мировоззрению – Эйзенштейна или Станиславского.
Одной из знаковых картин Митты стал фильм «Шаг», созданный в советско-японском сотрудничестве. В центре сюжета – трагическая история матери по имени Кейко, потерявшей ребёнка из-за вспышки полиомиелита. В отчаянной попытке спасти второго сына она отправляется в СССР за спасительной вакциной, но сталкивается с жёсткими политическими барьерами, мешающими ей пересечь границу с лекарством.
После этого режиссёр взялся за работу над масштабным проектом «Затерянный в Сибири» – британско-советской драмой о судьбе английского археолога, который оказался в сталинском лагере. Этот фильм стал последним перед десятилетним перерывом в его карьере. В течение этого времени Митта не снимал новых картин, но активно путешествовал, изучая западный кинематографический опыт и преподавая режиссуру в США и Европе.
В начале 2000-х режиссёр триумфально вернулся в профессию с сериалом «Граница. Таёжный роман», который принёс ему Государственную премию Российской Федерации в 2002 году. Вскоре последовали новые работы – криминальная драма «Раскалённая суббота» и многосерийная лента «Лебединый рай», демонстрирующие разноплановость его творческого подхода.
Одним из поздних проектов Митты стал фильм «Шагал — Малевич», посвящённый жизни Марка Шагала в Витебске. Картина, вышедшая в 2013 году, погружает зрителя в мир искусства, рассказывая о противостоянии двух выдающихся художников.
В середине 2010-х Митта отошёл от съёмок, но несколько раз выступал продюсером. Например, летом 2022 года легендарный «Экипаж» вновь вернулся на большие экраны – полностью отреставрированная версия фильма вышла в прокат. К слову, ремейк Николая Лебедева Митте очень понравился.
«В новом «Экипаже» я увидел не банальный ремейк, а творческое развитие идеи фильма. Было ощущение возникшей связи поколений, словно картина-отец и картина-сын. Для меня это очень важно, тем более незадолго до этого мне делали операцию на колене и у меня случилась клиническая смерть – оторвался тромб, хорошо, врачи успели быстро среагировать. Отхаживали меня неделю, и я вернулся. Так, за спиной у меня была смерть, а тут возникло ощущение жизни – фильм, который сейчас возродится. Тем более меня приглашали помочь с традиционными съёмками. Теперь же кругом компьютерные технологии, а реальные съёмки всё равно «живее»»,
– говорил Митта.
Митта-писатель и педагог
Александр Митта известен не только как режиссёр, но и как талантливый автор нескольких книг. Его первая литературная работа, «Витя в тигровой шкуре», увидела свет ещё в 1960 году. В новом тысячелетии режиссёр представил книгу «Кино между адом и раем: кино по Эйзенштейну, Чехову, Шекспиру, Куросаве, Феллини, Хичкоку, Тарковскому…». По словам самого Митты, это издание полезно не только начинающим кинематографистам, осваивающим основы профессии, но и всем, кто интересуется искусством кино. Вместе с супругой режиссёр также участвовал в благотворительных проектах, связанных с выпуском детской литературы в необычном формате – объёмных книг.
Одна из таких работ, «Чудо-кровать», вышла в 2015 году. Это сборник весёлых стихотворных историй о мальчике-изобретателе, который придумывает способы не вставать с постели и даже запускает животных на Луну. Сам Александр Наумович выступил автором стихов, а забавные иллюстрации к книге создал художник Константин Ротов.
В середине 2010-х Митта стал уделять больше времени своей киношколе, где обучаются будущие сценаристы, режиссёры, операторы, продюсеры и актёры. В программе учебного заведения предусмотрены мастер-классы, которые проводят опытные профессионалы российского кинематографа. В числе преподавателей киношколы – известные режиссёры и сценаристы, такие как Дмитрий Астрахан, Павел Санаев и Тимур Бекмамбетов.
Сам Митта считал, что невозможно научить человека быть гением, но можно передать ему инструменты для создания качественного кино. Он называл себя прежде всего ремесленником, и этот подход отражался в его педагогической деятельности.
«Процесс работы над сценарием должен создавать ощущение праздника, полёта души, но, чтобы не улететь в сторону и не оказаться перед изобилием материала, с которым не будешь знать, что делать, нужна система добровольного самоограничения»,
– говорил Митта.
Личная жизнь: любовь, скандалы и потеря
Избранницей режиссёра стала Лилия Майорова, ради которой он пошёл на непростой шаг – фактически увёл её из семьи. На тот момент Лилия была замужем за журналистом Игорем, работавшим в газете «Правда». Их брак казался крепким, пока в жизни Майоровой не появился талантливый карикатурист Александр Рабинович. Сплетни о завязавшемся романе быстро разлетелись. В итоге законный супруг Лилии решил разобраться с соперником лично и отправился к нему в коммунальную квартиру. После разборок муж Лилии был уверен, что на этом всё закончится, – он считал, что увлечение его жены пройдёт. Но чувства оказались сильнее – Майорова сделала выбор в пользу Александра и переехала к нему.
«Её муж ко мне пришёл как-то, осмотрелся в моей коммуналке – а у него была отдельная квартира и всё как полагается – и даже не стал скандалить. В коридор высунулись какие-то жалкие люди, зощенковские персонажи в майках-алкоголичках, и соперник его тоже выглядел не ахти, жалкий такой, бедный, без машины, в страшной грязной коммуналке. Ну, он и ушёл, ухмыльнувшись – типа, сама вернётся, невозможно ведь жить в таких условиях. И, как видите, ошибся. Он потом, правда, два года развода не давал, так что пришлось, когда уже сын у нас родился, в ЗАГСе сразу три дела делать – разводиться, усыновлять, жениться. И так получилось, что все мои дружки-свидетели опоздали и явились на это сложносочинённое мероприятие прямо из бани, с вениками. Тётка из ЗАГСа обомлела – разводятся, женятся, ребёнка усыновляют в окружении типов с вениками»,
– рассказывал Александр Митта.
Развод затянулся на целых два года, и всё это время у Лилии и Александра уже была семья: у пары родился сын Евгений. Впоследствии он стал известным художником, чьи работы экспонируются в частных и государственных коллекциях как в России, так и за рубежом.
«Она умела всё: шила, преподавала моделирование. Родители не были очень обеспеченными людьми. Но они дорожили возможностью вести активную жизнь, всё время принимали гостей, накрывали столы. Причём делали это не вскладчину, а самостоятельно, от внутренней хлебосольности. Это был бесконечный поток людей: к нам приходила половина «Современника» и половина Театра на Таганке. Впрочем, семья никогда не жила бедно. В доме была хорошая еда, приличная одежда, продвинутый по тем временам интерьер. Но не было ничего лишнего. Никто из родителей не водил автомобиль. Временами у отца была машина с водителем, но только на период съёмочного процесса. А в остальное время он обходился без неё. Даже дача появилась только в 2000-х»,
– говорил он.
Со временем семья получила собственную квартиру на Малой Грузинской. В этом помог давний друг Митты – Владимир Высоцкий. Он и его жена Марина Влади часто бывали у режиссёра в гостях. В ноябре 2022 года Александр Наумович пережил тяжёлую утрату – ушла из жизни его любимая супруга Лилия Майорова.
Борьба с болезнью: последние годы
В марте 2023 года Александр Наумович отметил своё 90-летие. Однако уже в начале июля появились тревожные сообщения о его госпитализации. СМИ писали, что режиссёру резко стало плохо, появилась слабость. Однако его сын, Евгений Митта, объяснил, что отец находился в больнице по плану, проходя необходимое медицинское обследование.
«Самочувствие нормальное, скоро выпишут, проблем никаких нет. На обследовании, всё нормально. Никаких страшных диагнозов – 90 лет человеку, что было, то более-менее и есть»,
– говорил сын.
Несмотря на слова Евгения, в прессе распространились слухи о том, что режиссёр перенёс микроинсульт, а также у него было выявлено онкологическое заболевание, которое осложнило работу внутренних органов. Однако спустя несколько дней появились более позитивные новости – состояние Митты стабилизировалось, и врачи готовились к его выписке. В середине июля он действительно покинул больницу.
Осенью 2023 года Александр Наумович снова оказался в центре внимания из-за проблем со здоровьем. В ноябре он был экстренно госпитализирован после резкого ухудшения самочувствия. По словам его помощника, режиссёр самостоятельно вызвал скорую помощь, находясь у себя дома. Первоначально сообщалось, что у него поднялась высокая температура, но позже в телеграм-каналах появились слухи о повторном инсульте.
Спустя несколько дней врачи решили провести процедуру санации бронхов, чтобы помочь режиссёру избавиться от мокроты в лёгких и улучшить дыхание. В конце ноября его перевели из реанимации в обычную палату, так как состояние стабилизировалось. Однако уже в начале декабря снова потребовалось интенсивное лечение из-за новых осложнений, и его вернули в реанимацию. Через неделю режиссёр был направлен в неврологическое отделение.
Последние новости: паллиативный статус и опровержения
В марте 2024 года стало известно, что режиссёр выписан из больницы и находится дома в окружении родных. По словам близких, он чувствовал себя удовлетворительно. Летом того же года Александр Наумович был награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени.
Осенью в интернете начали появляться тревожные новости о том, что Митте присвоен паллиативный статус – якобы он утратил возможность передвигаться и самостоятельно ухаживать за собой. Также утверждалось, что он находится под круглосуточным присмотром специалистов. Однако его сын Евгений решительно опроверг эти слухи, назвав их «абсолютной дезинформацией» и подчеркнув, что отец находится в стабильном состоянии. Увы, эта борьба закончилась 14 июля 2024 года.
А вам нравится творчество Александра Митты? Пишите свое мнение в комментариях.
🎬 За каждой статьёй — часы поиска, анализа и любви к миру шоу-бизнеса. Если вам нравится наш канал, поддержите нас — и мы расскажем ещё больше интересного!"