Глава 1. Вступление
Меня четыре года назад затянула тема с одиночными походами. Сначала я практиковал езду на автомобиле покуда хватало его возможностей и начинал пеший поход. Потом возможности моей машины по мере её улучшения позволяли заезжать все дальше и дальше. Но мне этого было все равно мало. Я оставался привязан к возможностям автомобиля, а пешком много особенно не пройдешь (столько, сколько мне хотелось).
Насчет пеших походов я пробовал разные варианты снаряжения, в итоге для себя определился какой минимальный набор вещей мне нужен для комфортного отдыха на природе в течение нескольких суток — в зависимости от погоды вес моего рюкзака варьируется от 15 до 20 кг. Это уже с учетом того, что все снаряжение на основе титана/пуха. Варианты снаряжения для легкоходства/ультра-легкоходства мне кажутся слишком хлипкими и ненадежными, с сильным ущербом для комфорта, при этом еще и очень дорогими.
В том году проплыл всю реку Угру на надувной лодке (6 суток). Интересно, но слишком много заморочек с тем, как добраться с лодкой до места старта (пришлось заехать на пару районов в Смоленскую область) и тем, чтобы забрали с места прибытия (уже в Калуге, на понтонном мосту через Оку). Плюс весь маршрут привязан к устью реки, а также от ветренности большая зависимость на таких широких реках. Реки поуже таких проблем не имеют, но у них протяженность соответственно еще меньше.
В том же году отправился путешествовать автостопом в Дагестан (дней 20 странствовал), решил отдохнуть от руля автомобиля. Понравилось, но опять что-то не то, есть зависимость от трафика и желающих взять с собой попутчика, особенно в центральных регионах.
Никак я не мог обрести той свободы, когда ты можешь сам далеко куда-то забраться и минимально зависеть от техники и других людей.
И вот, наконец-то, мне кажется, я нашел, что искал — это путешествия на велосипеде. Именно на MTB велосипеде, т.к. большинство мест, куда я хотел бы забраться, подходят именно для этого класса. Был у меня в молодости шоссейный велосипед, но подобная техника отлично подходит для путешествий по разным городам, но никак не по тому бездорожью и диким местностям природы, которые меня интересуют. Плюс велосипеда в том, что с ним можно доехать куда угодно на поезде/машине и дальше уже продолжить велопутешествие.
Глава 2. Покупка велосипеда.
Давно хотел себе купить велосипед, но сдерживал малюсенький коридор в моей квартире, где и без велосипеда места мало. В один момент я решил, что могу хранить велосипед в своей машине, если разложу спальник.
2 месяца назад я купил себе поддержанный велосипед. Чтобы хранить в своем автомобиле, приходилось каждый раз снимать переднее колесо, либо было очень тяжело его загрузить в машину. Такие сложности возникали из-за того, что вел больших размеров (21 рама и 29 колеса). В итоге мне надоело каждый раз мучаться, я освободил в коридоре место и теперь велосипед храню дома.
Почти сразу после приобретения я стал готовить снаряжение для путешествий на велосипеде. Также приходилось много кататься на нем, чтобы набрать физическую форму, привыкнуть к эксплуатации новой техники, понять все нюансы велопоездок. Много катался с друзьями, катался с городскими сообществами велосипедистов "VeloPOWER Калуга" и "Маньяки Выходного Дня".
Глава 3. Начало велопохода
И вот, накатав в этом году более 1300 км (из них много бездорожья), я решил, что я готов к велопоходу: технически, физически и морально. Место выбирал долго, искал чтобы оно было максимально глухим и рядом был водоем. Выбрал несколько мест, не был уверен что до них будет вообще возможно добраться и что они будут пригодны для отдыха. Сильно далеко для первого раза не стал рисковать уехать, т.к. мне нужно было впервые протестировать новые "велоштаны" на багажник и поясную сумку. Велоштаны ПИК-99 ТРЕК-70, которые состоят из двух боковых сумок по 20 литров и верхним рюкзаком-сумкой на 30 литров, оказались невероятно вместительными. Я положил все, что хотел, но свободного места оставалось много. "Чисто по приколу" закинул еще гамак (хоть у меня была вместительная экспедиционная палатка) и три 3-х литровые ведра (вдруг грибов или ягод соберу).
Дата выезда была выбрана 27.06.25, погоду на это день обещали хорошую, а вот на следующий день обещали дожди, поэтому я был готов к тому, что придется провести две ночевки в лагере. Первое место, куда я решил отправиться в поисках отдыха, это озеро Зябское в Калужской области. Маршрут в ту сторону был проложен через Мужачи, ехать примерно туда нужно было всего около 41 км из города.
Я уже однажды выезжал со своими велосумками, но они были полупустыми. И даже тогда я ощутил, что это существенно усложняет управление велосипедом. С полностью нагруженными сумками велосипед поднять было практически невозможно, слишком много веса на заднее колесо, а схватить для удобного подъема на велосипеде нет места. Ввиду сильной загруженности заднего колеса приходилось останавливаться, чтобы преодолеть бордюры, неровности старался объезжать или преодолевать их на очень низкой скорости (дабы не заработать восьмерку на заднее колесо). Разгон и торможение стали занимать гораздо больше времени, но зато появился хороший накат по прямой. Маневренность упала во много раз. На поворотах сумки раскачивались и приходилось прилагать усилия, чтобы удержать велосипед на месте. Велосипед был очень валким. В целом я ощущал себя водителем грузовика, на котором удобнее всего ехать прямо и по хорошей дороге с постоянной крейсерской скоростью.
В целом первые 25 км вполне комфортно было ехать, а потом постепенно дорога сходила на нет.
В метре от меня из травы внезапно вылетел здоровый тетерев, который меня напугал. Пока пытался понять что произошло, острых ощущений добавил второй тетерев, который также внезапно вылетел чуть ли не у меня из под ног.
Всё чаще попадались грязные участки, дальше дорога совсем была ужасная - сильно заросшая с очень глубокими колеями, которых не было видно. Если в такую колею свалиться, то ехать невозможно, т.к. они глубже хода педали и выбраться не слезая с велосипеда из нее не получалось. Так что все чаще приходилось велосипед просто везти в руках и идти пешком. Путь становился все труднее и труднее. Повсюду виднелись знаки что охота запрещена.
У меня было мало уверенности, что озеро, которое есть на карте, существует на самом деле (я уже так много раз "обламывался"). Я в навигаторе уже достиг точки на берегу озера, но по факту я все еще шел пешком по лесу, границ которого я не видел. Я уже начал задуматься разворачиваться назад и переходить к плану Б (ехать на другое место искать водоем). Но буквально пройдя 5 метров я услышал в далеке кваканье лягушек. Это был хороший знак, значит там есть вода. Осталось узнать только как её много и можно ли там разбить лагерь.
Глава 4. Лагерь
Водоем оказался приличных размеров. А вот место для лагеря, судя по всему, я занял единственное, которое было на всем побережье. На нем же заканчивалась дорога и были видны следы пребывания человека.
Первым делом пришлось поесть всю малину вокруг, чтобы больше не у кого не появилось желание это сделать.
Чтобы раздобыть дрова, пришлось протаптывать дорогу среди высоких зарослей крапивы, малины и прочих кустов. Усложняло все заболоченность местности, ручьи и большие перепады высот. Не с первой попытки, но я смог все-таки пробиться к лесу. Сам лес оказался очень приятным и просторным. Найти дрова проблем не составило, но была проблема их донести до лагеря. Пришлось ходить много раз туда-сюда. Очень надеялся, что в лесу найду грибов и заварю их с "дошиком" на ужин. Увы, но съедобных грибов в этом лесу я не нашел в округе, сколько не искал.
Появилась еще одна трудность. Вода в озере была очень насыщена мелкой зеленой субстанцией и мой фильтр очень быстро забился наглухо. Скорость его фильтрации составила пару капель в минуту. К тому моменту я уже допивал последнюю воду из той, что была с собой.
Я вспомнил, что в лесу звериная тропа привела меня к ручейку с прозрачной проточной водой. Хорошо, что я взял пластиковые ведерки, с ними я отправился за водой.
После возвращения поел еще малины, которая успела за день дозреть.
Не заметил, как быстро пролетело время у костра. Дров накидал много, поэтому было очень тепло даже в дали от костра. Перезагрузил голову, отдохнул от городской суеты и повседневных проблем.
Место было очень глухим и не было слышно ни шума машин, ни лая собак из деревень, ни громкой музыки отдыхающей молодежи. Только звуки природы, которые изредка нарушались гулом пролетающих самолетов (вот от самолетов и вертолетов мне еще пока не удавалось спрятаться - они всегда меня находят). На озере очень громко квакал хор лягушек, но когда прилетала утка наступала абсолютная тишина. Только стоило утке улететь, лягушки сразу возобновляли звучание. Когда я только приехал, с места улетела огроменная цапля, которая как и все цапли обычно при взлете обильно испражнилась. Цапли, пожалуй, самые пугливые птицы из всех, что я встречал. Видимо, до приезда меня она лакомилась многочисленными лягушками, и я своим прибытием сделал одолжение бедолагам, ведь цапля боялась снова вернуться к моему лагерю и я видел, что она охотится уже далеко на другом берегу.
Лег спать я в колее, т.к. избитый рельеф не позволял найти другого места, где бы я мог лечь ровно в полный рост. Ночью утку сменила выдра, которая базировалась совсем рядом с лагерем. Теперь она своими шумными ныряниями в воду прерывала пение лягушек, к которому я уже давно привык и не обращал внимания. Я уже стал слышать как эта выдра шлепает своими маленькими перепончатыми лапками по топкой земле с очередной лягушкой в зубах. Только я начал засыпать, как почувствовал, что кто-то очень настойчиво пробивается прямо из под земли примерно в том месте, где была моя импровизированная подушка. Пенка, на которой я лежал, очень хорошо передавала все звуки, издаваемые движениями этого очень упрямого существа. Скорее всего это был крот. Я очень боялся, что он сейчас вылезет из земли и испортит дно моей палатки, я даже чувствовал, как он толкался. Не помню, что случилось раньше - я заснул или крот понял, что вылезти наружу ему что-то мешает.
Глава 5. Обратный путь.
На следующий день обещали дожди на весь день, поэтому я был готов даже к тому, что весь день придется провести в палатке. Хорошенько выспавшись, я понял, что дождя не было и пока что не будет, но повсюду ходили грозные тучи. Я решил, что для первого тестового похода достаточно, и надо быстренько собираться, пока дождь не застал меня врасплох.
В кустах малины за ночь дозрело много ягод (не знал, что ягоды малины там быстро созревают), их я уже по привычке быстренько все поел и отправился в обратный путь.
Было очень много земляники, причем крупной и сочной.
Потом когда наелся и понял, что земляники очень много, то решил и домой привезти немного.
Когда обходил очередную лужу, поскользнулся в грязи и промочил сильно ногу. Решил остановить сбор ягод и грибов и быстро двигать домой, ведь до дома мне еще добираться было несколько часов. Обратную дорогу решил проложить через деревню Хотисино.
Тем временем уже несколько раз моросил мелкий дождь, но листва деревьев в лесу меня защищала от промокания.
По дороге пришлось остановиться смазать цепь. Ко мне подошел местный мужчина, который работал охранником какого-то полузаброшенного строения, мы с ним немного пообщались. Он рассказал, что в этих лесах очень много живности: косули, лоси, кабаны, волки, медведи. Но людям они проблем не доставляют. Хищникам полно добычи среди диких животных.
Желаю всем если и иметь встречи с медведями в походах, то только с такими!
Если кому-то понравилось, подписывайтесь, буду в будущем писать еще.