В новом учебном году школьники станут учиться по единому расписанию, решать контрольные, составленные по общим нормам, и носить форму, сшитую по ГОСТу. И это далеко не все изменения, которые произойдут в школах 1 сентября 2025 года. Подробности – в материале altapress.ru.
Самые важные новости в Телеграм и ВКонтакте. Подпишитесь!
Единое расписание
С 1 сентября 2025 года всех российских школах вводится единое расписание. Может показаться, что теперь вся страна будут решать математические задачки в 8:30 и учить стихи в 9:20. Но такое просто невозможно.
Теперь ученики будут осваивать школьные предметы в едином темпе, и порядок их прохождения станет более согласованным. Новые критерии составления расписания опираются на единые федеральные программы в образовании, определенные СанПиНами и биоритмами у детей.
При этом школы могут вносить собственные изменения в расписание, но в пределах федеральных стандартов.
В Минпросвещения считают, что единое расписание поможет снизить нагрузку на учеников и учителей, ведь теперь педагоги смогут эффективнее планировать занятия и избегать переработок.
К тому же единое расписание должно упростить переход между разными школами – при переезде ученик больше не столкнется с пропущенными темами или несостыковками в программе.
День знаний в Барнауле. Школа №42.
Анна Зайкова, altapress.ru
Новые правила для контрольных работ
Одновременное с единым расписанием в школах начнут действовать единые нормы времени на выполнение контрольных и практических работ.
Согласно новым правилам, школьники будут выполнять контрольные работы в течение одного или двух уроков – то есть не более 45 или 90 минут.
На выполнение практических работ, которые не проверяют, а закрепляют знания (лабораторные или интерактивные занятия) отводится только один урок — не более 45 минут.
Также в новом учебном году контрольные и проверочные работы, включая ВПР, будут занимать не более 10% учебного времени. Школы должны следить, чтобы контрольные работы не скапливались в одну неделю. В ведомстве отметили, что это поможет избежать перегрузки учеников.
Учеба. Школа.
https://unsplash.com/
Меньше домашней работы и больше отдыха
Изменения коснутся не только контрольных, но и домашних работ — их объем также сократится. Время на выполнение «домашки», включая электронные задания, должно соответствовать нормам, разработанным в профильном НИИ изучения образования.
Для младших классов установлены жесткие временные рамки: в первом классе — не более 1 часа в день, второй и третий классы — до 1,5 часа, четвертый — максимум 2 часа.
В старших классах нормативы составляют не более 3,5 часа.
Также не рекомендуется задавать «домашку» на выходные и праздники.
Учеба. Школа.
https://unsplash.com/
Синхронизация с ОГЭ и ЕГЭ
Одна из распространенных жалоб выпускников, сдающих ОГЭ и ЕГЭ – это задания, которые порой отличаются от школьной программы. В 2025 году эту проблему собираются устранить.
Теперь программы предметов будут скорректированы в соответствие с темами на ГИА в 9 и 11 классах. Четкие критерии уже установлены для базовых предметов — русского языка и математики.
Для других дисциплин нормативы будут разработаны позднее, например, обществознания и истории, иностранных языков и информатики.
ЕГЭ по литературе в барнаульском лицее №101
Анна Зайкова
ГОСТ на школьную форму
Новый государственный стандарт на школьную форму уже вступил в силу с 1 июля 2025 года.
ГОСТ регламентирует ряд параметров, связанных с комфортом и здоровьем ребенка. Форма должна быть удобной, предотвращать аллергические реакции, защищать от перегрева и переохлаждения.
Согласно новому стандарту, школьная форма может быть разнообразной и быть как целым комплектом, так и состоять из отдельных элементов: блузок, жилеток, пиджаков, рубашек и так далее.
При этом ГОСТ не навязывает конкретный дизайн или цвет. Как и прежде, школы могут самостоятельно определять внешний вид формы, руководствуясь внутренними правилами и традициями. Единственное ограничение – запрет на использование неформальной символики. Допускается только эмблема учебного заведения.
При этом стоит отметить, что если ученик придет в школу в повседневной одежде, а не в форме – это не повод не пускать его на уроки. В качестве наказания администрация учреждения может попросить написать объяснительную записку.
День знаний в Барнауле. Школа №42.
Анна Зайкова, altapress.ru
Обществознание и история
В новом учебном году далеко не у всех школьников средних классов начнутся уроки обществознания. Предмет уберут из расписания шестиклассников и семиклассников. А в 2026 году обществознание останется только в 9-х, 10-х и 11-х классах.
Вместе с тем оставшиеся часы перейдут «Истории». В 5-7-х классах предмет будут изучать три часа в неделю. Пятиклассники будут проходить всеобщую историю и историю нашего края, а с шестого класса — историю России.
В 2026 году количество часов увеличат у старшеклассников. В восьмых классах будет так же по три урока в неделю (34 часа всеобщей истории и 68 часов истории России), в девятых — по два (23 часа всеобщей истории и 45 часов истории России).
Школа. Класс.
unsplash.com
Оценки за поведение
В новом учебном году учителя будут ставить детям оценки не только за знания, но и за поведение. Такой пилотный проект Минпросвещения запустило в семи регионах страны: Новгородской, Ярославской, Тульской, Ленинградской областей, Луганской Народной Республики, Чеченской Республики, Республики Мордовия.
Предварительно в Минпросвещения предложили, чтобы оценку за поведение выставлял классный руководитель с учетом мнения педагогов, которые работают с ребенком, и администрации образовательной организации.
В ведомстве подчеркнули, что уже сформированы принципы и критерии оценки поведения с учетом общего мнения и позиций учителей и родителей. Среди предлагаемых критериев – дисциплинированность, соблюдение норм межличностного взаимодействия с обучающимися, со взрослыми, социальная активность и правомерное поведение.
Линейка на День знаний в школе №53.
Анна Зайкова.
Каждая пилотная школа сможет выбрать одну из трех моделей оценки. Это двухуровневая система (зачет/незачет), трехуровневая система (образцовое, удовлетворительное и неудовлетворительное поведение), а также традиционная пятиуровневая система («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно», «совсем неудовлетворительно»).
В будущем практику оценивания поведения хотят внедрить во всех школах страны.