Публикую главы своей будущей книги по истории БКС. Предыдущие части - в подборке:
Мы уже коснулись века двадцатого, но теперь стоит сделать шажок назад, иначе будет непонятно, почему Елизавета стала королевой Елизаветой II и почему история их любви с принцем Филиппом так уникальна.
Семейная жизнь королевы Елизаветы II: истоки
Личная жизнь медийных личностей всегда привлекала огромное внимание. Не стала исключением и личная жизнь девушки, ставшей королевой в свои 25, - королевой, за время правления которой сменилось 12 президентов США, 6 генсеков СССР, президент СССР и 3 президента России.
О любви Елизаветы II и принца Филиппа писали немало и пишут до сих пор. Как известно, они приходились друг другу дальними родственниками.
Королеву Викторию (1837-1901) не зря называли “бабушкой всей Европы”.
Благодаря брачным союзам своих дочерей и сыновей она объединила узами родства практически все правящие семьи Европы 19 века, что, естественно, оказало влияние и на век двадцатый.
Мать будущего мужа Елизаветы, принца Филиппа Греческого и Датского, была правнучкой королевы Виктории. Ее мать (бабушка Филиппа) Виктория, в замужестве Маунтбеттен, родилась от брака второго ребенка королевы Виктории - принцессы Алисы - с немецким герцогом Людовиком Гессенским.
История каждого из детей королевы Виктории поистине уникальна. Расскажу про каждого, а начну, естественно, с Алисы.
Алиса и Людовик
Прабабушка принца Филиппа по материнской стороне, принцесса Алиса, была скорее папиной дочкой.
Мать - королева Виктория - воспитывала своих детей по жесткой системе, а вот отец - принц-консорт Альберт - лично учил детей чему знал, да и просто проводил с ними времени больше, не имея каких-то особых обязанностей (все ж консорт, а не монарх…). Поэтому, когда обожаемый папа устроил помолвку 18-летней Алисе с бравым офицером Людовиком фон Гессен, она и не вздумала отказаться.
Брачные договоренности изначально имели целью укрепление династических связей, о какой-то симпатии между молодыми речи не шло. Просто тётка Людовика была супругой российского императора Александра II, и у герцогства Гессенского были неплохие перспективы - по крайней мере, можно было всегда рассчитывать на политическую или даже военную поддержку в случае чего.
Но, каким бы дальновидным ни был Альберт, он так и не увидел свадьбы своей дочери: скоропостижно скончался за 7 месяцев до этого.
Свадебные празднества, впрочем, и без того были омрачены жестокими реалиями того времени. Герцогство Гессенское оказалось втянуто в войну, на которую не хватало денег - так что молодым пришлось во всём ужаться. Это стало дополнительной причиной будущего разлада между супругами - отец Алисы умер, она искренне горевала, а Людовик сожалел лишь о том, что тесть не сможет помочь деньгами.
Алиса нашла выход своему горю, с головой погрузившись в чужие беды. Во время первой беременности она чуть ли не до самых родов продолжала заниматься организацией госпиталей.
Это не была просто церемониальная благотворительность с перерезанием красных ленточек - Алиса всерьез перенимала опыт медсестры Флоренс Найтингейл, культовой фигуры викторианской эпохи, чьи методы ухода за ранеными были поистине новаторскими.
Людовик же был типичный “пруссак” - вояка, наслаждавшийся войной. Отношения между Алисой и Людовиком постепенно охладевали, и только привитые Алисе с раннего детства викторианские заветы о роли женщины в супружестве позволили их семейству увеличиваться с каждым годом.
Хорошо это или плохо, но королева Виктория продолжала контролировать жизнь своих детей - какими бы взрослыми и образованными они ни были. Так и Алиса вынуждена была оставлять свои обязанности принцессы-медсестры и отправляться на роды в Англию, во дворец матери.
В свою очередь, и сама она прививала собственным детям те же взгляды, которые привили когда-то ей: Гессенское герцогство жило беднее Британской империи, но не настолько, чтобы самой шить наследникам одежду. А Алиса это делала, подавая пример детям, и приучала их самостоятельно заправлять кровати и подметать полы в их комнатах.
Таким образом, Алиса была чем-то вроде консорта Альберта в юбке - неудивительно, что, при холодных отношениях родителей друг с другом, дети обожали ее и знали английский язык лучше, чем немецкий (на английском общались с матерью, на немецком - с отцом, герцогом Людовиком).
У Алисы и Людовика в их несчастливом браке родилось семеро детей.
1) через год после свадьбы - девочка, которую назвали Викторией, в честь матери Алисы.
Именно она и приходится бабкой тому самому принцу Филиппу, и об этом будет рассказано позже.
2) вторая девочка - Элизабет - стала женой великого князя Сергея Александровича, сына российского императора Александра II.
Ее называли самой красивой принцессой Европы, а с Сергеем они познакомились потому, что в Гессене иногда гостила такая же бывшая немецкая принцесса, ставшая женой российского императора Александра II.
Элизабет и Сергей сразу понравились друг другу и, несмотря на противодействие королевы Виктории, поженились (королева-то мечтала о более статусном браке для самой красивой принцессы, не о пятом сыне императора).
Кстати говоря, именно на этой свадьбе познакомились будущий император Николай II и будущая императрица Александра Федоровна - младшая сестра Элизабет.
После замужества Элизабет получила русифицированное имя и титул “Великая княгиня Елизавета Федоровна”. Брак оказался бездетным, но супруги жили счастливо.
После того, как Сергей Романов был убит в 1905 году террористом из партии социалистов-революционеров, великая княгиня продала свои драгоценности, включая обручальное кольцо, и на вырученные деньги основала Марфо-Мариинский монастырь в Москве. Матушка Елисавета стала его настоятельницей.
В 1918 году она с другими членами императорской семьи была выслана в Екатеринбург и там убита; канонизирована Русской Православной Церковью Заграницей в 1981 году, а в 1992 году Московским Патриархатом как священномученица Елисавета Феодоровна.
Вот так англо-немецкая принцесса стала православной священномученицей.
3) третьим ребенком Алисы и Людовика была девочка, которую назвали Ирен (по-гречески “Ирина” значит “мир”) в честь окончания австро-прусской войны в год ее рождения.
Алиса считала Ирен самой некрасивой из своих дочерей, да и бабке - королеве Виктории - она была не очень интересна. Поэтому ей удалось скоропалительно выйти замуж за своего кузена Генриха (брат будущего императора Германии Вильгельма II).
Впоследствии такие семейные связи сделали Ирен чуть ли не персоной нон грата в большинстве стран Европы, однако в своем маленьком кругу она была счастлива. Ее счастье было омрачено лишь гемофилией двух из трех ее сыновей (один из них скончался в детстве от случайной травмы).
4) четвертым был долгожданный мальчик - будущий наследник, очередной великий герцог. Его назвали Эрнест Людовик.
Он прожил достаточно долгую жизнь, дважды был женат, обзавелся детьми, но в вихр революций 1918 года потерял трон и титул герцога, после чего жил как частное лицо в замке Вольфсгартен - старинной резиденции герцогов Гессенских недалеко от Дармштадта.
Его сын от второго брака в 1931 году женится на сестре принца Филиппа…
5) пятый ребенок - и второй сын - Фридрих, по мановению судьбы получит в наследство гемофилию и умрет в трехлетнем возрасте в результате несчастного случая.
По воспоминаниям современников, Фридрих и его старший брат Эрнст играли вместе в спальне своей матери Алисы. Эрнст побежал в другую комнату, которая была расположена под прямым углом к материнской спальне, и посмотрел в окно на младшего брата.
Алиса побежала, чтобы оттащить Эрнста от окна. Когда она покинула комнату, Фридрих, который тогда еще мог только ковылять, забрался на стул рядом с открытым окном, чтобы посмотреть на своего брата. Стул опрокинулся, и Фридрих вывалился через окно, упав с высоты 6 м на балюстраду внизу. Он пережил падение и мог бы выжить, если бы у него не было гемофилии. Он умер через несколько часов от кровопотери.
6) Александра (“Аликс”) Гессенская - родилась всего за год до этих событий и не была их свидетельницей, но всю жизнь находилась под впечатлением этой трагедии. Современники связывали с этой психологической травмой ту зависимость, в которую уже взрослая женщина, императрица, впала от мошенника, который якобы мог вылечить ее единственного сына от гемофилии.
Александра стала женой наследника русского престола, будущего императора Николая II, в 1894 году.
7) в семье Алисы и Людовика был и седьмой ребенок - Мария, по домашнему прозвищу “Мэй”, потому что она родилась в мае. Этой девочке судьба отвела прожить лишь четыре года. В 1874 году разразилась эпидемия дифтерии, от которой пострадали все члены семьи, но почти все выжили - кроме малышки Мэй и самой Алисы.
Алиса, пережившая двоих из своих детей, умерла в день смерти своего обожаемого отца.
Александра была очень близка со своей младшей сестрой Марией и считается, что одну из своих дочерей она назвала как раз в ее честь.
Продолжение следует