Найти в Дзене
Путешествуя на диване

Зачем Япония построила тонущий аэропорт за 20 миллиардов долларов? И это не остановить

Оглавление

А вы бы полетели из аэропорта, который тонет? Нет, серьезно. Представьте: вы сидите в зале ожидания, попиваете кофе, а где-то глубоко под вами морское дно терпеливо ждет своего часа. Звучит как начало фильма-катастрофы, правда? Но для миллионов пассажиров международного аэропорта Кансай в Японии это обычная реальность.

Двадцать миллиардов долларов. Вдумайтесь в эту цифру. За эти деньги можно было бы... да что угодно! Построить десяток обычных аэропортов. Или один космодром. Японцы же решили создать нечто невероятное - два искусственных острова посреди океана с полноценным аэропортом на них. И знаете что? Он работает! Правда, с одной маленькой оговоркой - каждый год опускается всё ниже к морскому дну.

Друзья! Чтобы оставаться в курсе выхода новых статей на канале, вы можете подписаться на наш телеграм канал. А помимо анонсов статей, там будет уникальный и интересный материал, которого нет на дзене. Присоединяйтесь!"

Почему нельзя было построить обычный аэропорт

История началась задолго до того, как кто-то додумался строить острова в океане. В 1964 году жители Осаки радостно встречали открытие нового международного аэропорта Итами. Первый самолет приземлился, все аплодировали, шампанское лилось рекой... А потом началось.

Оказалось, что строить аэропорт прямо рядом с жилыми кварталами - идея так себе. Представьте: вы мирно завтракаете, а мимо вашего окна на высоте третьего этажа проносится Боинг. Рев турбин, дрожащие стекла, кот в истерике прячется под диваном. Романтика!

-2

Местные жители быстро поняли, что подписались не на то. Протесты, судебные иски, требования компенсаций - классический набор недовольного населения. И суды, что удивительно, часто становились на их сторону. Кому-то платили деньги за "моральные страдания" (интересно, как они их измеряли?), кого-то переселяли в новые дома. Властям это влетало в копеечку.

Но город рос, как на дрожжах. Миллионы пассажиров, сотни рейсов - один аэропорт уже не справлялся. Нужен был второй, побольше и помощнее.

Гениальное решение

Логика чиновников из Министерства транспорта была железной. Новый аэропорт рядом с городом? Опять протесты, опять суды, опять миллионы на компенсации. Земля возле Осаки стоила космических денег. Переселять целые районы? Это же годы судебных разбирательств!

-3

И тут кто-то предложил: "А давайте построим его в море!"

Честно говоря, не знаю, что курили участники того совещания, но идея всем понравилась. Никаких соседей - никаких проблем. Самолеты летают над водой - рыбы не жалуются. Идеально же!

Правда, была одна загвоздка. Как, собственно, строить аэропорт посреди залива Осака? Но японские инженеры - ребята упертые. "Справимся!" - сказали они. И в 1987 году закипела работа.

Как засыпать море и построить на нем аэропорт

То, что происходило дальше, больше похоже на битву с природой, чем на стройку. Сначала нужно было оградить будущие острова от волн. 48 тысяч бетонных блоков!

Плюс щебень, плюс стальные камеры весом в сотни тонн. Дамбы, защитные стены - настоящая крепость против океана. Только на защитный щит ушло 150 миллионов долларов. За эти деньги можно было бы построить небольшой аэропорт где-нибудь в глубине страны, но нет - японцы шли ва-банк.

-4

Дальше началось самое интересное. Морское дно оказалось глинистым и мягким, как... ну, как мокрая глина, собственно. Попробуйте построить что-то тяжелое на губке - примерно такая же история. Инженеры засыпали дно сотнями тысяч тонн песка. Но песок размок и превратился в кашу.

Тогда в ход пошла хитрая технология. Два миллиона вертикальных труб вбили в морское дно! В каждую засыпали песок. Система работала как гигантский дренаж - влага поднималась по трубам и испарялась. Гениально? Безумно? Наверное, и то, и другое.

Грунт привозили отовсюду - из гор вокруг Осаки, из соседних городов, даже из других стран. Баржи сновали туда-сюда, как муравьи. Слой за слоем, пауза для утрамбовки, снова слой... Это было похоже на выпекание гигантского геологического торта.

-5

А потом вбили 900 колонн на гидравлических домкратах. Зачем домкраты? О, это самое интересное...

Вот так сюрприз. Аэропорт начал тонуть

В 1994 году аэропорт торжественно открыли. Красивое здание возвышалось над океаном, сверкало стеклом и металлом. Первые самолеты, первые пассажиры, первые... сантиметры проседания.

По расчетам инженеров, почва должна была оседать медленно и предсказуемо. За 50 лет - примерно до 4 метров над уровнем моря. Это критический минимум - опустится ниже, и при первом серьезном шторме аэропорт затопит. Но 50 лет - это же целая вечность! За это время что-нибудь придумают, решали оптимисты.

-6

Реальность оказалась куда прозаичнее. Некоторые участки просели до критических 4 метров всего за 6 лет! Это как если бы вы купили йогурт со сроком годности месяц, а он скис через три дня.

Еще во время строительства были тревожные звоночки. Первый остров просел на 8 метров вместо расчетных 6. Два метра разницы - вроде немного? Для такого мегапроекта это катастрофа. Но останавливаться было поздно - миллиарды уже потрачены, обратной дороги нет.

Битва с гравитацией продолжается

Помните те 900 колонн с гидравлическими домкратами? Вот тут-то они и пригодились. Когда здание начало крениться (да-да, как Пизанская башня, только незаметно для глаза), инженеры бросились подкладывать железные пластины под домкраты и выравнивать конструкцию.

Сейчас в каждой колонне стоят измерительные приборы. Малейшее отклонение - и специалисты бегут регулировать домкраты. Это как играть в "Тетрис", только ставка - 20-миллиардный аэропорт.

-7

С момента открытия Кансай просел почти на 12 метров. Двенадцать! Это четырехэтажный дом. И процесс не останавливается - где-то быстрее, где-то медленнее. Второй остров, построенный позже, тоже не отстает в этой гонке к морскому дну.

Сколько продержится аэропорт? Хороший вопрос. Некоторые эксперты дают второму острову время до 2030 года (ой, это же совсем скоро!). Другие более оптимистичны. Но все сходятся в одном - рано или поздно океан возьмет свое.

А пока что? Пока что через Кансай проходят 26 миллионов пассажиров в год. Самолеты взлетают и садятся, магазины duty-free работают, кофе в кафе стоит дорого, как и положено в аэропорту. Жизнь идет своим чередом на медленно тонущем острове.

И знаете, что самое ироничное? Уменьшить нагрузку бесполезно. Давит не вес самолетов или толпы туристов - давит сам грунт, те миллионы тонн земли и песка, которые когда-то с таким трудом насыпали в океан.

Японцы создали чудо инженерной мысли, которое обошлось в 20 миллиардов долларов и продолжает дорожать с каждым ремонтом. Аэропорт, который решил проблему шума для жителей Осаки, но создал новую проблему - как удержать его на плаву. Буквально.

Может, в следующий раз стоит всё-таки строить на суше? Хотя, зная японцев, они скорее придумают, как поднять весь аэропорт на воздушной подушке. Или научат его плавать. В конце концов, если ты уже потратил 20 миллиардов на тонущий аэропорт, почему бы не потратить еще столько же на то, чтобы он перестал тонуть?

Хотите узнать больше о необычных уголках планеты и погрузиться в традиции далеких народов? Подписывайтесь на канал, чтобы отправиться в захватывающее путешествие по культуре, обычаям и самым удивительным историям! 🌍

Друзья, если вы хотите поддержать наш канал, вы сможете сделать это по специальной ссылке! Это помогает каналу расти и публиковать для вас больше увлекательных, интересных и невыдуманных историй.

-8