Найти в Дзене

Мост из снов в реальность: Искусство как Катализатор Осознанности

Можно ли быть художником, не эксплуатируя боль? Ксения Драныш убеждена: да. В мире и так много тяжести. Ее выбор – искусство света и выхода. Через сны, которые ведут ее к удивительным совпадениям и откровениям, и через полифонию медиумов – от рисунка до скульптуры. ◾️ Ее творчество – это мост из снов в реальность, но ведущий не в пропасть отчаяния, а к осознанности. Она трансформирует личный и коллективный опыт, использует арт-терапию и верит в ответственность художника перед зрителем. Макс Егоров выяснял как сны становятся искусством, а искусство – катализатором исцеления и понимания. Ксения, как ты впервые осознала себя художником? Был ли у тебя момент, когда ты поняла, что искусство — это не просто хобби, а образ жизни? Я с детства думала, что я художник, поэтому момента осознания себя художником мне не приходилось испытывать, так было всегда. Искусство – это мой образ жизни уже несколько десятков лет, просто раньше я про это даже не думала, а жила своими творческими идеями, делами,

Можно ли быть художником, не эксплуатируя боль? Ксения Драныш убеждена: да. В мире и так много тяжести. Ее выбор – искусство света и выхода. Через сны, которые ведут ее к удивительным совпадениям и откровениям, и через полифонию медиумов – от рисунка до скульптуры.

◾️ Ее творчество – это мост из снов в реальность, но ведущий не в пропасть отчаяния, а к осознанности. Она трансформирует личный и коллективный опыт, использует арт-терапию и верит в ответственность художника перед зрителем.

Макс Егоров выяснял как сны становятся искусством, а искусство – катализатором исцеления и понимания.

Ксения, как ты впервые осознала себя художником? Был ли у тебя момент, когда ты поняла, что искусство — это не просто хобби, а образ жизни?

Я с детства думала, что я художник, поэтому момента осознания себя художником мне не приходилось испытывать, так было всегда. Искусство – это мой образ жизни уже несколько десятков лет, просто раньше я про это даже не думала, а жила своими творческими идеями, делами, творческой учебой, а сейчас, если рефлексировать, то, конечно, понимаю, что творчество уже неотделимо встроено в мою жизнь. И даже если я перестану рисовать, я не перестану быть художником, потому что художник – это образ мысли.

-2

Ты начала записывать и анализировать свои сны с девяти лет, и периодически упоминаешь, что сны — это «портал». Считаешь ли ты, что сны могут открывать доступ к чему-то более значимому, чем просто личное подсознание?

Сны действительно могут открывать доступ к чему-то более значимому. У меня бывали вещие сны и сны предупреждения о чем-то, где мне прямым образом или текстом заранее рассказывалось, о том, что произойдет. В самом моменте, это так не ощущается, иногда даже кажется, что это бред, но когда через короткое время сон становится явью, то сразу осознаешь, что к чему, и какую подсказку не воспринял всерьез.
Иногда, видишь во сне какой-то образ, а встречаешь его в жизни лишь через какое-то время, и история раскручивается и дает новые смыслы, новую глубину.
Я люблю такие «совпадения», для меня они как ключики, раскрывающие потайные дверцы и делающие жизнь интереснее.

«ЯщерКот», 2025 Ксения Драныш
«ЯщерКот», 2025 Ксения Драныш

Есть ли образы из снов, которые стали твоими личными символами? О чем они?

Так, например, на моей выставке в ММОМА, вы можете увидеть в последнем зале металлические розовые елки и рисунок с ними же. Их образ мне приснился в 2020 году, примерно за 10 дней, до того, как я оказалась в Таиланде в храме и наткнулась на абсолютно такие же формы, которые раньше не встречала нигде. Оказалось, что этот символ называется royal umbrella, считается мощным буддийским амулетом, зонтом протекции от всего неблагоприятного. В тот момент меня шокировало это совпадение и знания об этом символе раскрыли мне дополнительные смыслы моего сна.

«Материя Сна», Ксении Драныш в Московском музее современного искусства
«Материя Сна», Ксении Драныш в Московском музее современного искусства

В твоих работах присутствуют аллегории и трансформации, но ты избегаешь изображения боли, акцентируя внимание на свете и радости. Почему для тебя важно создавать именно такую художественную реальность?

Для меня важно не делать акцентов на боли и тяжелых темах, потому что их в мире достаточно и без моего искусства, а так же я предпочитаю транслировать скорее возможности выхода из этой боли, чем саму боль, то есть я превращаю боль или страх в метафору и трансформирую неблагоприятный опыт в путь, которым показываю зрителям, как я это уже пережила, что дальше может быть легче, пусть даже в начале так и не казалось. Я это делаю осознанно, чтобы человек после просмотра моего искусства выходил с легким сердцем, а не с ощущением еще большей тяжести, в которую его окунули без его запроса.

-5

Иногда катарсис достигается именно через творческое выражение боли. Не кажется ли тебе, что игнорирование тьмы ограничивает твою силу как художника?

Я очень чувствительная, когда я смотрю тяжелые фильмы, я могу еще несколько дней приходить в себя после, у меня может болеть живот после фильмов Девида Линча, например. Хотя, я считаю его гениальным, но больше его я не смотрю. Потому что мое состояние комфорта мне важнее.
Или вот, еще история, в том году я ходила в театр и там был очень тяжелый спектакль на тему Ревизора, интерпретирован режиссёром весьма хтонически, мне было реально плохо после спектакля. Я приняла решение, что больше ходить на такой мрачняк я не буду.
Однажды, еще в студенчестве, я делала серию работ на тему «жертвы пропаганды», все время пока я писала эти работы, мне было плохо, и я болела.
Возможно, подобные заряженные образы, подходят тем людям, которые чувствуют себя с трудом, чтобы хоть как-то растормошиться и ощутить хоть что-то.

Выставка «Материя Сна» Ксении Драныш в Московском музее современного искусства
Выставка «Материя Сна» Ксении Драныш в Московском музее современного искусства

Как ты думаешь, может ли искусство оказывать терапевтическое воздействие не только на зрителя, но и на самого художника? Используешь ли ты творчество как инструмент исцеления?

Конечно, искусство может быть исцеляющим. Ведь люди даже занимаются арт-терапией и зачастую могут выразить себя там лучше, чем если бы пытались объяснить словами. Потому что творчество часто связано с подсознательным. Я тоже использую технику терапевтического автопортрета, для проработки своих состояний и даже провожу иногда групповые мастер-классы для людей. Когда в конце сеанса мы начинаем разбирать рисунки, многие участники в шоке, насколько много рисунок может о них рассказать. На смысл влияет всё: линия, цвет, композиция, форма.

«Aquarium» Ксения Драныш
«Aquarium» Ксения Драныш

Ты говорила ранее: «Каждый осознанный человек несет ответственность за то, что транслирует в мир». Как ты понимаешь эту ответственность? Должен ли художник нести ответственность за то, что он приносит в мир через свое искусство?

Я не могу говорить за всех, мнений и людей очень много. Разных способов восприятия и влияния, тоже полно. Я выбрала для себя нести эту ответственность и относиться к этому внимательно.

Серия автопортретов 18+: Русская сказка. Ксения Драныш
Серия автопортретов 18+: Русская сказка. Ксения Драныш

Твое творчество охватывает множество направлений — от живописи и вокала до перформанса и керамики. Это вызов для себя или естественная потребность? Или же это способ сохранять свою свободу?

Мне нравится проявляться разными способами, говорить на языках разных медиумов. Я всегда хотела уметь делать кучу всего в разных техниках, и я продолжаю к этому стремиться. Если я долгое время создаю рисунки, мне становится скучно, хочется проявить свои другие аспекты и я переключаюсь на живопись, скульптуру, роспись ткани, фото или видео-арт.

Выставка «Материя Сна» Ксении Драныш в Московском музее современного искусства
Выставка «Материя Сна» Ксении Драныш в Московском музее современного искусства

Ты балансируешь между академической точностью и спонтанностью. Где ты чувствуешь больше силы — в контроле или в его отпускании?

Больше всего силы в балансе между явлениями контроля и спонтанности. Нужна золотая середина, мастерское лавирование между профессионализмом и импровизацией.

-10

Я обратил внимание, что тебя интересуют духовные концепции, такие как православные исследования, практика випассаны и буддийская философия. Как именно духовность и осознание себя через медитативные практики повлияли на твое восприятие творчества и цели искусства?

Духовные концепции и философия меня вдохновляют, дают мне внутренний вектор стремления к познанию истины, дают мне силы для переосмысления разного жизненного опыта. Думаю, мое творчество стало более насыщенным, я могу транслировать своим искусством более глубокие и вечные смыслы.

«Майский столб», 2024 Ксения Драныш
«Майский столб», 2024 Ксения Драныш

Каковы отличия твоих «трансцендентных видений из медитаций» от сновидений в контексте творческого материала?

Отличий не так много, потому что все видения и сны, так или иначе, упираются в мои возможности восприятия реального и нереального. Образы из медитаций очень часто похожи на образы из снов, но в снах чаще бывают связанные сюжеты, истории, а в медитациях бесконечные, хаотичные потоки несвязанных между собой изображений или фрагментов.

Как ты думаешь, в чем главная сила искусства в современном мире?

Искусство помогает нам понимать и переосмыслять себя и мир вокруг, прокачивает осознанность и эмпатичность, помогает устанавливать связи с другими людьми, исцеляться и катализировать новые социальные изменения, смыслы и ценности; сохраняет, передает и модифицирует культурное наследие.

Июль 2025

_______________________________________

Если вы хотите рассказать о своем творческом опыте, присылайте свои истории в Telegram: https://t.me/maksygrv

_______________________________________

Больше о творчестве в ТГ-канале: https://t.me/o_sile_iskusstva