В период Первой мировой войны возникла батальонная артиллерия, игравшая роль артиллерийской поддержки пехотных подразделений. Её основной целью было уничтожение неожиданно возникающих пулемётных точек и других огневых позиций противника, расположенных как открыто, так и в укрытиях. Эти огневые точки, активизируясь в глубине вражеской обороны, нарушали строй наступающих войск и срывали их продвижение. С появлением танков на поле боя, к задачам батальонной артиллерии добавилась борьба с бронетехникой противника на близких дистанциях, как в оборонительных, так и в наступательных операциях.
Очевидно, что для выполнения этих задач было невозможно обойтись одним типом оружия, поскольку борьба с бронетехникой требовала высокоскорострельных орудий с высокой начальной скоростью снаряда, необходимой для пробития вертикальной брони. В то же время, поражение укрепленных огневых точек требовало орудия, способного вести огонь по навесной траектории относительно мощным осколочно-фугасным снарядом.
Попытки объединить два ствола на одном лафете предпринимались практически во всех странах перед началом войны, однако отдельные успешные образцы не смогли существенно повлиять на ситуацию на артиллерийском фронте.
Поэтому, несмотря на привлекательность подобной концепции, универсальное орудие не получило широкого распространения и в конечном итоге было заменено двумя отдельными системами – легкой противотанковой пушкой и гаубицей или мортирой, в некоторых странах замененными минометом.
Батальонные противотанковые пушки довольно часто, хотя и не в полной мере, освещались в отечественной прессе. Однако батальонным орудиям навесного огня (мортирам и гаубицам) в нашей литературе уделялось крайне мало внимания. Попробуем восполнить этот пробел.
К основным требованиям, предъявляемым к батальонным орудиям навесного огня, относились минимальный вес в боевом положении (чтобы орудие могло перемещаться по полю боя силами небольшого расчета), мощный осколочно-фугасный снаряд весом не менее 4 кг и максимальная дальность стрельбы – до 2,5-3 км.
Несмотря на активное развитие минометов в предвоенный период, во многих странах по-прежнему уделялось значительное внимание специализированным батальонным мортирам/гаубицам, которые должны были дополнять минометы. Рассмотрим их более подробно.
В Германии каждый пехотный полк располагал артиллерийской ротой, состоящей из шести 7,5-см легких пехотных орудий обр. 18 (Ie.I.G. 18) и двух 15-см тяжелых пехотных орудий обр. 33 (S.I.G.33). При этом легкие орудия распределялись повзводно между двумя батальонами полка.
7,5-см легкое пехотное орудие было принято на вооружение немецкой армии в 1927 году и использовалось до конца войны.
Особенности конструкции орудия: ствол – моноблок, соединенный с салазками посредством двух цапф, расположенных в дульной части ствола и служащих осью вращения при подъеме и опускании казенной части ствола.
Устройство не имело привычного заклинивания. Все элементы, обеспечивающие выстрел и удаление отработанной гильзы, размещены в задней части салазок. Экстракция гильзы и досылание нового патрона осуществлялись при поднятии казенной части ствола, подобно охотничьим ружьям с откидным стволом.
Механизмы, компенсирующие отдачу, не задействовались во время отката. Гидропневматический накатник располагался справа от люльки. Слева находился гидравлический тормоз отката веретенного типа.
Вертикальная наводка осуществлялась секторным механизмом. При горизонтальном наведении платформа перемещалась по боевой оси. Уравновешивающий механизм был пружинного типа. Лафет имел систему амортизации.
Данные 7,5-см легкого пехотного орудия leIG 18
Транспортировка орудия осуществлялась как с передком, так и без него. В последнем случае использовалась одиночная конная упряжка, а на поле боя – силами расчета с помощью лямок. При необходимости орудие разбиралось для перевозки на вьюках.
Заряжание производилось раздельно, с использованием гильз из латуни или латунированной стали. В боекомплект входило пять зарядов.
Пробивная способность осколочно-фугасной гранаты образца 18 при использовании зарядов № 1 – № 3 и установке взрывателя на замедление позволяла пробить легкое полевое укрепление толщиной до 1 метра, а при использовании зарядов № 4 и № 5 – кирпичные и бетонные стены толщиной до 25 см. При взрыве гранаты (угол падения менее 25°) осколки разлетались на 20 метров в стороны, на 6 метров вперед и на 3 метра назад. При взрыве гранаты после рикошета на высоте до 10 метров разлет осколков составлял 12 метров в стороны, 10 метров вперед и 5 метров назад.
Помимо этого орудия, в немецких полках также имелись 150-мм "тяжелые пехотные орудия", принятые на вооружение в 1933 году.
Ствол орудия состоял из моноблочной трубы и казенника, закрепленного соединительной гайкой. Затвор был клиновым, с горизонтальным перемещением. Вертикальная наводка осуществлялась секторным механизмом. При горизонтальном наведении передняя часть станка скользила по боевой оси.
Станок орудия был однобрусным, коробчатого типа. Подрессоривание осуществлялось торсионной системой. Колеса были изготовлены из алюминиевого сплава. У орудий, транспортируемых механической тягой, на колеса надевались сплошные резиновые шины.
Эти орудия представляют большой интерес, но заслуживают отдельного описания, поэтому их история здесь не рассматривается.
В Японии в 30-е годы в состав пехотного стрелкового полка входил артиллерийский дивизион, состоявший из двух батарей по четыре орудия в каждой, вооруженных первоначально 75-мм спаренными пушками образца 41 (1908 года).
В состав каждого пехотного полка входили три батальона. Каждый батальон получал в свое распоряжение четыре 37-мм орудия, предназначенные для борьбы с танками, а также четыре 70-мм гаубицы образца 1934 года (модель 92).
В 1935 году произошло перераспределение вооружения: 75-мм горные пушки образца 1941 года были изъяты из горных полков и переданы в артиллерийские подразделения стрелковых полков. Взамен, горные артиллерийские полки были оснащены более современной техникой – 75-мм пушками-гаубицами образца 1934 года (модель 94).
75-мм горная пушка образца 1941 года имела конструкцию с поршневым затвором, гидравлической системой амортизации отката и пружинным механизмом наката. Транспортировка системы осуществлялась либо на колесах, либо с использованием вьюков, при этом вес каждого из шести вьюков не превышал 96 кг.
70-мм пехотная гаубица 92 была принята на вооружение в 1934 году. Она имела ствол, выполненный в виде моноблока, с поршневым затвором. Для амортизации отката использовалась гидравлическая система, а для наката – пружинный механизм. Лафет был оснащен раздвижными станинами. Конструкция с коленчатыми полуосями позволяла устанавливать ствол в двух положениях: высоком (для стрельбы по навесной траектории) и низком (для стрельбы прямой наводкой). Колеса были изготовлены из металла. Перемещение гаубицы осуществлялось с помощью конной тяги или с использованием 4 вьюков.
Для стрельбы из 70-мм гаубицы использовался осколочно-фугасный снаряд массой 3,83 кг и длиной 4,1 калибра. Масса взрывчатого вещества в снаряде составляла 0,6 кг.
В Советском Союзе, начиная с 20-х годов, вопросам развития батальонной и полковой артиллерии уделялось значительное, даже чрезмерное, внимание. Разрабатывались многочисленные проекты и создавались опытные образцы орудий для оснащения батальонов и полков.
В мае 1929 года Реввоенсовет утвердил программу развития артиллерийского вооружения на период 1929-1932 годов, соответствующий первой пятилетке.
Программа предусматривала разработку 76-мм батальонного миномета массой от 75 до 200 кг, с углами вертикальной наводки от 0 до +70 градусов и горизонтальной наводки – 20 градусов. Вес снаряда должен был составлять 4-6 кг, а дальность стрельбы – 2 км.
Полки должны были получить 76-мм гаубицу, боевая масса которой составляла 500 кг, а походная – до 800 кг. Углы вертикальной наводки должны были находиться в диапазоне от 5 до +45 градусов, а горизонтальной – 60 градусов. Вес снаряда должен был составлять 6-7 кг, а дальность стрельбы – 7-8 км. Кроме того, полковая артиллерия должна была быть оснащена 122-мм минометом с боевой массой 700-800 кг и дальностью стрельбы до 5 км.
Как видим, программа предусматривала создание эффективного вооружения уровня батальон — полк. Обратим внимание, в то время приоритет был отдан орудиям навесной стрельбы. Но, увы, эта часть программы была с треском провалена. Ни одно из перечисленных орудий не было принято на вооружение.
5.08.1933 г. Реввоенсовет СССР утвердил новую систему арт. вооружения на 1933-37 гг. Система предусматривала для батальона создание 76-мм пушки-мортиры весом 140-150 кг с дальностью стрельбы 5-7 км,
Для полка предполагалось создание 76-мм полковой пушки на самоходе с дальностью стрельбы 7-8 км, а также 152-мм мортиры на лафете 76-мм и 122-мм дивизионных орудий. Эти пункты программы 1933-1937 гг. также остались на бумаге.
Наконец, в апреле 1938 г. был составлен перечень образцов орудий, которые вошли в систему арт. вооружения. Полк должен был иметь 45-мм противотанковую пушку и 76-мм полковую пушку весом 800 кг в боевом положении и 1450 кг — в походном, с углом ВН – 8 гр; +05гр и углом ГН 60 гр (с раздвижными станинами) и дальность стрельбы до 10 км.
Надо ли говорить, что и эта полковая пушка не была принята на вооружение. Но все же о «батальоннах»!
Сначала о многострадальной 76-мм батальонной гаубице 35-К, которая была конструктивно очень интересной.
Проектирование 35-К было начато в 1935 г. на заводе № 8 под руководством В.Н.Сидоренко. Она предназначалась для вооружения горных и воздушно-десантных частей, а также в качестве батальонного орудия непосредственной поддержки пехоты.
9 мая 1936 г. опытный образец был сдан военпреду и передан на полигонные испытания. Первое испытание прошло в мае-июне 1936 г. После 164 выстрелов и 300 км пробега гаубица вышла из строя и была возвращена на завод.
Второе испытание — сентябрь 1936 г. При стрельбе лопнула лобовая связь, так как отсутствовали болты, скреплявшие кронштейн щита с лобовой частью. Кто-то, видимо, вынул или забыл поставить эти болты.
Третье испытание — февраль 1937 г. Теперь не была залита жидкость в цилиндр компрессора. В результате при стрельбе из-за сильного удара ствола деформировалась лобовая часть стайка.
Четвертое испытание — при стрельбе из новой опытной гаубицы 23 мая 1937 г. поломка пружины накатника. Причина — грубая ошибка инженера в чертеже веретена компрессора.
Пятое испытание — декабрь 1937 г. — испытывались сразу 9 систем 35-К. Из-за недокатов и набросов при стрельбе под углом 0 град комиссия решила, что система испытаний не выдержала. Тут налицо явная придирка, так как подобные явления были у всех горных орудий, например, 7-2 и 7-6.
Всего к началу 1937 г, на заводе № 8 было изготовлено 12 — 76-мм гаубиц 35-К. Однако к тому времени, имея множество более выгодных заказов, завод потерял всякий интерес к 35-К.
В начале 1937 г. все работы но гаубице 35-К были перенесены с завода № 8 на завод № 7 (бывший «Арсенал»), которому отдали заказ на изготовление 100 гаубиц 35-К в 1937 году. Но и «Арсенал» ничего не хотел делать с «чужой» системой.
Возмущенный Сидоренко 7 апреля 1938 г. написал письмо в Артиллерийское управление: «Завод № 7 не заинтересован в доделке 35-К — это грозит ему валовым произволом… У Вас (в Артуправлении) 35-К ведает отдел, который является убежденным сторонником минометов и следовательно, противником мортир…» Далее Сидоренко указал, что во время испытании 35-К на НИАПе имело место элементарное вредительство.
К лету 1938 г. для 35-К были отработаны три типа выстрелов и конструкция гаубицы должна была подвергнуться небольшим изменениям, Но в конце 1938 г. зачем-то решили еще раз испытать непеределанную (завод № 7 отказался от переделки) гаубицу 35-К — опять набросы и неудовлетворительная кучность стрельбы.
В своем отчете от 16 июля 1939 года руководство АННОПа заявило, что дальнейшие работы по 35-К нецелесообразны. Правда, орудие разбиралось на 9 частей весом от 35 до 30 кг. Таким образом, в разобранном виде оно могло транспортироваться не только на конских, но и на людских вьюках, что считалось особенно выгодным при применении в горах.
Разборный ствол гаубицы состоял из трубы, казенника и накладки. Казенник легко навинчивался на трубу без инструмента. Крутизна нарезов постоянная. Затвор поршневой эксцентрический.
Подъемный механизм имел один сектор. Поворот орудия происходил при перемещении станка по боевой оси.
Тормоз отката гидравлический веретенного типа. Накатник пружинный. Лафет коробчатый, однобрусный. Он разбирался на лобовую и хоботовую части. При стрельбе из окопа хоботовая часть снималась.
Прицел от 76-мм пушки обр. 1909 г., с изменениями, позволившими нести стрельбу при углах до + 80 гр.
Щит съемный и откидной.
Боевая ось коленчатая. Благодаря повороту оси можно было менять высоту линии огня: 570 мм и 750 мм.
Колеса металлические дисковые с грузошиной. Передок системы оглобельный.
Передвижение гаубицы могло производиться двумя способами:
а) на колесах в оглобельной запряжке с одной лошадью или при впряжен им в лямки 4-х человек расчета;
б) на вьюках — 4-х конских или 9-и людских (без боекомплекта).
Система Ф-23 разрабатывалась в ОКБ завода №92 под руководством В. Г. Грабина. Первоначально по утвержденному проекту Ф-23 — должна была быть универсальной системой (пушка-гаубица), в которой на едином лафете можно было бы использовать ствол 76-мм гаубицы уменьшенной мощности, или 45-мм противотанковой пушки типа 19-К.
Гаубичный ствол — моноблок. Дульного тормоза нет. Затвор поршневой от 76-мм полковой пушки обр. 1927 р. Было разработано две системы заряжания: унитарным патроном по типу горной пушки обр 1909 Г. и раздельно-гильзовое.
Данные 76-мм гаубицы 35-К:
Пушечный ствол и боеприпасы полностью заимствованы от противотанковой пушки 19-К.
Артсистема Ф-23-1 была изготовлена заводом № 92 в период с сентября по декабрь 1936 года по чертежам КБ завода № 92 согласно распоряжению ГУВП от 21 августа 1935 года.
Особенность конструкции в том, что при раздвижении станин (переходе из походного положении и боевое) система своим поддоном опускается на грунт. При переходе в походное положение система автоматически выбирает клиренс при сведении станин. Угол раздвижения станин 60 гр.
Станины коробчатого сечения, клепанные. Для стрельбы в окопе станины укорачивались.
Тормоз отката гидравлический, накатник гидропневматический. Длина отката переменная.
Подъемно-уравновешивающий механизм соединен в одном цилиндре, винтового типа, находящимся над люлькой.
Поворотный механизм имел зубчатый сектор, прикрепленный к нижнему станку.
Система подрессорена, колеса металлические обрезиненные,
Система разбиралась на конские вьюки.
Опытный образец Ф-23-I поступил с завода № 92 на НИАП 15 января 1937 года. После 197 выстрелов появились трещины в станке, и система была возвращена на завод № 92,
После неудачи испытаний системы Ф-23-I работы продолжались над облегченной 76-мм батальонной гаубицей Ф 23-II.
Батальонная гаубица упрощенной конструкции Ф-23-II с однобрусным лафетом была изготовлена заводом № 92 в период с сентября по ноябрь 1936 года по чертежам КБ завода № 92 согласно распоряжению ГУВП от 21 августа 1935 года.
Лафет однобрусный клепаный. Противооткатные устройства расположены в люльке под стволом. Тормоз отката гидравлический типа Шнейдер. Накатник гидропневматический. При откате противооткатные устройства неподвижны. Уравновешивающий механизм пружинного типа, расположен справа. Шток связан с люлькой, а пята корпуса упирается в грунт.
Подъемный механизм имел два сектора. Стрельба велась с круглого клепаного поддона, упирающегося в грунт. Поддон снабжен большим забивным сошником. Горизонтальное наведение осуществлялось передвижением колесной оси (выполняющей роль хобота) и бруса. Осью вращения служил центр поддона. Колеса при стрельбе находились сзади. При переходе в походное положение ствол перебрасывался на 180°.
Заводские испытания гаубицы Ф-23-II были проведены на НИАПе с 10 по 23 ноября 1936 года. Полигонные испытания системы были начаты в январе 1937 года. На 34-м выстреле вышли из строя противооткатные устройства и подъемный механизм.
Колеса металлические обрезиненные. Подрессоривания нет. Система разбиралась и могла перевозиться на конских и людских вьюках.
Результаты стрельб из Ф-23-1 23 января 1937 года:
— Снаряд: 4,7кг с КТ-1
— Заряд: 0,044 (ВЛ) + 0,133 (4/1) = 0,182 кг
— Начальная скорость: 310—331 м/с
— Дальность стрельбы (при утла вертикального наведения 45 гр) — 6200 м.
Обе системы Ф-23-I и Ф-23-II испытывались до середины 1938 г., но таr и не поступили на вооружение и работы по ним были прекращены распоряжением от 11 ноября 1939 г.
В итоге к 22 июня 1941 г, наш стрелковый полк имел 6 — 76-мм полковых пушек обр, 1927 г. и 12 — 45-мм противотанковых пушек. Это теоретически, а практически в значительной части стрелковых полков и того но было. 45-мм ПТП обр. 1932г. и обр. 1937г., в общем, были на уровне ПТП того времени и могли в 1941 г. на ближних дистанциях поражать практически все типы германских танков. Однако 76-мм полковая пушка обр. 1927 г. попросту не годилась для полковой и батальонной артиллерии.
Данные 76-мм гаубицы Ф-23:
Итак, что же произошло? Почему наши батальоны и полки оказались без эффективных артиллерийских систем? Почему были провалены три артиллерийские программы?
Дать исчерпывающий ответ на этот вопрос в одной статье практически невозможно. Но немалое влияние на этот итог оказала видимая конкуренция легких мортир и гаубиц с минометами. Причем доводы сторонников минометов не были беспочвенны, так как в отличие от Германии и Японии, многие другие страны, такие как Франция, Великобритания, Польша и Финляндия решили в конце концов не тратить усилия на батальонные гаубицы и мортиры, заменив их повсеместно миномётами типа Стокса-Брандта.
Конечно, 35-К и Ф-23 не могли заменить миномет, а лишь дополнить его. Однако следует помнить, что в 1934 — 1938 гг. судьба минометов буквально висела на волоске, и «минометное лобби» Артуправления грудью вставало против любых мортир, малых гаубиц, гранатометов и др. Трагическая судьба 40,8-мм автоматического гранатомета Таубина является одним из примеров этого противодействии.
И до начала Великой Отечественной войны батальонные орудия навесного огня так и не нашли дорогу в систему вооружений Красной Армии.
Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте
Телеграмм канал Альтернативная История
Читайте также:
Источник: https://alternathistory.ru/aleksandr-shirokorad-alternativa-minometu/
👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉