Найти в Дзене

Памятка молодым учителям

Мне периодически пишут с вопросами молодые преподаватели, которые или только начали работать в школе, или планируют выйти туда с нового учебного года. Изредка я даю им различные рекомендации в зависимости от их ситуации. Часть этих советов повторяется, поэтому я собрал из них что-то вроде памятки. Это советы общего плана для молодых преподавателей.
Прежде, чем их использовать, лучше предварительно прочесть методические советы для начинающих преподавателей математики (часть 1, часть 2, часть 3). Памятка больше всего пригодится тем, кто впервые выходит на работу в школу с 1 сентября. Однако, возможно, и коллеги с опытом найдут что-то полезное для себя. Рекомендации разбиты на четыре раздела: 1. Что делать задолго до выхода в школу. 2. Что сделать непосредственно перед началом занятий. 3. Что сделать сразу после начала занятий. 4. Что делать дальше в течение года. 1.1 Постарайтесь получить хоть какой-то опыт преподавания своего предмета детям. Это поможет понять, насколько вообще вам это
Оглавление

Мне периодически пишут с вопросами молодые преподаватели, которые или только начали работать в школе, или планируют выйти туда с нового учебного года.

Изредка я даю им различные рекомендации в зависимости от их ситуации.

Часть этих советов повторяется, поэтому я собрал из них что-то вроде памятки.

Это советы общего плана для молодых преподавателей.
Прежде, чем их использовать, лучше предварительно прочесть методические советы для начинающих преподавателей математики (
часть 1, часть 2, часть 3).

Памятка больше всего пригодится тем, кто впервые выходит на работу в школу с 1 сентября.

Однако, возможно, и коллеги с опытом найдут что-то полезное для себя.

Рекомендации разбиты на четыре раздела:

1. Что делать задолго до выхода в школу.

2. Что сделать непосредственно перед началом занятий.

3. Что сделать сразу после начала занятий.

4. Что делать дальше в течение года.

1. Задолго до выхода в школу.

1.1 Постарайтесь получить хоть какой-то опыт преподавания своего предмета детям. Это поможет понять, насколько вообще вам это будет интересно.

Вы можете попробовать себя преподавателем:

а) в летнем образовательном лагере (школьном или выездном);

б) в кружке в школе;

в) на факультативном курсе дополнительного образования или при подготовке группы к ЕГЭ или ОГЭ;

г) в качестве репетитора.

Пусть эти варианты и не дадут вам даже примерного представления о работе школьного учителя, но это будет хоть каким-то началом.

Отличие от полноценной работы в школе в том, что в перечисленных случаях к вам будут добровольно приходить относительно заинтересованные дети. Таких в обычной школе исчезающе мало.

Если есть возможность выбирать с какими учениками работать в вариантах выше, выбирайте как можно более обычных.

1.2. В общих чертах изучите возрастные особенности школьников.

В начальной школе, в 5-6 классах, в 7-9 классах и в 10-11 классах психолого-педагогическая работа строится по-разному.

1.3. Ищите школу не по расположению или зарплате, а по идее, на которой она основана. Если, конечно, таковая идея есть.

В крайнем случае ориентируйтесь на коллектив педагогов. У вас с ними должны быть примерно схожие мировоззрение и цели.

Иначе есть высокий риск того, что не получится продуктивно работать в коллективе.

1.4. Если есть такая возможность, старайтесь не выходить в школу в одиночку.

Хорошо, если вы изначально знаете одного или нескольких преподавателей в школе. Если вы выходите в школу с какими-то ещё молодыми коллегами, постарайтесь как можно раньше с ними неформально познакомиться.

1.5. Постарайтесь по максимуму решить проблемы со здоровьем.

Работа в школе связана с большой нагрузкой на ваш организм. Поэтому желательно как можно раньше озаботиться его физическим состоянием. В течение учебного года как правило почти нет времени, чтобы заниматься этим важным вопросом.

2. Непосредственно перед началом занятий.

2.1. Перед окончательным выходом в школу ещё раз взвесьте все за и против.

Вам нужно честно понять для себя, зачем вы туда идёте.

Может так случиться, что именно ответ на вопрос «зачем» будет единственной соломинкой, которая будет поддерживать вас в течение учебного года.

2.2. Вам нужно будет снизить до нуля все ожидания: от детей, от их родителей, от коллег, от администрации.

Но в первую очередь вам нужно снизить ожидания от самих себя. Вы не всесильны.

Не очаровывайтесь, чтобы потом сильно не разочаровываться.

Педагоги порой идут работать в некую идеальную школу, которая живёт лишь в их голове.

Возможно, когда-то в детстве вам там было хорошо. Но сейчас это не то место из ваших фантазий. У вас теперь другая роль. Не нужно путать туризм и эмиграцию.

2.3. До начала учебного года постарайтесь узнать, какие у вас будут классы и по какому УМК (учебно-методическому комплексу) занимаются коллеги.

Хотя бы частично прорешайте в нём задачи.

Найдите к нему дидактические материалы – контрольные, проверочные, самостоятельные, диагностические тесты, конспекты уроков – и изучите их.

Возможно, получится где-то найти советы от учителей, которые используют этот УМК или даже какие-то вебинары от авторов учебников.

Вам нужно будет иметь в голове хотя бы общий план занятий на год.

В школьной программе ваших классов выберите самые главные темы.

Возможно, стоит посоветоваться с коллегами (желательно не из вашей школы) и отделить важное от не такого важного.

2.4. Изучите методику не только тех классов, в которые вы выходите, но и методику предыдущих. А может быть и сильно предыдущих, вплоть до методики начальной школы (хотя бы в общих чертах).

Проблемы будут не в том, как давать материалы на вырост и заниматься опережающим обучением. Скорее будет стоять вопрос, как изучать дроби, если дети нетвёрдо знают таблицу умножения.

И кстати, если в 8 классе у вас треть учеников не будет знать таблицу умножения, это уже не их проблема и не предыдущего учителя, а ваша. И только вам нужно как-то её решать.

Не сетуйте, не ругайтесь, не обвиняйте других, что вам достался класс, который ничего не знает. Это может настроить против вас других преподавателей, которые тоже как правило находятся примерно в схожих обстоятельствах.

Что толку возмущаться, если вам в любом случае придётся работать в этих объективных рамках.

2.5. Следите за голосом.

Голос – один из главных рабочих инструментов преподавателя.

И как правило на исходе первого месяца работы (а то и раньше) он садится от перенапряжения.

Поэтому сразу старайтесь внимательно за ним следить и по возможности беречь.

Можете спросить у коллег, что они делают, чтобы сохранить голос. Или воспользоваться хотя бы общими советами: не грызть семечки, не есть мороженое, не есть сильно острого, не курить, не пить алкоголь и т.д..

Полезны дополнительные занятия дикцией или курсы управления своим голосом (работа над его тембром, дальностью, полётностью и прочими параметрами).

Стоит обратить внимание на актёрские курсы.

У учителя и актёра схожая форма работы с голосом (в отличие, например, от профессиональных вокалистов). Актёров, как и педагогов, тоже учат говорить на всю аудиторию. А учитель фактически каждый день на сцене. На его обращены десятки глаз очень придирчивых зрителей.

У вашего голосового аппарата порой будут весьма специфичные задачи. Например, как с места у доски сказать что-то ученику с последней парты, чтобы он перестал делать то, что делает?

Ещё желательно заранее найти хорошего ЛОРа, а ещё лучше фониатора.

2.6. Непосредственно перед выходом в школу или в первые дни выучите наизусть имена-отчества коллег и имена-фамилии учеников (и ударения в них!). Прямо как стишок.

Ещё лучше, если у вас заранее будет схема рассадки учеников по партам, их фото и возможность всё это сопоставить и заучить перед началом занятий.

В первые дни и недели на вас выльется огромный поток информации, поэтому желательно, чтобы наиболее простую её часть (а это наиболее простая часть!) вы запомнили вне школы.

Про рассадку учеников и их список можно спросить у классного руководителя. Не стребовать, а именно вежливо поинтересоваться. Причём заранее, до 1 сентября. Потом все классруки будут в мыле, и им точно будет не до этого.

Даже если у вас много параллелей, всё равно нужно постараться выучить все имена и фамилии учеников.

Не пускайте это на самотёк, мол, я за месяц-другой и так всех сам по себе выучу. Сделайте это заранее, чтобы незнание имен учеников не отвлекало вас на этом первом, самом трудном, этапе работы.

Это один из немногих способов быстро завоевать толику симпатии у детей. Они поначалу ещё будут путать ваше имя-отчество, а вы уже их всех знаете, как старых знакомых.

Помните, что самое главное, самое приятное для каждого человека слово – это его имя. Если вы, наоборот, пару раз ошибётесь с именем или исковеркаете фамилию, вы рискуете нажить себе чуть ли не врагов.

Ну и само собой до учеников, вам следует выучить имена и отчества коллег.

Здесь обычно проще – как правило на сайте школы есть вся информация и фото педагогов.

2.7. Избегайте классного руководства.

Вплоть до того, что не выходите на работу, если его вам будут навязывать. Ни за какие деньги.

Не питайте иллюзий, что таким образом у вас будет свой класс, с которым вы будете жить душа в душу, который вы будете по-отечески воспитывать и который будет видеть в вас настоящего наставника и лидера.

На вас и так будет в начале серьёзное давление, а с классным руководством оно возрастёт в разы.

Не буду описывать все сложности, с которыми сталкиваются классные руководители. Просто хотя бы пару месяцев посмотрите на то, как они работают, и вы всё поймёте.

Поработайте сначала пару лет просто предметным преподавателем, осмотритесь.

Пусть классное руководство будет для вас осознанным решением, а не навязанным грузом, который под шумок подкинули неопытному молодому педагогу.

2.8. Подчистите свои соцсети.

Сделайте их максимально нейтральными и может быть даже скучными.

Уберите оттуда все фото, которые могут хоть как-то бросить тень на вашу репутацию.

Профессия учителя накладывает ограничения. Теперь вы публичный человек, и все ваши действия, в том числе и вне школы, будут рассматривать под микроскопом.

3. Что сделать сразу после начала занятий.

3.1. Постарайтесь в первое время не вписываться в разные внешкольные социальные активности.

Условно говоря, не нужно с самого первого дня в школе заводить блог, где вы будет рассказывать по то, как у вас идут дела.

Во-первых, это лишняя публичность. Его будут читать и родители, и ученики, и коллеги. Блогер-учитель – горе в школе. Особенно, если это ваше первое место работы,

Во-вторых, запала как правило хватает на месяц. Ну или на три месяца. А потом вы выдохнитесь из-за объёма основной работы, и заброшенный блог будет вам постоянным напоминанием, что вы что-то начали и не закончили.

Да и вопросы в стиле «а чё эт вы, Степан Петрович, свой блог больше не ведёте?» точно будут.

То же самое с другими активностями. Не кидайтесь сразу устраивать книжный клуб / стенгазету/ еженедельную математическую викторину / живой уголок.

Поработайте полгода-год, оцените свои силы и тогда уже можете что-то дополнительное интересное делать.

И даже если вы всё же запланировали что-то эдакое сделать, постарайтесь чтобы это не требовало вложений от других педагогов.

3.2. В самом начале работы в школе не игнорируйте бумажные вопросы.

Чем раньше вы сможете понять, что обязательно нужно заполнять и как это делать, тем лучше.

Стратегия «я пришёл детей учить, а не бумажки заполнять» и отказ от формальных процедур может привести к тому, что эти бумажки вас всё равно рано или поздно догонят и вы в них окончательно сгинете.

3.3. На первых занятиях вам нужно провести входные диагностики, чтобы узнать текущий остаточных уровень знаний. В идеале вам нужно найти обрыв цепи базовых знаний у каждого класса.

Хорошо, если вам удастся подробно расспросить про успеваемость у классруков или у предыдущих предметников.

Не пугайтесь низких результатов первой диагностики. Возможно, школьники ещё окончательно не отошли от лета. В программе в начале учебного года как правило заложено повторение материала прошлого года.

3.4. В средней школе обычно остро стоит вопрос дисциплины.

Тема слишком широкая для подобной памятки и требует отдельного рассмотрения.

Попробуйте заранее найти материалы в сети на эту тему и спросить, что делают другие педагоги для поддержания дисциплины на уроках.

У школьников на самом деле есть запрос на формирование рабочей дисциплины на занятиях. Они сами в ней остро нуждаются.

Не в том смысле, что на них обязательно нужно кричать. А в том, что им нужен понятный предсказуемый чётко выстроенный учебный процесс с внятными правилами.

3.5. Если у некоторых учеников есть какие-то важные особенности, постарайтесь разузнать о них как можно раньше.

Условно говоря, вам нужно до занятий знать, что какой-то ученик реально заикается, а не передразнивает вас.

3.6. Исследуйте подводные течения и внутришкольные формальные и неформальные правила.

Меньше болтайте, а больше слушайте, смотрите и наблюдайте.

Старайтесь, чтобы было по минимуму ситуаций, когда на вас наехал завуч из-за того, что «вы позволили девочкам из вашего класса пойти в туалет на втором этаже!», хотя вы и не знаете, почему это плохо и что это запрещено.

3.7. План урока нужно составлять.

Просто как-то примерно на экспромте вести уроки его не получится.

Причём на первых порах желательно, чтобы этот план был максимально жёсткий, чтобы не было провисаний и чтобы вы каждую секунду тратили на обучение школьников.

Помните, что одно минутное промедление – и класс может рассыпаться. И больше вы его не соберёте.

3.8. Убейте в себе репетитора.

Частный преподаватель работает индивидуально и всегда стремится научить всех по верхней планке.

Но в школе у вас другая ситуация. Если напрямую поделить время урока на количество учеников, то получится примерно 1,5 минуты времени преподавателя на каждого ученика.

Вы очень быстро выгорите, если попытаетесь научить всех персонально.

Как бы это грустно не звучало, у вас не получится научить всех так, как вам хотелось бы.

Вам придётся работать с классом как с единым организмом.

Причём нельзя забывать, что класс хоть и един, но состоит из разных учеников.

Например, частая такая ситуация:

Вы спрашиваете, как решать такой пример. Класс вроде отвечает. А как решать такой? Класс снова отвечает. У вас может создаться ошибочное впечатление, что это работает класс целиком, что у вас настоящий диалог с классом. А по факту это может отвечает какой-то отдельный ученик, а остальные давно перестали понимать, о чём речь.

3.9. Обращение к вам должно быть строго на вы и по имени-отчеству, даже если поначалу лично для вас это будет непривычным.

С детьми вроде понятно, но это применимо и для коллег.

Если они обращаются к вам по имени, а между собой по ИО, то это просто неуважение.

Сниходительное-доброжелательное «Леночка» вместо «Елена Петровна» является отказом от принятия вашей роли учителя. Как будет чувствовать себя коллега, когда вы в ответ её, заслуженного педагога Ирину Степановну, назовёте Ирочкой.

Не нужно думать, что ваш возраст позволяет вам такое говорить. Вы учитель и точка.

3.10. Вам придётся ставить отметки.

Вам придётся ставить и плохие отметки тоже.

В школе оценка является некоторой валютой, аналогом зарплаты для школьников.

Ученики настолько к ним привыкли, что не будут делать что-то без оценки.

Не вводите на первых порах какие-то свои слишком сложные методы оценивания. Дети и родители будут путаться.

Будьте готовы к тому, что родители будут реагировать на оценки гораздо острее детей.

В оценке для ребёнка всегда примешивается личностный мотив. Оценка «пять» – меня учитель похвалил за работу. Оценка «два» – меня учитель отругал за работу.

Школьники всегда будут воспринимать вас к человека, который не несёт свет знаний, а человека, который может поставить или хорошую, или плохую оценку. И плохая оценка будет всегда восприниматься ими несправедливой, а отличная всегда заслуженной.

Вы становитесь не столько человеком, который учит и сеет доброе-светлое-вечное, а лишь тем, кто выставляет оценки.

Если вы спросите, зачем нужны уроки, честные дети не скажут, что для новых знаний или для того, чтобы развивать свой интеллект. Они скажут вам, что они нужны для того, чтобы получать оценки.

Оценки проще ставить, когда есть всем понятные критерии. Критерии могут быть даже несправедливыми, но важно, чтобы они были предсказуемыми. Лучше несправедливый критерий, чем никакого.

У учителя в школе по большей части контролирующая функция. Оценка – его инструмент. Глупо от него отказываться.

Допустим, вы решите никогда не ставить плохие оценки за устный ответ на уроке. Что ж, это замечательная идея. Но будьте тогда готовы, что дети просто перестанут вас слушать и что-то делать на занятии...

3.11. Домашнее задание обязательно должно быть.

Если его нет, то считай урока не было.

3.12. Не нужно надевать плащ спасателя.

Вы пришли в школу делать работу. Если эмоционально проживать всё, что происходит, пытаться во всём участвовать, вмешиваться не в своё дело или руководить без запроса, вы очень быстро закончитесь.

Уберите эти попытки всех спасти и прочее «сердце отдаю детям». Оставьте свои внутренние органы при себе. Они вам ещё пригодятся.

В ситуациях «50/50», когда выбираете между собой и учениками, между собой и коллегами, между собой и ещё чем-то или кем-то, выбирайте себя.

Сначала маску на себя, потом на других.

Это не значит смотреть на других свысока и сразу отказывать в помощи. Это просто здоровый эгоизм, который не отменяет ваших профессиональных обязанностей.

Тем более никогда не говорите детям, что вы пришли в школу лишь для того, чтобы им помочь.

Уберите пафосную возвышенность, если она у вас ненароком есть.

«Ну раз пришли помогать, тогда поставьте мне пять в журнал. Вот такая мне помощь нужна»

Не ждите особенных благодарностей. У детей как правило и так всё хорошо без вас.

3.13. Если вы молоды, то дети на контрасте с более возрастными коллегами будут к вам тянутся.

Старайтесь не вещать с высоты своего опыта, о том как правильно нужно жить эту жизнь. Даже если вы «прохавали её с самого низа».

Как ни парадоксально, почему-то именно молодые педагоги особенно любят учить детей жизни. Более опытные коллеги видят, насколько глупо это выглядит и реже рассказывают что-то подобное.

3.14. Сдвинуть парты и посадить все детей в круг – это не прогрессивная методика.

Не пускайтесь сразу в слишком радикальные эксперименты с форматом работы.

Когда начинаете работать учителем, то освойте сперва самый обычный фронтальный тип работы.

Не нужно сразу потрясать всех своими нововведениями.

Сначала вам самим нужно слегка попривыкнуть к обычному формату. Он знаком всем, в первую очередь детям.

3.15. Не нужно пытаться задружиться с детьми.

Часто молодые преподаватели, особенно когда сами ненамного старше учеников, сразу хотят подружиться с классом. И вроде класс откликается. Для детей это необычно в сравнении с другими учителями, похоже на глоток свежего воздуха.

И молодой учитель тоже может поначалу чувствовать какую-то химию. Ученики ему сразу могут доверить чуть ли не личные переживания.

Но всё это работает до первой контрольной. В таких случаях почти всегда оказывается, что вы занимались с учениками месяц, а они вообще ничего не усвоили. И появляются те самые «двойки в столбик».

Помните, что вы им не друг. Но и не враг. Вы им учитель.

Вы их ситуативный союзник со своими интересами. У вас своя работа, у них своя.

Есть соблазн противопоставить себя и других скучных учителей, ведь вы знаете все эти детские мемы и вообще со школьниками на одной волне.

Но всё же вы не на одной ступеньке с учениками, а выше по школьной иерархии.

3.16. Вам придётся быть требовательным, последовательным и порой даже жёстким.

Если вы приходите в школу и проявляете себя как более мягкий человек, который не ставит двойки, не повышает голоса, не спрашивает у доски, то дети понимают, что вас необязательно-то и слушать. Можно болтать и нарушать дисциплину.

Вот вы пригрозили поставить двойку, рассказать классной, вызвать родителей или поговорить с директором. И не сделали этого. Всё, дальше вам уже не поверят...

3.17. Меньше громких пафосных заявлений.

Даже мыслей не должно быть о том, что вы сейчас придёте и своей харизмой и методикой покажете, как правильно преподавать.

Как в этих фильмах про «общество мёртвых поэтов» или про «выстоять и добиться».

Всё это отличное развлекательное кино, весьма далёкое от реальности. Не нужно в первое же занятие вставать на парты и учить детей смотреть дальше.

3.18. Если вы решили ввести какие-то правила на занятиях и определили для себя некоторую линию поведения, старайтесь её последовательно придерживаться.

Не должно быть такого, что вы некоторое время были строгой, а потом резко сменили тактику стали очень доброй. А потом снова строгой. Школьники не любят неопределённостей и неожиданностей. Им важна предсказуемость.

А когда вы и ваши правила часто меняются, это выглядит просто несерьёзно.

4. Что делать дальше в течение года.

4.1. Не ставите лайки и не оставляйте комментарии ученикам в их соцсетях.

Когда вы поставили лайк только нескольким ученикам, это означает дизлайк всем остальным.

Первые считают, что вы пришли к ним в дом и громко их похвалили, а вторые считают, что вы их демонстративно проигнорировали.

Можно это делать в официальных группах школы в новостях, где условный семиклассник Петя Иванов выиграл олимпиаду.

Старайтесь быть равноудалёнными. Дети отслеживают даже такие мелочи, потому что преподаватель для них значимая фигура.

4.2. Как можно меньше используйте все эти штампы: «лес рук», «воспаление хитрости», «завтра в школу с родителями», «выйди и зайди нормально», «а голову ты дома не забыл?» и прочие подобные.

Уходите от них, т.к. они показывают вашу ограниченность и неумение присутствовать в моменте и держать фокус на реальной ситуации в классе.

4.3. Помните, что не только вас заперли с детьми, но и их заперли с вами.

Вам предстоит работать с людьми, которым по большей части учебная деятельность не интересна.

Как вам могут быть неприятны какие-то дети, так и вы тоже можете быть кому-то неприятны.

Даже на работе вы можете уволиться. А ученик, для которого ваш предмет является пыткой, не может уйти из школы.

4.4. Ученики часто дают прозвища учителям.

Витаминка, Красная Шапочка, Циклон, Злая, Ленин, Моль, Пшено – это часть прозвищ педагогов, которые были у преподавателей в нашей школе. Как видите, спектр широкий... И это только те, которые можно здесь напечатать.

Будьте готовы, что и вас ученики за глаза будут как-то называть. И между собой вас пародировать.

4.5. Дети будут часто сравнивать вас с прошлым учителем и обычно не в вашу пользу. Это нормально. Не пугайтесь этих сравнений.

Но и не сильно обольщайтесь, когда дети скажут вам, что вы, наоборот, лучше, чем предыдущий.

Помните, что вы ещё выставляете оценки вашим ученикам и для них они важны. Потому подобные лестные слова могут быть, скажем так, не очень искренними.

4.6. Не сравнивайте себя с коллегами, у которых опыт больше и обширнее.

Многие вещи у них действительно будут получаться значительно легче и лучше, чем у вас.

Если вас чрезмерно раздражает подобная ситуация, значит у вас неадекватная планка притязаний. Почему у вас должно получаться отлично всё и сразу? Не надо мнить себя звездой, отмеченной печатью педагогического таланта.

У коллег больше напедагогиченности, они видели в школе разные ситуации.

То, что для вас сейчас ад и апокалипсис, для них может быть типичный скучный вторник.

4.7. Не читайте учительские паблики и форумы.

В основном там жалуются на нагрузку, на зарплату, на родителей, на учеников, на администрацию и т.д.. А предметная польза от всего этого околонулевая.

В учительской, конечно, тоже будут такие разговоры, от них не убежать. В профессии учителя объективно много проблем.

Но старайтесь хотя бы самим не ходить туда, где на вас вываливают только один негатив.

4.8. Не верьте в чудодейственную силу рефлексии учеников.

Некоторые молодые педагоги исходят из позиции, что дети сами знают, как для них лучше преподавать.

Поэтому делают упор на рефлексию и любят спрашивать учеников про то, что им нравится на уроке, что не нравится, что лучше оставить, что лучше убрать. Дети же считывают это просто как перекладывание ответственности.

К вам же не подходит начальник и не спрашивает, каким вы его видите, нравится он вам или нет, что он может сделать лучше в своей работе в качестве руководителя и т.д.

Да и честно вам из детей никто не скажет, т.к. они от вас зависят.

Что-то объективное про вашу работу может сказать лишь человек со стороны.

4.9. Вашу работу будут критиковать коллеги.

Причём очень часто без запроса с вашей стороны.

Принимайте критику спокойно, без вызова. Было бы странно, если бы вас хвалили.

Даже если у вас что-то объективно отлично получается, мало кто из старших коллег про это скажет.

4.10. Постарайтесь сохранить хобби, которое не требует много времени.

Работа в школе очень энергозатратна, и вам нужно какое-то занятие, которое поможет вам переключаться.

Лучше, если ваше хобби не будет требовать серьёзных умственных затрат. Но при этом желательно, чтобы в нём была какая-то сосредоточенность и у вас не было возможности гонять мысли в голове по кругу.

Если у вас до выхода в школу были увлечения, не бросайте их. Пусть вы будете заниматься ими не три раза в неделю как раньше, а один раз в неделю, но что-то интересное для вас вне школы должно оставаться.

4.11. Постарайтесь избегать родительских чатов. Это вообще филиал ада на земле.

Не давайте номер своего телефона родителям. Игнорируйте сообщения с незнакомых номеров.

В противном случае вас без конца будут дёргать по поводу и без повода.

Звонки в час ночи с вопросами «а что вы задали на завтра?» и «почему у нашего Васютки тройка за контрольную?» выбивают педагогов из колеи и разрушают веру в человечество.

4.12. Скорее всего в какой-то момент параллельно со школой вы начнёте (или продолжите) заниматься репетиторством.

Для учителей это не только дополнительный заработок, но и некоторая отдушина.

Старайтесь не брать детей, которых нужно насильно вытягивать, как бегемота из болота. Лучше всего заниматься с самыми средними, с которыми вам комфортно работать и на которых вы не тратите много сил и дополнительного времени.

Как вариант можете найти кого-то, с кем вам очень интересно и важно заниматься. Это может быть и объективно сложный случай, но который вас заряжает, а не отнимает у вас последние силы.

Старайтесь не брать на платные занятия учеников из вашей школы. И тем более из ваших классов.

4.13 Следите за физическим состоянием.

Не пейте алкоголь и не курите! Совет особенно важен для молодых девушек. Почему-то именно у девушек-педагогов чаще в начале работы появляется привычка снять стресс «бокальчиком вина».

Если решите заняться спортом, выбирайте тот, который позволяет вам отключить голову. Медитации, фитнес не позволяют переключиться, а условный теннис, бадминтон, футбол, плавание на скорость требуют постоянного внимания в процессе.

Регулярно проходите полноценные обследования у врачей. Хотя бы во время летних каникул...

4.14. Школа даёт вам определенную социальную роль.

Есть общий школьный контекст, постарайтесь сохранить его в себе и себя в нём.

Не нужно строить из себя педагога-нетакусика, шатателя методических устоев, человека вне системы, рок-н-рольщика от преподавания, Макаренко цифровой эпохи.

От вас есть определённые ожидания как от учителя, и вам выгоднее соответствовать этим ожиданиям.

Школа это система. Дети и вы являетесь частью этой системы.

4.15. Вас будут часто посещать мысли о том, что вы плохой педагог. Это нормально. Даже после 20 лет преподавания многие преподаватели так думают, хотя и привыкают не говорить подобное вслух.

4.16. Иногда вам будет казаться, что не получается найти общий язык с основной массой коллег из-за серьёзного разрыва поколений.

Сейчас около половины учителей – это специалисты старше 55 лет. Лишь пятая часть преподавателей – младше 35 лет. 85% учителей – женщины.

Однако во многих школах, наоборот, стараются беречь молодых преподавателей и дают им некоторые послабления.

Да и среди старших коллег встречаются просто золотые люди, которые могут стать для вас настоящими Наставниками.

А разрыв поколений исчезает, когда у вас общая цель – преподавание математики, а не обсуждение мемов и сплетен в учительской.

4.17. Не выпрашивайте, не требуйте, не стремитесь к благодарности от детей или от взрослых.

Чем меньше у вас будет нужды в благодарности, тем с большей вероятностью она проявится.

Разумеется, при честном исполнении своих рабочих обязанностей.