Найти в Дзене
Modern art & fun

Фотография в ванной Гитлера: путь Ли Миллер от модели Vogue до военного корреспондента

Оглавление

Привет, друзья искусства!

Месяц назад я посмотрел биографический фильм «Великая» 2023 года (в оригинале фильм называется «Lee») о жизни модели и фотографа Ли Миллер, роль которой исполнила Кейт Уинслетт, и решил узнать больше о судьбе этой замечательной женщины.

В этой статье я расскажу вам о том, что мне удалось узнать: от сексуального насилия, которое Элизабет пришлось пережить в 7 лет, до знаменитой фотографии в ванной Гитлера.

Это история женщины, которая отказалась подчиняться ожиданиям общества и проложила свой собственный путь через одни из самых мрачных моментов истории — Вторую мировую войну — сохранив при этом художественный взгляд на красоту и правду.

Ли Миллер, Ли Миллер, 1932 / Источник: © Lee Miller Archives
Ли Миллер, Ли Миллер, 1932 / Источник: © Lee Miller Archives

Ранние годы: травма на всю жизнь

Элизабет Миллер родилась в 1907 году в Покипси, штат Нью-Йорк. В возрасте семи лет девочке пришлось пережить травматический инцидент — сексуальное насилие со стороны одного из друзей семьи.

Кроме психологической травмы, девочка заразилась венерическим заболеванием от которого лечилась 2 года. Несмотря на то, что родители Элизабет были довольно прогрессивными людьми и отправили её к психологу, этот эпизод оставил неизгладимые психологические шрамы, которые повлияли на её творчество и мировоззрение на всю жизнь.

Ман Рэй, Ли Миллер, 1929 Источник: Christie’s
Ман Рэй, Ли Миллер, 1929 Источник: Christie’s

Отношения Элизабет с отцом — Теодором Миллером — тоже вызывают вопросы. Фотограф-любитель Теодор с 8 до 20 лет снимал дочь в качестве модели, в том обнажённой.

Считается, что именно благодаря отцу Ли впоследствии стала потрясающей  моделью, т.к. была совершенно раскрепощена перед камерой.

Ли Миллер в Vogue / Фото: Джордж Хойнинген-ХюэнИсточник: Vogue
Ли Миллер в Vogue / Фото: Джордж Хойнинген-ХюэнИсточник: Vogue

Счастливый случай, который спас не только жизнь

Всемирноизвестной моделью Ли Миллер сделала случайная встреча с владельцем журнала Vogue — Конде Настом. Наст спас девушку из-под колёс мчащегося автомобиля. История варьируется в различных источниках: одни утверждают, что Миллер пыталась покончить с собой, другие предлагают более мягкую версию про невнимательность девушки.

Нуш Элюар и Ли Миллер, Отель «Горизонт», Мужен, Франция, / Роланд Пенроуз, 1937 год. / Источник: www.artsy.net
Нуш Элюар и Ли Миллер, Отель «Горизонт», Мужен, Франция, / Роланд Пенроуз, 1937 год. / Источник: www.artsy.net

Конде Наст был так поражён красотой 20 летней Ли, что немедленно пригласил её сниматься в своём журнале и вскоре лицо Ли Миллер украсило обложки Vogue. Но Ли очень быстро надоело быть простым объектом фотографий — она стремилась стать той, кто стоит за камерой.

Ли Миллер, Джордж Хойнинген-Хюэн, 1932
Ли Миллер, Джордж Хойнинген-Хюэн, 1932

Париж и Ман Рэй: годы сюрреализма

В 22 года Ли отправляется в Париж с намерением стать ученицей известного фотографа Ман Рэя. По легенде, она вошла в его студию и объявила: «Я ваша новая ученица», на что он ответил, что не берет учеников. Ее ответ — «Я не уйду» — положил начало как профессиональному сотрудничеству, так и страстному роману.

Джозеф Корнелл, нью-йоркская студия, Нью-Йорк, США , 1933 г. / Ли Миллер / Источник: © Lee Miller Archives
Джозеф Корнелл, нью-йоркская студия, Нью-Йорк, США , 1933 г. / Ли Миллер / Источник: © Lee Miller Archives

Во время их совместной работы они случайно открыли фотографическую технику соляризации. Элизабет работала с негативами в тёмной комнате и почувствовала, как мышь пробежала по ее ноге. Испугавшись, она включила свет и частично засветила фотографии.

Ман Рэй очень злился, но решил проявить плёнку, получив необычный артефакт, который назвали соляризацией — эффект, при котором части изображения, изначально темные, становятся светлыми, и наоборот.

Корсеты, соляризованные фотографии, Vogue Studio, Лондон, Англия , 1942 г. / Источник: © Lee Miller Archives
Корсеты, соляризованные фотографии, Vogue Studio, Лондон, Англия , 1942 г. / Источник: © Lee Miller Archives

Время, проведенное Ли Миллер в Париже, сделало её одним из самых известных фотографов-сюрреалистов своего времени. Она знакомится и водит дружбу с выдающимися сюрреалистами той эпохи: Полем Элюаром, Жаном Кокто и самим Пабло Пикассо, который даже написал её портрет в 1937 году.

Пикассо и Ли на улице Гранд Огюстен в Париже, 1944 год / Фото: © Архив Ли Миллера
Пикассо и Ли на улице Гранд Огюстен в Париже, 1944 год / Фото: © Архив Ли Миллера

Военный корреспондент: документирование истории

Когда началась Вторая мировая война, Ли Миллер приняла, пожалуй, самое важное решение в своей карьере — стать военным корреспондентом журнала Vogue. Это была не модная фотография, а документирование жестокой реальности войны.

Миллер была одной из четырех женщин-фотографов, аккредитованных в армии США, и ее репортажи о войне давали уникальную перспективу, сочетающую художественную чувственность с неуклонным журнализмом.

Её первым крупным заданием во время войны было освещение бомбардировок Лондона. Пережив бомбардировки, Ли запечатлела на фотографиях как разрушение города, так и стойкость его жителей.

Фортепиано Бродвуда , найденное на месте крушения самолётов «Блиц», Лондон, 1940 г. / Источник: © Lee Miller Archives
Фортепиано Бродвуда , найденное на месте крушения самолётов «Блиц», Лондон, 1940 г. / Источник: © Lee Miller Archives

Ее фотографии женщин, служивших в Вспомогательной территориальной службе (ATS) и работавших на фабриках, помогли изменить общественное восприятие роли женщин в военное время.

Военная фотография Ли Миллер выделялась своим бесстрашным изображением человеческих жертв конфликта. Она спала в бомбоубежищах и документировала последствия бомбардировок, часто прибывая на место событий до того, как его очищали, запечатлевая всю суровость разрушений.

Хирург и анестезиолог у операционного стола в 44-м эвакуационном госпитале, Бриквиль, Нормандия, Франция, 1944 год. /Ли Миллер / Источник: © Lee Miller Archives
Хирург и анестезиолог у операционного стола в 44-м эвакуационном госпитале, Бриквиль, Нормандия, Франция, 1944 год. /Ли Миллер / Источник: © Lee Miller Archives

Она запечатлела осаду Сен-Мало в Бретани, где попала под прямой обстрел, фотографируя американские войска. Ее снимки из полевых госпиталей в Нормандии показали жестокую реальность боевых ранений, открыв новые стандарты в военной фотографии, отказавшись приукрашивать последствия сражений.

Ли Миллер, Нормандия, Франция , 1944 г. /Источник: © Lee Miller Archives
Ли Миллер, Нормандия, Франция , 1944 г. /Источник: © Lee Miller Archives

Освобождение Парижа

В августе 1944 года Ли вошла в Париж вместе со 120-м пехотным полком армии США. Ее фотографии запечатлели уличные бои между бойцами сопротивления и оставшимися немецкими войсками, запечатлев отчаянные последние моменты оккупации.

Дети празднуют освобождение Парижа, Франция , 1944 год / Источник: © Lee Miller Archives
Дети празднуют освобождение Парижа, Франция , 1944 год / Источник: © Lee Miller Archives

Она запечатлела членов сопротивления, выявляющих коллаборационистов, сфотографировала момент, когда женщин, обвиненных в горизонтальном коллаборационизме, вытаскивали из их домов и публично унижали, обривая им головы. Эти изображения раскрывали сложный моральный ландшафт освобождения, где ликование смешивалось с местью.

Репортаж Ли Миллер об освобождении Парижа стал поворотным моментом в военной фотографии.

Женщина, обвиняемая в сотрудничестве с немцами, Ренн, Франция, 1944 год / Фотография: Ли Миллер /Источник: © Lee Miller Archives
Женщина, обвиняемая в сотрудничестве с немцами, Ренн, Франция, 1944 год / Фотография: Ли Миллер /Источник: © Lee Miller Archives

Дахау и Холокост

Возможно, наиболее значительной и запоминающейся работой стала документация нацистских концентрационных лагерей, в частности Дахау. Ее фотографии лагерей были одними из первых, которые показали миру весь ужас Холокоста. Этот опыт глубоко повлиял на неё, приведя к тому, что психологи сегодня называют посттравматическим стрессовым расстройством.

Ли прибыла в Дахау с американскими войсками в апреле 1945 года. Ее первые фотографии были сделаны у лагеря — это был «поезд смерти» — десятки вагонов, заполненных телами. Внутри лагеря она методично документировала все: газовые камеры, замаскированные под душевые, крематории, еще теплые от использования, склады, заполненные вещами погибших.

Освобождение концлагеря Дахау в Германии 30 апреля 1945 года / Источник: © Lee Miller Archives
Освобождение концлагеря Дахау в Германии 30 апреля 1945 года / Источник: © Lee Miller Archives

Технические навыки фотографа в сочетании с художественным взглядом помогли Элизабет создать изображения, которые были одновременно документальными свидетельствами и мощными художественными заявлениями о человеческих страданиях.

Отличительной чертой фотографий Ли Миллер о Холокосте было ее внимание к живым. В то время как многие фотографы сосредоточились исключительно на документировании доказательств массовых убийств, Ли проводила время с выжившими, запечатлевая их первые мгновения свободы.

Она фотографировала бывших заключенных, готовящих еду в лагерных кухнях, помогающих больным и пытающихся восстановить свою человечность. Особенно трогательная серия показывала выживших, впервые за много лет смотрящих на свое отражение в зеркале, их выражения лиц отражали шок от того, что они увидели.

Оперная певица Ирмгард Зеефрид исполняет арию из оперы «Мадам Баттерфляй», Вена, 1945 год / Источник: © Lee Miller Archives
Оперная певица Ирмгард Зеефрид исполняет арию из оперы «Мадам Баттерфляй», Вена, 1945 год / Источник: © Lee Miller Archives

Миллер также запечатлела реакции немецких гражданских лиц, которых заставляли посещать лагеря, на лицах которых отражались шок, недоверие, а иногда и защитное отрицание.

Письменные репортажи из Дахау были не менее сильными. В одной из статей для Vogue она написала:

«Обычно я провожу время, фотографируя умирающих детей в Вене, разрушенные бомбардировками здания в Лондоне или ошеломленных гражданских лиц в Будапеште. Но то, что я видела в последние недели, будет преследовать человечество вечно».

Ванна Гитлера

Одна из самых знаковых фотографий Ли Миллер, сделанная ее коллегой-фотографом Дэвидом Э. Шерманом, показывает её в ванне Гитлера в его мюнхенской квартире в день его самоубийства.

Изображение, на котором ее замазанные грязью из Дахау сапоги стоят на стерильно чистом коврике для ванной, стало мощным символом победы и возмездия.

Фотография не была спонтанным моментом, а тщательно сконструированным изображением. Миллер и Шерман получили доступ к мюнхенской квартире Гитлера, благодаря американским военным и обнаружили, что она осталась нетронутой.

Небольшая группа журналистов и солдат, которые вошли в квартиру в тот день, описали странное ощущение нормальности — семейные фотографии на стенах, хорошо укомплектованные шкафы и повседневные предметы быта, разбросанные по комнатам.

Само изображение многослойно по своему значению: грязные сапоги из Дахау, заметные на чистом белом коврике для ванной Гитлера, фотография Гитлера на краю ванны и сама Ли, обнаженная, но каким-то образом защищенная своей позой. Позже она написала своим редакторам:

«Я годами носила его адрес в кармане, и мне хотелось узнать, есть ли у него хорошая ванна... Есть».
«Обломки на тротуаре, Сен-Мало, Франция [Ботинки и боеприпасы] , 1944 год / Ли Миллер / Источник: © Lee Miller Archives
«Обломки на тротуаре, Сен-Мало, Франция [Ботинки и боеприпасы] , 1944 год / Ли Миллер / Источник: © Lee Miller Archives

Непринужденный тон противоречил мощной символике фотографии — американка, еврейка и художница, провозглашающая победу в самом интимном пространстве человека, который стремился уничтожить все, что она олицетворяла.

Я сделала несколько фотографий этого места [резиденции Гитлера] и также хорошо выспалась в постели Гитлера. Я даже смыла грязь Дахау в его ванне.
Ли Миллер

Фотография приобрела дополнительное значение, когда выяснилось, что она была сделана 30 апреля 1945 года, в тот же день, когда Гитлер покончил с собой в своем берлинском бункере. Ли провела в квартире несколько дней, документируя все, от личных вещей Гитлера до пудреницы Евы Браун.

Ли спала в постели Гитлера, звонила своим редакторам с его телефона: — «ГИТЛЕР МЕРТВ. Я спала в его постели. Фотографии будут позже». Эти действия, хотя и казались легкомысленными, были своего рода экзорцизмом — способом демистифицировать и принизить человека, причинившего столько страданий.

Бездомные дети, Будапешт, Венгрия , 1946 год / Ли Миллер / Источник: © Lee Miller Archives
Бездомные дети, Будапешт, Венгрия , 1946 год / Ли Миллер / Источник: © Lee Miller Archives

Ещё одна травма

Опыт документирования ужасов войны оказал огромное влияние на Ли. Со своим вторым мужем — Роландом Пенроузом — она переезжает в глубинку — Фарли Фарм Хаус в Восточном Сассексе.

В письмах своим редакторам из Vogue она описывала проблемы со сном и повторяющиеся кошмары. В этот период она начала много пить, и эта привычка переросла в полноценный алкоголизм в послевоенные годы. Ее сын, Энтони Пенроуз, позже писал, что она иногда просыпалась с криками, переживая заново ужасы, свидетелем которых она была.

«Я не могла больше сфотографировать что-либо без человека в кадре. Я не могла увидеть закономерность ни в чем. Жизнь стала совершенно неструктурированной».
Ли Миллер

Уход в кулинарию

Неожиданно для всех Ли направляет свою творческую энергию в изысканную кулинарию. Она пишет кулинарные колонки для Vogue и устраивает изысканные ужины, где презентация не менее важна, чем вкус. Этот период стал для нее одновременно и спасением от воспоминаний о войне, и новой формой художественного самовыражения.

-19

В 1977 году в возрасте 70 лет Элизабет Миллер умерла от рака в статусе звезды кулинарии.

Наследие и новое открытие

Было много вещей, трогательных, пронзительных или странных, которые я хотела сфотографировать...
Ли Миллер
Ли Миллер , Роланд Пенроуз и лето 1937 года / Источник: © Lee Miller Archives
Ли Миллер , Роланд Пенроуз и лето 1937 года / Источник: © Lee Miller Archives

На момент смерти, работы Миллер были практически забыты. Второе открытие произошло, когда её сын обнаружил тысячи неопубликованных негативов на чердаке дома Фарли Фарм Хаус. Это открытие привело к переоценке вклада Элизабет в фотографию и военную журналистику, утвердив ее как ключевую фигуру в визуальной культуре XX века.

Ее работы продолжают влиять на фотографов и художников и сегодня. Способность Ли находить красоту в разрушении, документировать ужасы, не теряя человечности, и сохранять художественное видение, будучи свидетелем самых мрачных моментов истории, служит образцом для современных фотожурналистов и военных корреспондентов.

Ли Миллер, 1943 г. / Источник: Официальная фотография армии США
Ли Миллер, 1943 г. / Источник: Официальная фотография армии США

Спасибо, что дочитали до конца!

Вы можете поддержать канал разовым донатом или стать премиум-подписчиком — новая статья уровня «Горячее искусство (18+)» уже вышла в понедельник.

Подписывайтесь и обязательно поставьте лайк — так Дзен с большей вероятностью покажет вам мои новые статьи.

Ещё по теме: