Привет, друзья искусства!
Месяц назад я посмотрел биографический фильм «Великая» 2023 года (в оригинале фильм называется «Lee») о жизни модели и фотографа Ли Миллер, роль которой исполнила Кейт Уинслетт, и решил узнать больше о судьбе этой замечательной женщины.
В этой статье я расскажу вам о том, что мне удалось узнать: от сексуального насилия, которое Элизабет пришлось пережить в 7 лет, до знаменитой фотографии в ванной Гитлера.
Это история женщины, которая отказалась подчиняться ожиданиям общества и проложила свой собственный путь через одни из самых мрачных моментов истории — Вторую мировую войну — сохранив при этом художественный взгляд на красоту и правду.
Ранние годы: травма на всю жизнь
Элизабет Миллер родилась в 1907 году в Покипси, штат Нью-Йорк. В возрасте семи лет девочке пришлось пережить травматический инцидент — сексуальное насилие со стороны одного из друзей семьи.
Кроме психологической травмы, девочка заразилась венерическим заболеванием от которого лечилась 2 года. Несмотря на то, что родители Элизабет были довольно прогрессивными людьми и отправили её к психологу, этот эпизод оставил неизгладимые психологические шрамы, которые повлияли на её творчество и мировоззрение на всю жизнь.
Отношения Элизабет с отцом — Теодором Миллером — тоже вызывают вопросы. Фотограф-любитель Теодор с 8 до 20 лет снимал дочь в качестве модели, в том обнажённой.
Считается, что именно благодаря отцу Ли впоследствии стала потрясающей моделью, т.к. была совершенно раскрепощена перед камерой.
Счастливый случай, который спас не только жизнь
Всемирноизвестной моделью Ли Миллер сделала случайная встреча с владельцем журнала Vogue — Конде Настом. Наст спас девушку из-под колёс мчащегося автомобиля. История варьируется в различных источниках: одни утверждают, что Миллер пыталась покончить с собой, другие предлагают более мягкую версию про невнимательность девушки.
Конде Наст был так поражён красотой 20 летней Ли, что немедленно пригласил её сниматься в своём журнале и вскоре лицо Ли Миллер украсило обложки Vogue. Но Ли очень быстро надоело быть простым объектом фотографий — она стремилась стать той, кто стоит за камерой.
Париж и Ман Рэй: годы сюрреализма
В 22 года Ли отправляется в Париж с намерением стать ученицей известного фотографа Ман Рэя. По легенде, она вошла в его студию и объявила: «Я ваша новая ученица», на что он ответил, что не берет учеников. Ее ответ — «Я не уйду» — положил начало как профессиональному сотрудничеству, так и страстному роману.
Во время их совместной работы они случайно открыли фотографическую технику соляризации. Элизабет работала с негативами в тёмной комнате и почувствовала, как мышь пробежала по ее ноге. Испугавшись, она включила свет и частично засветила фотографии.
Ман Рэй очень злился, но решил проявить плёнку, получив необычный артефакт, который назвали соляризацией — эффект, при котором части изображения, изначально темные, становятся светлыми, и наоборот.
Время, проведенное Ли Миллер в Париже, сделало её одним из самых известных фотографов-сюрреалистов своего времени. Она знакомится и водит дружбу с выдающимися сюрреалистами той эпохи: Полем Элюаром, Жаном Кокто и самим Пабло Пикассо, который даже написал её портрет в 1937 году.
Военный корреспондент: документирование истории
Когда началась Вторая мировая война, Ли Миллер приняла, пожалуй, самое важное решение в своей карьере — стать военным корреспондентом журнала Vogue. Это была не модная фотография, а документирование жестокой реальности войны.
Миллер была одной из четырех женщин-фотографов, аккредитованных в армии США, и ее репортажи о войне давали уникальную перспективу, сочетающую художественную чувственность с неуклонным журнализмом.
Её первым крупным заданием во время войны было освещение бомбардировок Лондона. Пережив бомбардировки, Ли запечатлела на фотографиях как разрушение города, так и стойкость его жителей.
Ее фотографии женщин, служивших в Вспомогательной территориальной службе (ATS) и работавших на фабриках, помогли изменить общественное восприятие роли женщин в военное время.
Военная фотография Ли Миллер выделялась своим бесстрашным изображением человеческих жертв конфликта. Она спала в бомбоубежищах и документировала последствия бомбардировок, часто прибывая на место событий до того, как его очищали, запечатлевая всю суровость разрушений.
Она запечатлела осаду Сен-Мало в Бретани, где попала под прямой обстрел, фотографируя американские войска. Ее снимки из полевых госпиталей в Нормандии показали жестокую реальность боевых ранений, открыв новые стандарты в военной фотографии, отказавшись приукрашивать последствия сражений.
Освобождение Парижа
В августе 1944 года Ли вошла в Париж вместе со 120-м пехотным полком армии США. Ее фотографии запечатлели уличные бои между бойцами сопротивления и оставшимися немецкими войсками, запечатлев отчаянные последние моменты оккупации.
Она запечатлела членов сопротивления, выявляющих коллаборационистов, сфотографировала момент, когда женщин, обвиненных в горизонтальном коллаборационизме, вытаскивали из их домов и публично унижали, обривая им головы. Эти изображения раскрывали сложный моральный ландшафт освобождения, где ликование смешивалось с местью.
Репортаж Ли Миллер об освобождении Парижа стал поворотным моментом в военной фотографии.
Дахау и Холокост
Возможно, наиболее значительной и запоминающейся работой стала документация нацистских концентрационных лагерей, в частности Дахау. Ее фотографии лагерей были одними из первых, которые показали миру весь ужас Холокоста. Этот опыт глубоко повлиял на неё, приведя к тому, что психологи сегодня называют посттравматическим стрессовым расстройством.
Ли прибыла в Дахау с американскими войсками в апреле 1945 года. Ее первые фотографии были сделаны у лагеря — это был «поезд смерти» — десятки вагонов, заполненных телами. Внутри лагеря она методично документировала все: газовые камеры, замаскированные под душевые, крематории, еще теплые от использования, склады, заполненные вещами погибших.
Технические навыки фотографа в сочетании с художественным взглядом помогли Элизабет создать изображения, которые были одновременно документальными свидетельствами и мощными художественными заявлениями о человеческих страданиях.
Отличительной чертой фотографий Ли Миллер о Холокосте было ее внимание к живым. В то время как многие фотографы сосредоточились исключительно на документировании доказательств массовых убийств, Ли проводила время с выжившими, запечатлевая их первые мгновения свободы.
Она фотографировала бывших заключенных, готовящих еду в лагерных кухнях, помогающих больным и пытающихся восстановить свою человечность. Особенно трогательная серия показывала выживших, впервые за много лет смотрящих на свое отражение в зеркале, их выражения лиц отражали шок от того, что они увидели.
Миллер также запечатлела реакции немецких гражданских лиц, которых заставляли посещать лагеря, на лицах которых отражались шок, недоверие, а иногда и защитное отрицание.
Письменные репортажи из Дахау были не менее сильными. В одной из статей для Vogue она написала:
«Обычно я провожу время, фотографируя умирающих детей в Вене, разрушенные бомбардировками здания в Лондоне или ошеломленных гражданских лиц в Будапеште. Но то, что я видела в последние недели, будет преследовать человечество вечно».
Ванна Гитлера
Одна из самых знаковых фотографий Ли Миллер, сделанная ее коллегой-фотографом Дэвидом Э. Шерманом, показывает её в ванне Гитлера в его мюнхенской квартире в день его самоубийства.
Изображение, на котором ее замазанные грязью из Дахау сапоги стоят на стерильно чистом коврике для ванной, стало мощным символом победы и возмездия.
Фотография не была спонтанным моментом, а тщательно сконструированным изображением. Миллер и Шерман получили доступ к мюнхенской квартире Гитлера, благодаря американским военным и обнаружили, что она осталась нетронутой.
Небольшая группа журналистов и солдат, которые вошли в квартиру в тот день, описали странное ощущение нормальности — семейные фотографии на стенах, хорошо укомплектованные шкафы и повседневные предметы быта, разбросанные по комнатам.
Само изображение многослойно по своему значению: грязные сапоги из Дахау, заметные на чистом белом коврике для ванной Гитлера, фотография Гитлера на краю ванны и сама Ли, обнаженная, но каким-то образом защищенная своей позой. Позже она написала своим редакторам:
«Я годами носила его адрес в кармане, и мне хотелось узнать, есть ли у него хорошая ванна... Есть».
Непринужденный тон противоречил мощной символике фотографии — американка, еврейка и художница, провозглашающая победу в самом интимном пространстве человека, который стремился уничтожить все, что она олицетворяла.
Я сделала несколько фотографий этого места [резиденции Гитлера] и также хорошо выспалась в постели Гитлера. Я даже смыла грязь Дахау в его ванне.
Ли Миллер
Фотография приобрела дополнительное значение, когда выяснилось, что она была сделана 30 апреля 1945 года, в тот же день, когда Гитлер покончил с собой в своем берлинском бункере. Ли провела в квартире несколько дней, документируя все, от личных вещей Гитлера до пудреницы Евы Браун.
Ли спала в постели Гитлера, звонила своим редакторам с его телефона: — «ГИТЛЕР МЕРТВ. Я спала в его постели. Фотографии будут позже». Эти действия, хотя и казались легкомысленными, были своего рода экзорцизмом — способом демистифицировать и принизить человека, причинившего столько страданий.
Ещё одна травма
Опыт документирования ужасов войны оказал огромное влияние на Ли. Со своим вторым мужем — Роландом Пенроузом — она переезжает в глубинку — Фарли Фарм Хаус в Восточном Сассексе.
В письмах своим редакторам из Vogue она описывала проблемы со сном и повторяющиеся кошмары. В этот период она начала много пить, и эта привычка переросла в полноценный алкоголизм в послевоенные годы. Ее сын, Энтони Пенроуз, позже писал, что она иногда просыпалась с криками, переживая заново ужасы, свидетелем которых она была.
«Я не могла больше сфотографировать что-либо без человека в кадре. Я не могла увидеть закономерность ни в чем. Жизнь стала совершенно неструктурированной».
Ли Миллер
Уход в кулинарию
Неожиданно для всех Ли направляет свою творческую энергию в изысканную кулинарию. Она пишет кулинарные колонки для Vogue и устраивает изысканные ужины, где презентация не менее важна, чем вкус. Этот период стал для нее одновременно и спасением от воспоминаний о войне, и новой формой художественного самовыражения.
В 1977 году в возрасте 70 лет Элизабет Миллер умерла от рака в статусе звезды кулинарии.
Наследие и новое открытие
Было много вещей, трогательных, пронзительных или странных, которые я хотела сфотографировать...
Ли Миллер
На момент смерти, работы Миллер были практически забыты. Второе открытие произошло, когда её сын обнаружил тысячи неопубликованных негативов на чердаке дома Фарли Фарм Хаус. Это открытие привело к переоценке вклада Элизабет в фотографию и военную журналистику, утвердив ее как ключевую фигуру в визуальной культуре XX века.
Ее работы продолжают влиять на фотографов и художников и сегодня. Способность Ли находить красоту в разрушении, документировать ужасы, не теряя человечности, и сохранять художественное видение, будучи свидетелем самых мрачных моментов истории, служит образцом для современных фотожурналистов и военных корреспондентов.
Спасибо, что дочитали до конца!
Вы можете поддержать канал разовым донатом или стать премиум-подписчиком — новая статья уровня «Горячее искусство (18+)» уже вышла в понедельник.
Подписывайтесь и обязательно поставьте лайк — так Дзен с большей вероятностью покажет вам мои новые статьи.