Привет, друзья искусства!
«Всё, или ничего» — по этому принципу живут не только рок-звёзды. Художница Тамара де Лемпицка олицетворяла его задолго до изобретения тяжёлых рифов. Можно сказать, что она и была первой рок-н-ролщицей в мире высокого искусства.
Её стиль — смесь холода и страсти, кубизма и классики, роскоши и вызова. И вся её жизнь складывалась так, будто она сама была героиней одной из своих картин.
Как польская аристократка стала звездой Парижа
Будущая художница, по рождению получившая имя Мария Борисовна Гурвич-Гурская, родилась в 1898 году в Варшаве. Хотя некоторые биографы настаивают, что это произошло в Москве.
Её родителями были адвокат Борис Моисеевич Гурвич-Гурский и польская аристократка Мальвина Деклер. Мария училась в школе-интернате в Швейцарии, потом путешествовала с бабушкой по Италии, а потом поехала в Питер к тёте Стефе и встретила там будущего мужа — Тадеуша Лемпицкого. В 1916 году они поженились. В том же году у пары родилась дочь Мария Кристина Лемпицка.
Казалось, что жизнь определена и семью ждёт спокойная жизнь в высшем обществе Санкт-Петербурга, но революция 1917 года внесла свои коррективы. Сначала они едут в Копенгаген, затем в Лондон, потом в Париж. Именно там началась настоящая история Тамары Лемпицка – истории женщины, которая отказалась плыть по течению.
Именно в Париже Тамара решила стать художницей. Решение – отчасти вынужденное. Её муж не мог или не хотел найти работу в Париже, а у пары к тому времени родилась вторая дочь — Кизетта.
Тут нужна оговорка: Тамара рисовала с детства, позже училась в Императорской академии художеств. По приезду в Париж поступила в Академию де ла Гранд Шомьер и брала уроки у видных художников своего времени: Мориса Дени и Андре Лота.
Сначала Тамара рисовала натюрморты, но вдохновившись кубизмом, итальянским маньеризмом и модной тогда стилистикой ар-деко, Лемпицка нашла свою формулу успеха: холодные лица, идеальные формы, глянцевый блеск.
Формула успеха: яркие женщины, хром и скорость
Работы Лемпицкой — не просто портреты. Это манифест эпохи. Женщины на её картинах — сильные, независимые, с вызывающими взглядами и чувственными губами. Как дорогие автомобили 30-х годов — гладкие, сверкающие, безупречно сконструированные.
В этом плане показательна самая известная работа художницы — «Автопортрет в зелёном Бугатти» (1929). Здесь всё, что нужно знать о Тамаре: она за рулём шикарной машины, в кожаных перчатках, с непроницаемым лицом. Никаких слабостей — только скорость, стиль и контроль.
Её картины заказывали аристократы, звёзды, богемные парижане. Она вращалась в самых модных кругах, устраивала вечеринки, шокировала публику своей независимостью и откровенной личной жизнью: художница меняла любовников, как перчатки и не скрывала этого. И это чувствовалось в её искусстве — откровенность, провокация, холодный блеск роскоши.
Финал: закат и возрождение
После Второй мировой войны стиль ар-деко вышел из моды. Тамара переехала в США, продолжала рисовать, но мир больше не нуждался в её глянцевых богинях. Последние годы она провела в Мексике, вдали от прежнего блеска. Но 80-е годы принесли ей второе рождение – ар-деко снова вошёл в моду, и работы Лемпицкой стали коллекционной ценностью.
Сегодня её картины продаются за миллионы, а её образ вдохновляет дизайнеров и фотографов. Тамара де Лемпицка не просто писала картины — она создавала эпоху. Эпоху, в которой женщины впервые почувствовали себя сильными и свободными.
Тамара де Лемпицка — женщина, которая нарисовала себя сама, задала моду на гламур и превратила искусство в вызов. Тамара была не просто художницей – она стала легендой, настоящей рок-звездой в мире искусства.
Если понравилась статья – ставьте лайк и подписывайтесь на канал.
Если хотите поддержать меня чашечкой кофе – сделайте это разовым донатом или премиум-подпиской так вы можете сказать: «Дима, мне нравится то, что ты делаешь, продолжай»!