Найти в Дзене
Modern art & fun

Провокация, гламур и искусство ар-деко: 18 картин баронессы Тамара де Лемпицка

Оглавление

Привет, друзья искусства!

«Всё, или ничего» — по этому принципу живут не только рок-звёзды. Художница Тамара де Лемпицка олицетворяла его задолго до изобретения тяжёлых рифов. Можно сказать, что она и была первой рок-н-ролщицей в мире высокого искусства.

Её стиль — смесь холода и страсти, кубизма и классики, роскоши и вызова. И вся её жизнь складывалась так, будто она сама была героиней одной из своих картин.

Как польская аристократка стала звездой Парижа

Будущая художница, по рождению получившая имя Мария Борисовна Гурвич-Гурская, родилась в 1898 году в Варшаве. Хотя некоторые биографы настаивают, что это произошло в Москве.

«Спящая девушка (Кизетт)». 1933 год
«Спящая девушка (Кизетт)». 1933 год
Лежащая обнаженная I, 1925 год
Лежащая обнаженная I, 1925 год

Её родителями были адвокат Борис Моисеевич Гурвич-Гурский и польская аристократка Мальвина Деклер. Мария училась в школе-интернате в Швейцарии, потом путешествовала с бабушкой по Италии, а потом поехала в Питер к тёте Стефе и встретила там будущего мужа — Тадеуша Лемпицкого. В 1916 году они поженились. В том же году у пары родилась дочь Мария Кристина Лемпицка.

Автопортрет с дочерью. 1925−26 года
Автопортрет с дочерью. 1925−26 года
Портрет герцогини де ла Саль, 1925 год
Портрет герцогини де ла Саль, 1925 год

Казалось, что жизнь определена и семью ждёт спокойная жизнь в высшем обществе Санкт-Петербурга, но революция 1917 года внесла свои коррективы. Сначала они едут в Копенгаген, затем в Лондон, потом в Париж. Именно там началась настоящая история Тамары Лемпицка – истории женщины, которая отказалась плыть по течению.

Девушка в шляпе, 1933 год
Девушка в шляпе, 1933 год
Портрет Марджори Ферри. 1932 год
Портрет Марджори Ферри. 1932 год

Именно в Париже Тамара решила стать художницей. Решение – отчасти вынужденное. Её муж не мог или не хотел найти работу в Париже, а у пары к тому времени родилась вторая дочь — Кизетта.

Тут нужна оговорка: Тамара рисовала с детства, позже училась в Императорской академии художеств. По приезду в Париж поступила в Академию де ла Гранд Шомьер и брала уроки у видных художников своего времени: Мориса Дени и Андре Лота.

Тамара за работой
Тамара за работой
Кизетта на балконе
Кизетта на балконе

Сначала Тамара рисовала натюрморты, но вдохновившись кубизмом, итальянским маньеризмом и модной тогда стилистикой ар-деко, Лемпицка нашла свою формулу успеха: холодные лица, идеальные формы, глянцевый блеск.

Формула успеха: яркие женщины, хром и скорость

Работы Лемпицкой — не просто портреты. Это манифест эпохи. Женщины на её картинах — сильные, независимые, с вызывающими взглядами и чувственными губами. Как дорогие автомобили 30-х годов — гладкие, сверкающие, безупречно сконструированные.

Девушка в перчатках, 1929 год.
Девушка в перчатках, 1929 год.
Розовая туника, 1927 год
Розовая туника, 1927 год

В этом плане показательна самая известная работа художницы — «Автопортрет в зелёном Бугатти» (1929). Здесь всё, что нужно знать о Тамаре: она за рулём шикарной машины, в кожаных перчатках, с непроницаемым лицом. Никаких слабостей — только скорость, стиль и контроль.

Автопортрет в зеленом «Бугатти». 1929 год
Автопортрет в зеленом «Бугатти». 1929 год

Её картины заказывали аристократы, звёзды, богемные парижане. Она вращалась в самых модных кругах, устраивала вечеринки, шокировала публику своей независимостью и откровенной личной жизнью: художница меняла любовников, как перчатки и не скрывала этого. И это чувствовалось в её искусстве — откровенность, провокация, холодный блеск роскоши.

Портрет Наны де Эрреры, 1929 год
Портрет Наны де Эрреры, 1929 год
Портрет миссис Буш. 1929 год
Портрет миссис Буш. 1929 год

Финал: закат и возрождение

После Второй мировой войны стиль ар-деко вышел из моды. Тамара переехала в США, продолжала рисовать, но мир больше не нуждался в её глянцевых богинях. Последние годы она провела в Мексике, вдали от прежнего блеска. Но 80-е годы принесли ей второе рождение – ар-деко снова вошёл в моду, и работы Лемпицкой стали коллекционной ценностью.

Идиллия, 1931 год
Идиллия, 1931 год
Тадеуш Лемпицки (Портрет мужчины, неоконченный), 1928 год
Тадеуш Лемпицки (Портрет мужчины, неоконченный), 1928 год

Сегодня её картины продаются за миллионы, а её образ вдохновляет дизайнеров и фотографов. Тамара де Лемпицка не просто писала картины — она создавала эпоху. Эпоху, в которой женщины впервые почувствовали себя сильными и свободными.

Женщина с мандолиной, 1929 год
Женщина с мандолиной, 1929 год
Зеленый тюрбан, 1929 год
Зеленый тюрбан, 1929 год

Тамара де Лемпицка — женщина, которая нарисовала себя сама, задала моду на гламур и превратила искусство в вызов. Тамара была не просто художницей – она стала легендой, настоящей рок-звездой в мире искусства.

Портрет мадам М., 1930 год
Портрет мадам М., 1930 год
Весна, 1925 год
Весна, 1925 год

Если понравилась статья – ставьте лайк и подписывайтесь на канал.

Если хотите поддержать меня чашечкой кофе – сделайте это разовым донатом или премиум-подпиской так вы можете сказать: «Дима, мне нравится то, что ты делаешь, продолжай»!

Ещё по теме: